САМООБСЛЕДОВАНИЕ школы за 2021 год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа пос. Тельмана
Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания
(МБОУ ООШ пос. Тельмана)

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

Директор МБОУ ООШ пос. Тельмана

МБОУ ООШ пос. Тельмана

___________

(протокол № 06

____ апреля 2022 г.

Е. Л. Кибирова

от 12 апреля 2022 г.)

ОТЧЁТ О РЕЗУЛЬТАТАХ САМООБСЛЕДОВАНИЯ
Муниципального бюджетного общеобразовательного учрежденияосновной общеобразовательной школы пос. Тельмана
Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания
(МБОУ ООШ пос. Тельмана) за 2021 год

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеНаименование
образовательной
организации

основная общеобразовательная школа пос. Тельмана
Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания
(МБОУ ООШ пос. Тельмана)

Руководитель

Евгения Леонардовна Кибирова

Адрес организации

363724, РСО-Алания, Моздокский район, п. Тельмана,
ул. Никулиной, д.3

Телефон, факс

(867) 36 5-46-26

Адрес электронной
почты

skultelman@list.ru

2

Учредитель

Администрация местного самоуправления Моздокского района РСОАлания

Дата создания

1954 год открыты классы начальной школы; 1962 год – восьмилетняя
школа; 1990 год – неполная средняя школа; 1997 год – основная школа

Лицензия

Серия 15ЛО1 №0001389, регистрационный номер 2453 от 24 ноября 2016
года, выдана Министерством образования и науки Республики Северная
Осетия – Алания

Свидетельство о
государственной
аккредитации

Серия 15АО1 №0000150, регистрационный номер 1005 от 30 апреля 2014
года, выдана Министерством образования и науки Республики Северная
Осетия – Алания

МБОУ ООШ пос. Тельмана (далее – Школа) расположена в поселке Тельмана. Большинство
семей обучающихся проживают в близлежащем населенном пункте – селе Елбаево. Основным
видом деятельности Школы является реализация общеобразовательных программ начального
общего и основного общего образования. Также Школа реализует образовательные программы
дополнительного образования детей.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
I. ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образовательная деятельность организуется в соответствии:
– с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
– приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;
– приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования»;
– СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
– СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (действуют с 01.03.2021);
– СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры
для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
– основными образовательными программами по уровням образования, включая учебные планы,
календарные учебные графики;

3

– расписанием занятий.
Школа ведет работу по формированию здорового образа жизни и реализации технологий
сбережения здоровья. Все учителя проводят совместно с обучающимися физкультминутки во время
занятий, гимнастику для глаз, обеспечивается контроль за осанкой, в том числе во время письма,
рисования и использования электронных средств обучения.
Учебный план 1–4-х классов ориентирован на четырехлетний нормативный срок освоения
основной образовательной программы начального общего образования (реализация ФГОС НОО), 5–
9-х классов – на пятилетний нормативный срок освоения основной образовательной программы
основного общего образования (реализация ФГОС ООО). Форма обучения: очная. Язык обучения:
русский.
В 2021 году в результате введения ограничительных мер в связи с распространением
коронавирусной инфекции часть образовательных программ в 2020/2021 и в 2021/2022 учебных
годах пришлось реализовывать с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий. Для этого использовались федеральные и региональные
информационные ресурсы, в частности, образовательный интернет-ресурс «ЯКласс»
(https://www.yaklass.ru ), информационно-образовательная среда «Российская электронная школа»
(https://resh.edu.ru/ ).
Результаты педагогического анализа, проведенного по итогам освоения образовательных
программ в дистанционном режиме, свидетельствуют о поддержании среднестатистического уровня
успеваемости учеников начального и основного уровня общего образования.

Воспитательная работа
Целью воспитательной работы за отчетный период являлось совершенствование системы
воспитательной работы и создание условий для воспитания человека и гражданина, умеющего
адаптироваться в современном мире.
Воспитательная работа во втором полугодии 2020-2021 учебного года осуществлялась в
соответствии с программой духовно-нравственного развития ООП НОО и программой воспитания
и социализации ООП ООО по следующим направлениям:
-патриотическому воспитанию обучающихся,
-правовому воспитанию обучающихся,
-формированию духовно-нравственной культуры обучающихся,
-формированию у обучающихся потребности в ведении здорового образа жизни,
-взаимодействию семьи школы,
-занятости детей «группы риска» в каникулярное и учебное время.
Патриотическое воспитание учащихся:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям
человека, формирование и развитие нравственных чувств и этического сознания - основные
направления воспитательной работы школы, целью которых является формирование гражданскопатриотического сознания, формирование устойчивой духовно- нравственной позиции учащихся.
Это помогает расширить у учащихся круг знаний по истории Удмуртии, ее традициям, культуре,

