РПВ ООО

Содержание программы:
1. Целевой раздел
1.1. Цель и задачи воспитания;
1.2. Направления воспитания;
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания

2. Содержательный раздел
2.1. Уклад образовательной организации
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности (модули программы)

3. Организационный раздел
3.1. Кадровое обеспечение
3.2. Нормативно-методическое обеспечение
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявления активной жизненной
позиции обучающихся
3.5. Анализ воспитательного процесса.

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания основывается на единстве и преемственности
образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с
рабочими программами воспитания для организаций дошкольного и среднего
профессионального образования.
Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и организации
системной воспитательной деятельности; разрабатывается и утверждается с
участием коллегиальных органов управления общеобразовательной организацией,
в том числе советов обучающихся, советов родителей (законных представителей);
реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений,
социальными

институтами

воспитания;

предусматривает

приобщение

обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая
ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в
российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и
ценностей; историческое просвещение, формирование российской культурной и
гражданской идентичности обучающихся.
При разработке или обновлении рабочей программы воспитания её содержание, за
исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с особенностями
общеобразовательной
контингентом

организации:

обучающихся

и

их

организационно-правовой
родителей

(законных

формой,

представителей),

направленностью образовательной программы, в том числе предусматривающей
углублённое

изучение

отдельных

учебных

предметов,

учитывающей

этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Приложение

—

календарный

план

воспитательной

работы.

Рабочая программа воспитания.
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками

образовательных

отношений

являются

педагогические и

другие работники МБОУ ООШ пос. Тельмана (далее – Школа), обучающиеся, их
родители (законные представители), представители иных организаций, участвующие
в реализации образовательного процесса в соответствии с законодательством
Российской

Федерации,

локальными

представители) несовершеннолетних
право на

воспитание

Школе

определяется

своих

актами

Школы.

обучающихся

детей.

имеют

Содержание

содержанием

Родители

(законные

преимущественное

воспитания

обучающихся в

базовых

(гражданских,

российских

национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской
Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание
воспитания

обучающихся.

Вариативный

компонент

содержания

воспитания

обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных
религий народов России.
Содержание воспитания обучающихся в образовательной организации
определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм
и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти
ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся.
Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовнонравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в МБОУ ООШ пос. Тельмана планируется и
осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере
воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является

развитие

высоконравственной

личности,

разделяющей

российские

традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой
к мирному созиданию и защите Родины.
1.1.

Цель и задачи воспитания.
Цель воспитания обучающихся в образовательной организации:

развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на
основе

социокультурных,

духовно-нравственных

ценностей

и

принятых

в

российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,

общества и государства;
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в образовательной организации:
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
приобретение
социокультурного

соответствующего
опыта

поведения,

этим

нормам,

общения,

ценностям,

межличностных

традициям
социальных

отношений, применения полученных знаний;
достижение

личностных

результатов

освоения

общеобразовательных

программ в соответствии с ФГОС ООО.
Личностные

результаты

освоения

обучающимися

образовательных

программ включают:
осознание российской гражданской идентичности;
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется и
осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурноисторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и
с учетом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания,
совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру,
безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания

в

соответствии

с

ФГОС

ООО

и

отражает

готовность

обучающихся

руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности
на их основе.
1.2. Направления воспитания:
1) Гражданского воспитания, способствующего формированию российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской
Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и
субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам
и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры.
2) Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к
родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России;
историческое

просвещение,

формирование

российского

национального

исторического сознания, российской культурной идентичности.
3) Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной
культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование
традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты,
милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к
памяти предков.
4)

Эстетического

воспитания,

способствующего

формированию

эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей,
приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
5) Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры
здорового образа жизни и эмоционального благополучия - развитие физических
способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного
поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
6) Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном,
нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся
результатов в профессиональной деятельности.
7)

Экологического

воспитания,

способствующего

формированию

экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе,
окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей,

навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды.
8)

Ценности научного познания, ориентированного на воспитание

стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению
знаний, качественного образования с учетом личностных интересов и общественных
потребностей.
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП ООО
установлены ФГОС ООО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые
ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на
достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического
коллектива для выполнения требований ФГОС ООО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием
воспитания

обучающихся

конституциональных)

на

основе

ценностей,

российских

обеспечивают

базовых
единство

(гражданских,
воспитания,

воспитательного пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего
образования.
1. Гражданско-патриотическое воспитание:
знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление
о Родине - России, ее территории, расположении;
сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам;
понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
родного края, своей Родины - России, Российского государства;
понимающий значение гражданских символов (государственная символика
России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников
Отечества, проявляющий к ним уважение;
имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека
в обществе, гражданских правах и обязанностях;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
доступной по возрасту социально значимой деятельности.