4

формированию чувства патриотизма, гордость за свою родину, правового сознания и гражданской
ответственности.
Традиционно в феврале проведен Месячник гражданско-патриотического воспитания. Во всех
образовательных учреждениях проведено ряд мероприятий, посвященных Дню Защитника
Отечества: классные часы, конкурсы рисунков, конкурсы песни и строя. Проведена гражданскопатриотическая акция «Во славу Отечества». Оформляются и обновляются тематические стенды.
Также хочется отметить, что в школах действуют патриотические объединение «Юнармия».
Изучение истории родного края, малой родины практикуется классными руководителями в процессе
краеведческой работы во время экскурсий. Регулярно учащиеся посещают краеведческий музей г.
Моздока.
Традиционно прошли мероприятия, посвященные Дню Победы: классные часы, акции, конкурсы
рисунков: «Окна Победы», «Наследники Победы», «Бессмертный полк», «Рисуем Победу» и
др.), Смотр строя и песни юнармейских отрядов в г. Моздоке.
Используемые формы работы (традиционные и инновационные). К традиционным формам работы
можно отнести:
-проведение мероприятий ко Дню народного единства, ко Дню защитника Отечества, ко Дню
Победы, Дню памяти и скорби, ко Дню солидарности по борьбе с терроризмом,
-единые классные часы «Защитники Отечества», «Дети Войны», «Мы-граждане России» и др.,
- «Уроки мужества»
-экскурсии в музеи города,
-деятельность детских объединений школы,
-праздники первого и последнего звонка,
-тематические уроки, посвященные датам российской истории и культуры.
Правовое воспитание учащихся:
Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско- правовой
активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой
грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного
выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина,
налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).
Для учащихся в течение года проводились классные часы на темы: «Живи по Закону», «Я шалю, или
я нарушаю», «Законность-норма современной жизни», «Я отвечаю за своё решение», «Умей сказать:
«Нет» любому недостойному предложению», «Воля случая или я умею расставлять приоритеты»,
«Ответственность и безопасность», «Человек, личность, гражданин», «Кем я хочу стать?», «Я –
гражданин России» и другие.
Проведены беседы с учащимися «Имею право знать», «Правила нашей безопасности», «Конвенция
о правах ребенка», «Право и мораль», «Компьютерная зависимость: мифы и реальность», «Правой
лабиринт» и др.
В рамках правового воспитания в течение года были организованы встречи с субъектами
профилактики (инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения, инспектор ПДН).

5

Специалисты структурных подразделений МВД проводили беседы с учащимися города о правах и
обязанностях несовершеннолетних, по профилактике правонарушений.
Оформлены стенды «Твои права, обязанности и ответственность», «1 декабря - Всемирный день
борьбы со СПИДом», «Знай, свои права – соблюдай закон!», «Ребенок в безопасном мире».
Традиционно проводятся месячники правого воспитания, профилактики безнадзорности и
беспризорности, профилактики вредных привычек.
В декабре 2021г. прошел Всероссийский единый урок «Права человека». В школе прошли Уроки по
правам человека (в рамках проведения уроков обществознания), классные часы «Твои права
прописаны в Конституции РФ», "Права человека в современном мире"; беседы «Права, обязанности
и ответственность ребенка", "Подросток и закон", викторина «Я – гражданин России».
Правое образование родительской общественности носит систематический и планомерный
характер. На родительских собраниях проходит работа по повышению уровня правовых знаний
родителей, ориентация на защиту прав своего ребенка, оказывается помощь в воспитании детей.
Проведение родительских всеобучей, встреч со специалистами, распространение буклетов о правах
и обязанностях родителей и использование других форм работы способствует формированию
правовой культуры родителей. Социальный педагог ведет постоянную и планомерную работу с
социально незащищенными, неполными семьями, семьями «группы риска».


Используемые формы работы (традиционные и инновационные):

-Беседы;
-Классные часы;
-Кинолекторий;
-Родительские собрания;
-Организация встреч с сотрудниками правоохранительных органов;
-Работа профилактической комиссии;
-Анкетирование учащихся на выявление отношения к нарушениям правопорядка, жестокого
обращения с детьми;
-Коррекционные занятия с учащимися «группы риска»;
-Часы социального педагога на правовые темы;
-Встречи с инспектором ПДН детей «группы риска»;
-Неделя права, месячники по правовому воспитанию;
-Выпуск стенгазет, буклетов «Права ребенка в современном мире»;
-Обновление информации на стендах.
Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся
Одним из важнейших звеньев в воспитательной работе является духовно- нравственное воспитание,
направленное на формирование у обучающихся основных эстетических правил и идеалов норм
общения, развитие толерантности и интернационализма, культурных потребностей, раскрытие
творческих способностей детей, развитие художественного потенциала личности, через проведение
концертов, акций, радиопередач, игр, конкурсов, выставок.


Используемые формы работы: акции, конкурсы, месячники, концерты, игровые программы,
интеллектуальные игры, классные часы.

В школе проведено ряд мероприятий для учащихся 1-9 кл. по отдельному плану: День профилактики
«Сквернословие-бич современного общества», Праздник «Мир семьи», День профилактики

6

«Буллингу – нет!», День профилактики «Образ человека в сети», Разговор по душам «Гармония
души и тела», Дискуссионный клуб «Профессии в современном мире», Литературное кафе «Слово
о любви», Информация для размышления. «Телегония. Как влияет девственная чистота на здоровье
поколений» и др.
Большое значение по воспитанию нравственных ценностей у ребят имеет психолого-педагогическое
просвещение родителей (родительские собрания, лектории). Традиционно в школе проводилась
акция «Забота» (ко Дню пожилых людей), которая сопровождалась праздничным концертом,
оформлением творческих проектов, акция «Сделаем наш город чище!», акция «Книголюбы».
Проведены конкурсы рисунков, конкурсы чтецов, конкурс творческих работ «Россия, родина моя».
Ко Дню учителя проведен праздничный концерт «За все спасибо, педагоги!», была организована
Выставка творческих работ ко Дню учителя «Учитель, какое прекрасное слово…» и Дню пожилых
людей.
Большая работа проводится в классных коллективах. В течение года проведены классные часы, на
которых особое внимание уделено было темам «Семья и семейные ценности», толерантности,
вандализму, любви к малой Родине.
В рамках выполнения намеченного планом воспитательной работы по духовно-нравственному и
эстетическому направлению в школе прошли следующие мероприятия: День знаний, Уроки добра,
Праздничный концерт с приглашением учителей пенсионеров ко Дню учителя. Учащиеся
приготовили открытки для бабушек и дедушек, "Подарок для мамы", оформление стенгазет,
коллажей "Мамы всякие важны", оформление выставки в библиотеке школы "Образ матери в
литературе", конкурс - украшение классных комнат, новогодняя сказка для учащихся школы и
приглашенных, проведены единые классные часы по толерантности "Толерантность начинается с
улыбки", "Еду -еду я по свету", "Подари улыбку".
Большое значение в школе уделяется проведению экологических мероприятий. Проводились
ставшие традиционными экологические мероприятия: Акции «Разделяй с нами» Всероссийская
акция «Покормите птиц зимой»; Праздники «Синичкин день», «День птиц», Экологические уроки
«Секреты переработки».
В течение года в школе проводились благотворительные акции «Сделай зиму теплой», «Помоги
собраться в школу», «Подари книгу школьной библиотеке». Собранные вещи были отданы
учащимся из малообеспеченных семей.
Эффективность работы школы заключается в формировании нравственного сознания учащихся,
умении выстраивать свою деятельность в коллективе. Результатом работы является благоприятная
эмоциональная обстановка в школе, созданная система ученического самоуправления, активное
участие учащихся в конкурсах различного уровня, разнообразие и охват проводимых мероприятий.
За истекший период проводились различные творческие мероприятия. Цель – воспитание
эстетических, гражданских, патриотических, нравственных чувств у учащихся. Классные часы,
беседы стали основной формой работы.
Также регулярно проводились конкурсы и выставки детского рисунка, конкурсы стенных газет и
плакатов. Готовясь и участвуя в школьных праздниках, ребята осознают свою причастность к жизни
школы, учатся уважать её традиции, проявляют свои творческие способности, учатся уважать
традиции своего народа, других народов.

7

Духовно-нравственное развитие детей продолжается в коллективном творчестве (украшение класса
к Новому году, в изготовлении газет, поделок, участиях в конкурсах), которое способствует
сплочению детей, учит уступать друг другу, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи
и взаимовыручки.


Используемые формы работы (традиционные и инновационные); конкурсы; месячники;
концерты; игровые программы; классные часы; организация встреч с интересными людьми;
участие в школьных, городских и республиканских акциях («Посади свое дерево», «Операция
«Кормушка», Акция милосердия и т.д.); участие в школьных, городских и республиканских
конкурсах и праздниках; посещение кинотеатров, библиотек, музеев города; приглашение
специалистов (психолога, работника библиотеки); анкетирование обучающихся.

Формирование у обучающихся потребности в ведении здорового
создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

образа

жизни

и

В общеобразовательных учреждениях реализуются программы, направленные на формирование у
обучающихся потребности в ведении здорового образа жизни.
Программы включают в себя следующие направления:
-Здоровьесберегающие технологии (профилактические прививки, организация здорового питания);
-Оздоровительные (физическая подготовка, физкультминутки и подвижные переменки,
гимнастика);
-Межведомственное взаимодействие по вопросам формирования здорового образа жизни
(медицина, полиция, МЧС, ГАИ и др.);
-Навыки безопасного (для здоровья личности) поведения в различных жизненных ситуациях;
-Технологии обучения
здоровью (включение
соответствующих тем в
предметы
общеобразовательного цикла);
- Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся,
внеклассные и внешкольные мероприятия, Дни Здоровья, спортивные соревнования и т.д.);
-Работа спортивных секций.


Используемые формы работы: видеолектории; дни здоровья, спортивные праздники; тренинги;
индивидуальные беседы, консультации; классные часы по
формированию
ЗОЖ,
безопасности и профилактике вредных привычек; сдача норм ГТО; участие в Спартакиаде
школьников; месячник безопасности; родительские собрания; приглашение специалистов
(нарколога, психолога, инспектора ПДН) на классные часы и родительские собрания; участие в
школьных, городских спортивных соревнованиях.

Проведены следующие мероприятия: оформление стендов по формированию здорового образа
жизни; организация конкурса социальной рекламы по ЗОЖ «Я выбираю жизнь!»; Урок «Телефон
доверия»; Профилактическая игра «Формула счастья»; В течение 2020-2021 уч. года проводилось
множество спортивно-оздоровительных мероприятий: «День здоровья»,
«А ну-ка, мальчики!»,
«Вперед, девчонки!».
Прошли Акции «Чистые руки», «Чистота – залог здоровья»
Были проведены классные часы по ПДД (в том числе с привлечением сотрудника ГИБДД), по
профилактике травматизма, по пожарной безопасности, по безопасности на водных объектах. Для

8

привития школьникам основ собственной безопасности в школах проводились тренировочные
эвакуации из здания школ.
Традиционно в библиотеке были оформлены выставки: «В здоровом теле – здоровый дух», к
Всемирному дню здоровья, «Готов к труду и обороне». Обновлялась информация на стендах «Мы
вместе!», «Здоровье – это здорово!» и др.
Взаимодействие семьи и школы
Семья, родители – один из равноправных объектов образовательной системы. Невозможно достичь
поставленных целей, не сотрудничая с родителями обучающихся. Но и семья сегодня не может
обойтись без сотрудничества с классным руководителем, учителем-предметником, практическим
психологом, администрацией школы.
Работа педагогов школ с родителями осуществляется по-разному: со всем родительским
коллективом, группой или индивидуально. Взаимодействие школы и семьи в воспитании
необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего
общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания.
В школе работа с родителями ведется по следующим направлениям:
1. Информационно-просветительское: проведение родительских лекториев; классные родительские
собрания; индивидуальная консультация практического психолога по вопросам воспитания
учащихся; диагностические исследования.
2.Организационно-деятельностное: участие в заседаниях Совета школы; проведение заседаний
общешкольного родительского комитета; участие в заседаниях Совета профилактики, организация
рейдов в семьи, где проживают обучающиеся, рейдов-проверок школьной столовой, рейдов
проверок состояния учебников; оказание спонсорской помощи школы; привлечение родителей к
организации кружковой работы в школе; индивидуальная работа классного руководителя с
родителями (беседы, консультации).
3. Творческое: организация совместных классно-семейных праздников; участие в проектной
деятельности.
В школе функционирует классные, общешкольные родительские комитеты.
Одна из задач воспитательной работы школы - активизация работы по расширению родительского
актива и вовлечения большего числа родителей в работу класса и школы. Реализовать эту задачу
помогают мероприятия с участием родителей.
Работа по усилению взаимосвязи семьи и школы осуществлялась через традиционные формы
работы: родительские собрания, консультации, беседы, посещение уроков и семей, общение по
телефону.


Используемые традиционные формы работы: родительские собрания, посещение семьи, работа
родительского комитета, внеклассные мероприятия с участием родителей, родительские
вечера, индивидуальные консультации, групповые консультации, тематические консультации,
тематические мероприятия, проводимые родителями, информационные бюллетени,
информационные стенды, праздники: «День матери», «День отца»

9



Инновационные формы работы: родительские собрания в форме тренингов, проблемные
родительские собрания классам, родительский всеобуч, проблемные круглые столы.

Для осуществления успешной работы школы с родительской общественностью необходимо
понимать, что максимально привлечь родителей к участию в учебно - воспитательном процессе
сможет только классный руководитель. Вся деятельность классного руководителя с родителями
учащихся в школах представлена следующими направлениями и формами: изучение семей и
условий семейного воспитания; информирование родителей о содержании учебно-воспитательного
процесса в классе; психолого-педагогическое просвещение родителей; взаимодействие с
родительским комитетом; совместная деятельность родителей и учащихся.
Основные вопросы воспитания учащихся, проблемы обучения решаются и обсуждаются на
классных родительских собраниях. Просветительскую работу также проводят педагог-психолог и
социальный педагог, ими проведено ряд родительских собраний на темы: «Я и мой ребенок» по
результатам проведенных диагностик, «Ваш ребенок - пятиклассник» и др.
Анализ опыта работы по организации взаимодействия семьи и школы позволяет утверждать, что
массовый охват родителей одинаковыми формами работы малоэффективен. Наиболее активно
родители участвуют в организации досуга детей. Это организация всевозможных праздников,
мероприятий и творческих конкурсов. Родители помогают создавать имидж школы. Отрадно
заметить, что при проведении в школе коллективных мероприятий многие родители не занимали
позицию стороннего наблюдателя, а являлись активными участниками мероприятий.
Педагогический коллектив школы пытается выстраивать с семьями учащихся уважительные
взаимные отношения. Встречи с родителями проходят корректно, обсуждаются проблемы,
связанные с поведением ученика или необходимости развитие его личностных качеств, повышения
его образовательного уровня. Семья и школа – это единое целое, направленное на достижение одной
цели - воспитание и обучение детей.
-занятость детей группы риска в каникулярное и учебное время


Используемые формы работы (традиционные и инновационные):

-Профилактическая работа с учащимися и их родителями в течение учебного года и перед
каникулами;
-Проведение индивидуальных бесед с обучающимися и консультаций с родителями;
-Классные часы с учащимися 1-9 кл. по профилактике правонарушений, в том числе в период
каникул;
-Организация внеурочной занятости «учётников»;
-Организация досуга учащихся; вовлечение в классные, общешкольные мероприятия;
-Вовлечение «учётников» в
деятельность детских
общественных
объединений, в
волонтерскую деятельность;
-Принятие мер по организации занятости детей группы «риска» в период каникул;
-Родительские собрания;
-Посещение обучающихся на дому;
-Встречи с инспектором ПДН;
-Беседы с обучающимися, отдыхающими в летнем лагере;
-Ликвидация пробелов в знаниях; борьба с пропусками занятий;
-Пропаганда здорового образа жизни.

10

Важной в работе с «учётниками» является организация их внеурочной занятости.
Школой проводятся мероприятия с родителями по организации летнего отдыха – с родителями
обсуждался вопрос по организации каникулярного отдыха несовершеннолетних, состоящих на всех
видах учета.
В рамках акции были определены приоритетные направления деятельности:
-профилактика безнадзорности, преступности и правонарушений несовершеннолетних в летний
период;
-организация отдыха и занятости несовершеннолетних, находящихся в социально- опасном
положении, и несовершеннолетних, состоящих на учете в ОДН;
- выявление семей и детей, находящихся в социально-опасном положении;
-просветительская работа с обучающимися и родителями о соблюдении безопасности в летний
период.

С 01.09.2021 Школа реализует рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной
работы, которые являются частью основных образовательных программ начального и основного
общего образования. Воспитательная работа по ней осуществляется по следующим модулям:



инвариантные – «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной
деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление», «Профориентация»;
вариативные – «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения»

В рамках воспитательной работы Школа:
1) реализует воспитательные возможности педагогов, поддерживает традиции коллективного
планирования,
организации,
проведения
и
анализа
воспитательных
мероприятий;
2) реализует потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживает активное
участие
классных
сообществ
в
жизни
Школы;
3) вовлекает школьников в кружки, секции, объединения, работающие по школьным программам
внеурочной деятельности;
4)
использует в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживает использование
на
уроках
интерактивных
форм
занятий
с
учащимися;
5) поддерживает ученическое самоуправление — как на уровне Школы, так и на уровне классных
сообществ;
6) поддерживает деятельность функционирующих на базе школы детских общественных
объединений;
7) организует для школьников экскурсии, походы и реализует их воспитательный потенциал;
8)
организует
профориентационную
работу
со
школьниками;
9) развивает предметно-эстетическую среду Школы и реализует ее воспитательные возможности;
10) организует работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями,
направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

11

Воспитательные события в Школе проводятся в соответствии с календарными планами
воспитательной работы НОО и ООО. Они конкретизируют воспитательную работу модулей рабочей
программы воспитания по уровням образования.

Дополнительное образование
Образовательная деятельность в системе дополнительного образования осуществляется через
различные объединения детей по интересам. Основные направления: физкультурно-спортивная
направленность, техническая направленность, социально-педагогическая направленность,
культурологическая
направленность,
художественная
направленность,
краеведческая
направленность и др.
Отчетная деятельность в объединениях проходит в виде организации выставок, концертов,
спектаклей, участия обучающихся в соревнованиях, конкурсах и проектах. В дополнительном
образовании ожидаемые результаты не поддаются точной и фиксированной проверке, которую
можно было бы выразить рядом количественных показателей. Речь может идти только о
качественном анализе изменений, происходящих с воспитанниками. Данные для подобного анализа
собираются на основе наблюдений руководителей объединений, собеседований с классными
руководителями, с учителями - предметниками, родителями учащихся, а также с помощью
контрольно-измерительных материалов, проводимых трижды в год (входной контроль,
промежуточный и итоговый).
Посредством блока дополнительного образования в школах создается воспитательнообразовательное пространство, новое качество школьного образования и воспитания, новые
возможности для социализации и сознательной профориентации учащихся.

II. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Управление осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления.
Таблица 1. Органы управления, действующие в Школе

Наименование
органа
Директор

Управляющий
совет

Функции
Контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие
структурных подразделений организации, утверждает штатное расписание,
отчетные документы организации, осуществляет общее руководство
Школой
Рассматривает вопросы:
− развития образовательной организации;
− финансово-хозяйственной деятельности;
− материально-технического обеспечения

12

Педагогический
совет

Общее собрание
работников

Осуществляет текущее руководство образовательной деятельностью
Школы, в том числе рассматривает вопросы:
− развития образовательных услуг;
− регламентации образовательных отношений;
− разработки образовательных программ;
− выбора учебников, учебных пособий, средств обучения и воспитания;
− материально-технического обеспечения образовательного процесса;
− аттестации, повышения квалификации педагогических работников;
− координации деятельности методических объединений
Реализует право работников участвовать в управлении образовательной
организацией, в том числе:
− участвовать в разработке и принятии коллективного договора, Правил
трудового распорядка, изменений и дополнений к ним;
− принимать локальные акты, которые регламентируют деятельность
образовательной организации и связаны с правами и обязанностями
работников;
− разрешать конфликтные ситуации между работниками и
администрацией образовательной организации;
− вносить предложения по корректировке плана мероприятий
организации, совершенствованию ее работы и развитию материальной
базы

Для осуществления учебно-методической работы в Школе создано два предметных
методических объединения:
− классных руководителей;
− объединение педагогов начального образования.
В целях учета мнения обучающихся и родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся в Школе действуют Совет обучающихся и Совет родителей.
В 2021 школа начала вводить электронный документооборот в соответствии с Федеральным
законом от 24.04.2020 № 122-ФЗ. Для этого школа использует платформу «1С: Предприятие».
В течение 2021 года в электронную форму перевели:






педагогическую отчетную документацию;
рабочую документацию в сфере образования;
ведение личных дел работников и обучающихся;
переписку, уведомление, опрос и анкетирование родителей (законных представителей)
обучающихся;
оформление учебной и методической документации в части ООП начального, основного
и среднего общего образования.

По итогам 2021 года система управления Школой оценивается как эффективная,
позволяющая учесть мнение работников и всех участников образовательных отношений.
III. ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ И КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Таблица 2. Статистика показателей за 2018–2021 годы
№
п/п

Параметры статистики

2018/19
2019/20
2020/21
На конец
учебный учебный учебный 2021 года
год
год
год

13

Количество детей, обучавшихся на конец
учебного года, в том числе:
– начальная школа
– основная школа
Количество учеников, оставленных на
повторное обучение:
– начальная школа
– основная школа
Не получили аттестата:
– об основном общем образовании
Окончили Школу с аттестатом особого
образца:
– в основной школе

1

2

3
4

91

86

87

102

60
31
5

56
30
4

56
31
0

77
25
-

5
0
0
0
0

4
0
0
0
0

0
0
0
0
0

-

0

0

0

-

Приведенная статистика показывает, что положительная динамика успешного освоения
основных образовательных программ сохраняется, при этом стабильно растет количество
обучающихся Школы.
В Школе имеются обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья. Для них Школа
реализует следующие АООП:


адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1).
Категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:



обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – 2
(1,85%);

В Школе имеется общеобразовательный класс, где дети с ОВЗ обучаются совместно с
обучающимися без ограничений возможностей здоровья по индивидуальной адаптированной
образовательной программе. Заместителем директора по воспитательной работе была проведена
работа по адаптации учеников с ОВЗ в период дистанционного обучения. Проведена работа с
родителями и педагогами.
На начало 2021/22 учебного года дети с ОВЗ в Школе обучаются в 9-м общеобразовательном
классе.
На
сайте
Школы
имеется
раздел
«Для
обучающихся
с
ОВЗ»
(http://telman.mozdokschool.ru/?section_id=16).
Краткий анализ динамики результатов успеваемости и качества знаний

Всего
уч-ся

Классы

Таблица 3. Результаты освоения учащимися программ начального общего образования по
показателю «успеваемость» в 2021 году
Из них
успевают

Окончили год

Окончили год

Не успевают

Переведены условно
Из них н/а

%

%

с отметками
«5»

%

Количество

%

Количество

%

2

17

15

88,24 1

5,88

0

0

0

0

1

5,88

3

14

12

85,71 2

14,29 0

0

0

0

0

0

4

6

4

66,67 2

33,33 0

0

0

0

0

0

31

80,21 5

17,83 0

0

0

0

1

1,96

Итого 37

с отметками
«4» и «5»

Количество

14

Если сравнить результаты освоения обучающимися программ начального общего образования
по показателю «успеваемость» в 2021 году с результатами освоения учащимися программ
начального общего образования по показателю «успеваемость» в 2020 году, то можно отметить,
что процент учащихся, окончивших на «4» и «5», снизился на 4,46 процента (в 2020-м был
22,29%), процент учащихся, окончивших на «5», оказался нулевым (в 2020-м – 3,03%).

1

12,5

6

7

6

85,71 1

7

8

6

75

8

4

3

75

%

75

Количество

%

6

%

с отметками
«4» и «5»

8

%

%

5

Переведены
условно
Из них н/а

с отметками
«5»

Количество

Не успевают

Всего учащихся

Окончили год Окончили
год

Классы

Из них
успевают

Количество

Таблица 4. Результаты освоения учащимися программ основного общего образования по
показателю «успеваемость» в 2021 году

1

12,5 0

0

0

0

14,29 0

0

0

0

0

0

2

25

0

0

0

0

0

0

1

25

0

0

0

0

0

0

15

9

4

3

75

1

Итого

31

24

77,14 6

25

0

20,36 1

0

0

0

0

0

2,5

0

0

0

0

Если сравнить результаты освоения обучающимися программ основного общего образования
по показателю «успеваемость» в 2021 году с результатами освоения учащимися программ основного
общего образования по показателю «успеваемость» в 2020 году, то можно отметить, что процент
учащихся, окончивших на «4» и «5», понизился на 8,14 процента (в 2020-м был 28,5%), процент
учащихся, окончивших на «5», повысился и составил 2,5% (в 2020-м был 0%).
В 2021 году обучающиеся 4-8-х классов участвовали в проведении всероссийских
проверочных работ. Анализ результатов показал, что 40% обучающихся не подтвердили своей
отметки за 3-ю четверть 2020/21 учебного года. В основном, произошло понижение оценки по
сравнению с отметкой преподавателя.
Самое значительное снижение отметок обнаружено по следующим предметам в классах:







математика, 6 класс – 67%
история, 7 класс – 67%
русский язык, 6 класс – 86%
физика, 7 класс – 86%
немецкий язык, 7 класс – 100%
обществознание, 8 класс – 100%

100%-е подтверждение отметок зафиксировано по окружающему миру в 4 классе, а также по
русскому языку, математике и биологии в 8 классе. В общих показателях подтвердили свои
отметки 58% обучающихся.
Лишь 2% обучающихся повысили свой результат на ВПР по сравнению с итогами обучения в 3й четверти (история в 5 классе, биология в 6 и 7 классах).
Анализ результатов ВПР по сравнению с прошлым годом показал серьезное снижение качества
знаний по истории в 7 классе и обществознанию в 7–8-х классах.
Положительная динамика наблюдается по биологии в 6-7-х классах, по географии в 7 классе, по
русскому языку и математике в 8 классе.
За основу показателей результатов ВПР было взято качество знаний учащихся по итогам
выполнения проверочных работ, которое позволило отследить результаты учащихся в целом, и
увидеть динамику. Также проводился анализ по каждому предмету и каждому ребенку по
результатам достижения планируемых результатов в соответствии с ООП начального и основного
образования и ФГОС, который позволяет определить, какие задания вызывают наибольшее
затруднение. На основе этих данных каждый педагог, чьи обучающиеся показали низкие

16

образовательные результаты, будет проводить работу по своему предмету для устранения
недочётов обучения.
Результаты ГИА
В 2021 году обучающиеся 9-х классов сдавали экзамены только по основным предметам —
русскому языку и математике, чтобы получить аттестат. По одному предмету по выбору
проводилась внутренняя контрольная работа (все выпускники выбрали и успешно написали
контрольную работу по предмету «биология»).
Таблица 5. Общая численность выпускников 2020–2021 учебного года
9-й
класс
4

Общее количество выпускников
Количество обучающихся на семейном образовании

0

Количество обучающихся с ОВЗ

0

Количество обучающихся, получивших «зачет» за итоговое собеседование

4

Количество обучающихся, не допущенных к ГИА

0

Количество обучающихся, получивших аттестат

4

Сравнительные результаты 9-х классов представим в таблице.
Таблица 6. Итоговые результаты выпускников на уровне основного общего образования
Критерии
Количество 9-х классов всего
Количество выпускников 9-х классов всего
Количество выпускников 9-х классов, успевающих по
итогам учебного года на «5»
Количество выпускников 9-х классов, успевающих по
итогам учебного года на «4» и «5»
Количество выпускников 9-х классов, допущенных к
государственной (итоговой) аттестации
Количество выпускников 9-х классов, не допущенных к
государственной (итоговой) аттестации
Количество выпускников 9-х классов, проходящих
государственную (итоговую) аттестацию в режиме ГВЭ

2018–2019
Кол- %
во
1
100
4
100
0
0

2019–2020
Кол- %
во
1
100
5
100
0
0

2020–2021
Кол- %
во
1
100
4
100
0
0

1

25

4

80

1

25

4

100

5

100

4

100

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

17

IV. ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Организация учебного процесса в Школе регламентируется режимом занятий, учебным планом,
календарным учебным графиком, расписанием занятий, локальными нормативными актами
Школы.
Образовательная деятельность в Школе осуществляется по пятидневной учебной неделе для 1-х
классов, по шестидневной учебной неделе — для 2–9-х классов. Занятия проводятся в одну смену.
В соответствии с СП 3.1/2.43598-20 и методическими рекомендациями по организации начала
работы образовательных организаций Моздокского района в 2021/22 учебном году Школа:
 разработала графики прихода обучающихся, начала/окончания занятий, приема пищи

в столовой с таким учетом, чтобы развести потоки и минимизировать контакты учеников;
 закрепила кабинеты за классами;
 составила и утвердила графики уборки, проветривания кабинетов и рекреаций;
 разместила на сайте школы необходимую информацию об антикоронавирусных мерах,
дополнительно направили ссылки по официальным родительским группам в WhatsApp;
 использует при осуществлении образовательного процесса бесконтактные термометры,
тепловизоры — два стационарных на главные входы, один ручной, рециркуляторы передвижные
и настенные для каждого кабинета, средства и устройства для антисептической обработки рук,
маски многоразового использования, маски медицинские, перчатки.
Таблица 7. Режим образовательной деятельности
Классы

Количество Продолжительность урока (мин.)
смен

1

1

Ступенчатый режим:



2–9

1

Количество
учебных дней в
неделю
5

Количество
учебных
недель в году
33

6

34

35 минут (сентябрь–декабрь);
40-45 минут (январь–май)

45

Начало учебных занятий – 8 ч 30 мин.
Переход на новые ФГОС с 1 сентября 2022 года
Для перехода с 1 сентября 2022 года на ФГОС начального общего образования (1-й класс),
утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286, и ФГОС основного общего
образования (5-й класс), утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287, в МБОУ
ООШ пос. Тельмана разработан и утверждён план, чтобы внедрить новые требования к
образовательной деятельности. В том числе были определены сроки разработки основных
общеобразовательных программ – начального общего и основного общего образования. Для
выполнения новых требований и качественной реализации программ в МБОУ ООШ пос. Тельмана
на 2022 год запланирована масштабная работа по обеспечению готовности всех участников
образовательных отношений через новые формы развития потенциала.
Деятельность рабочей группы за 2021 год по подготовке Школы к постепенному переходу на
новые ФГОС НОО и ООО, можно оценить как хорошую. Причины, по которым не был проведен
ряд мероприятий плана, объективны: болезнь педагогов или участников рабочей группы.

18

V. ОЦЕНКА ВОСТРЕБОВАННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
Таблица 8. Востребованность выпускников
Год
Всего

Перешли в 10-й
класс Школы

выпуска
2018
2019
2020
2021

6
4
5
4

-

Основная школа
Перешли в 10-й
класс другой ОО
2
0
0
1

Поступили в
профессиональную ОО
4
4
3
1

В 2021 году один выпускник 9-го класса продолжил обучение в профессиональной организации
региона Северной Осетии, один выпускник перешёл в 10 класс другой ОО, двое выпускников 9
класса устроились на работу.
VI. ОЦЕНКА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В целях повышения качества образовательной деятельности в Школе проводится
целенаправленная кадровая политика, основная цель которой – обеспечение оптимального баланса
процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в
соответствии с потребностями Школы и требованиями действующего законодательства.
Основные принципы кадровой политики направлены:




на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала;
создание квалифицированного коллектива, способного работать в современных условиях;
повышение уровня квалификации персонала.

На период самообследования в Школе работают 12 педагогов, из них 9 – внутренних
совместителей, 2 – внешних, 1 – в декретном отпуске. Из них 7 человек имеют высшее
педагогическое образование, 5 человек имеет среднее специальное образование, из них один
обучается в педагогическом ВУЗе.
В 2021 году аттестацию прошёл 1 педагог — на первую квалификационную категорию.
В период дистанционного обучения все педагоги Школы успешно освоили онлайн-сервисы,
применяли цифровые образовательные ресурсы, вели электронные формы документации, в том
числе электронный журнал и дневники учеников.
VII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И БИБЛИОТЕЧНОИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Общая характеристика:





объем библиотечного фонда — 5822 единицы;
книгообеспеченность — 100 процентов;
обращаемость — 3596 единиц в год;
объем учебного фонда — 3220 единиц.

19

Фонд библиотеки формируется за счет федерального, республиканского, местного бюджетов.
Состав фонда и его использование:
№

Вид литературы

Количество
единиц в фонде

Сколько экземпляров
выдавалось за год

1

Учебная

3220

2468

2

Педагогическая

138

98

3

Художественная

2000

1296

4

Справочная

96

64

5

Языковедение, литературоведение

150

69

6

Естественно-научная

136

49

7

Техническая

30

18

8

Общественно-политическая

85

54

Фонд библиотеки соответствует требованиям ФГОС, учебники фонда входят в федеральный
перечень, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254.
Средний уровень посещаемости библиотеки — 29 человек в день.
На официальном сайте школы есть страница библиотеки с информацией о работе и проводимых
мероприятиях библиотеки Школы.
Оснащенность библиотеки учебными пособиями достаточная. Однако требуется дополнительное
финансирование библиотеки на закупку периодических изданий и обновление фонда
художественной литературы.
VIII. ОЦЕНКА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ
Материально-техническое обеспечение Школы позволяет реализовывать в полной мере
образовательные программы. В Школе оборудованы 12 учебных кабинетов, 3 из них оснащены
современной мультимедийной техникой, в том числе:
− лаборатория по физике;
− лаборатория по химии;
− лаборатория по биологии;
− один компьютерный класс;
− кабинет технологии.
На втором этаже здания оборудовано помещение для принятия обучающимися пищи и
лекционный зал. На первом этаже оборудован спортивный зал. Имеется асфальтированная
площадка для игр на территории Школы.

20

Анализ материально-технического обеспечения Школы показал наибольшие нарекания со стороны
участников образовательных отношений в период работы Школы в дистанционном режиме – к
материально-техническому обеспечению образовательного процесса в режиме онлайн.
Обозначенные проблемы в материально-техническом обеспечении образовательного процесса в
дистанционном или смешанном формате требуют тщательного изучения потребности Школы в
материально-технических ресурсах.
IX. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ
В Школе утверждено Положение о внутренней системе оценки качества образования. Школа
продолжила проводить в 2021 году мониторинг удовлетворенности родителей и учеников
дистанционным обучением посредством опросов и анкетирования. Результаты анализа
анкетирования показывают как положительную, так и отрицательную динамику
удовлетворенности родителей по ключевым показателям в дистанционный период.
Преимущества дистанционного образования по мнению родителей: гибкость и технологичность
образовательной деятельности, обучение в комфортной и привычной обстановке, получение
практических навыков. К основным сложностям респонденты относят затрудненную
коммуникацию с учителем — зачастую общение с ним сводится к переписке, педагоги не дают
обратную связь, а разобраться в новом материале без объяснений сложно.
С целью снижения напряженности среди родителей по вопросу дистанта, на сайте ОО организован
специальный раздел, обеспечена работа горячей телефонной линии по сбору информации о
проблемах в организации и по вопросам качества дистанционного обучения.

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Данные приведены по состоянию на 31 декабря 2021 года.
Показатели
Образовательная деятельность
Общая численность учащихся
Численность учащихся по образовательной программе начального
общего образования
Численность учащихся по образовательной программе основного
общего образования
Численность (удельный вес) учащихся, успевающих на «4» и «5» по
результатам промежуточной аттестации, от общей численности
обучающихся
Средний балл ГИА выпускников 9-го класса по русскому языку
Средний балл ГИА выпускников 9-го класса по математике
Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса, которые
получили неудовлетворительные результаты на ГИА по русскому
языку, от общей численности выпускников 9-го класса
Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса, которые
получили неудовлетворительные результаты на ГИА по математике,
от общей численности выпускников 9-го класса

Единица
измерения

Количество

человек
человек

102
77

человек

25

человек
(процент)

11 (15,7%)

балл
балл
человек
(процент)

3,8
3,0
0 (0%)

человек
(процент)

0 (0%)

21

Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса, которые не
получили аттестаты, от общей численности выпускников 9-го
класса
Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса, которые
получили аттестаты с отличием, от общей численности
выпускников 9-го класса
Численность (удельный вес) учащихся, которые принимали участие
в олимпиадах, смотрах, конкурсах, от общей численности
обучающихся
Численность (удельный вес) учащихся – победителей и призеров
олимпиад, смотров, конкурсов от общей численности обучающихся,
в том числе:
− регионального уровня
− федерального уровня
− международного уровня
Численность (удельный вес) учащихся по программам с
применением дистанционных образовательных технологий,
электронного обучения от общей численности обучающихся
Численность (удельный вес) учащихся в рамках сетевой формы
реализации образовательных программ от общей численности
обучающихся
Общая численность педработников, в том числе количество
педработников:
− с высшим образованием
− высшим педагогическим образованием
− средним профессиональным образованием
− средним профессиональным педагогическим образованием
Численность (удельный вес) педработников с квалификационной
категорией от общей численности таких работников, в том числе:
− с высшей
− первой
Численность (удельный вес) педработников от общей численности
таких работников с педагогическим стажем:
− до 5 лет
− больше 30 лет
Численность (удельный вес) педработников от общей численности
таких работников в возрасте:
− до 30 лет
− от 55 лет
Численность (удельный вес) педагогических и административнохозяйственных работников, которые за последние пять лет прошли
повышение квалификации или профессиональную переподготовку,
от общей численности таких работников
Численность (удельный вес) педагогических и административнохозяйственных работников, которые прошли повышение
квалификации по применению в образовательном процессе ФГОС,
от общей численности таких работников
Инфраструктура
Количество компьютеров в расчете на одного учащегося

человек
(процент)

0 (0%)

человек
(процент)

0 (0%)

человек
(процент)

39 (42%)

человек
(процент)

человек
(процент)

24 (0,3%)
10 (0,1%)
0 (0%)
0 (0%)

человек
(процент)

0 (0%)

человек

12

человек
(процент)
человек
(процент)
человек
(процент)
человек
(процент)

9
7
4
3
2 (16,6%)
0 (0%)
2 (16,6%)
5 (41,6%)
2 (16,6%)
3 (25%)
5 (41,6%)
1 (8,3%)
4 (33,3%)
12 (100%)

человек
(процент)

10 (83,3%)

единиц

0,193

22

Количество экземпляров учебной и учебно-методической
литературы от общего количества единиц библиотечного фонда в
расчете на одного учащегося
Наличие в Школе системы электронного документооборота
Наличие в Школе читального зала библиотеки, в том числе наличие
в ней:
− рабочих мест для работы на компьютере или ноутбуке
− медиатеки
− средств сканирования и распознавания текста
− выхода в интернет с библиотечных компьютеров
− системы контроля распечатки материалов
Численность (удельный вес) обучающихся, которые могут
пользоваться широкополосным интернетом не менее 2 Мб/с, от
общей численности обучающихся
Общая площадь помещений для образовательного процесса в
расчете на одного обучающегося

единиц

7

да/нет
да/нет

да
да

человек
(процент)
кв. м

да
да
нет
да
да
100 (100%)

2,55

Анализ показателей указывает на то, что Школа имеет достаточную инфраструктуру, которая
соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и позволяет
реализовывать образовательные программы в полном объеме в соответствии с ФГОС общего
образования.
Школа укомплектована достаточным количеством педагогических и иных работников, которые
имеют высокую квалификацию и регулярно проходят повышение квалификации, что позволяет
обеспечивать стабильных качественных результатов образовательных достижений обучающихся.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».