2. Духовно-нравственное воспитание:
уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности;
сознающий

ценность

каждой

человеческой

жизни,

признающий

индивидуальность и достоинство каждого человека;
доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать
помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и
моральный вред другим людям, уважающий старших;
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного
языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
3. Эстетическое воспитание:
способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве людей;
проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной
культуре;
проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
4.

Физическое

воспитание,

формирование

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия:
бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные
правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе
в информационной среде;
владеющий

основными

навыками

личной

и

общественной

гигиены,

безопасного поведения в быту, природе, обществе;
ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья,
занятия физкультурой и спортом;
сознающий

и

принимающий

свою

половую

принадлежность,

соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом

возраста.
5. Трудовое воспитание:
сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам труда, ответственное потребление;
проявляющий интерес к разным профессиям;
участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
6. Экологическое воспитание:
понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду;
проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам;
выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических
норм.
7. Ценности научного познания:
выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке;
обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой
природы, о науке, научном знании;
имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления
опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1.

Уклад Школы

МБОУ ООШ пос. Тельмана является основной общеобразовательной школой,
обучение в которой осуществляется по двум уровням образования (начальное общее
образование, основное общее образование).
Школа расположена в посёлке Тельмана.
Социальное окружение школы – структурное подразделение «Детский сад
пос. Тельмана», Дом культуры пос. Тельмана, ФАП пос. Тельмана, отделение
почтовой связи. Деятельность данных учреждений нацелена на формирование
законопослушного, активного, здорового гражданина страны. Географическая

близость и созвучность целей деятельности позволяет Школе выстраивать
партнерские отношения с данными учреждениями через организацию тематических
встреч, занятий, экскурсий, что повышает эффективность организуемой в школе
воспитательной работы.
Основной контингент учащихся – дети из благополучных семей, нацеленные
на получение качественного общего образования. Высокая социальная активность
учащихся

способствует

развитию

ученического

самоуправления,

позволяет

привлекать учащихся к организации и проведению различных мероприятий, что
повышает качество и уровень их проведения.
Источниками, оказывающими положительное влияние на воспитательный
процесс в школе, являются педагоги:
 высококвалифицированный

коллектив,

способный

замотивировать

учащихся на высокие достижения в учебной, спортивной, творческой и
социальной деятельностях;
 специалисты
обеспечивающие

социально-психологической
педагогическую

поддержку

службы
особым

школы,
категориям

обучающихся;
 педагоги-организаторы,
современные

формы

и

использующие

виды

в

деятельности,

работе

с

собственным

учащимися
примером

демонстрирующие активную гражданскую позицию.
Источниками отрицательного влияния являются учащиеся «группы риска»,
демонстрирующие асоциальное поведение в коллективе сверстников.
С учетом тенденций современного образования МБОУ ООШ пос. Тельмана
осуществляет тесное и конструктивное сотрудничество с государственными
структурами, учреждениями здравоохранения, культуры, отдыха, творчества,
дополнительного образования, общественными организациями, такими как: Центр
детского творчества г. Моздока, Моздокский аграрно-технический техникум,
Отдел молодёжи и спорта г. Моздока, Совет ветеранов г. Моздока, Дом дружбы г.
Моздока.
Процесс воспитания в Школе основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогов и школьников:
–

принцип уважения к личности ребенка, веры в способности и

возможности любого ребенка к совершенствованию;

–

принцип доверия обучающимся при принятии решений, реализации дел,

отнесенных к их зоне ответственности;
–

принцип гуманизации межличностных отношений, недопустимости

любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;
–

принцип взаимоуважения и сотрудничества взрослых и детей;

–

принцип соблюдения прав и защиты интересов обучающихся;

–

принцип учета интересов, запросов и мнения обучающихся, родителей

при принятии управленческих решений.
Основными традициями воспитания в Школе являются:
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются
следующие:
-

ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция

воспитательных усилий педагогов;
- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение
и коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и большинства
используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников;
- создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается
и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя,
реализующего по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую функции.
– выстраивание

системы

воспитательных

мероприятий

на

основе

общешкольных дел, равноправными участниками которых на всех этапах
реализации являются сами обучающиеся;
– создание ситуаций для проявления активной гражданской позиции
обучающихся через развитие ученического самоуправления, волонтерского
движения, включение в деятельность РДДМ «Движение Первых»;
реализация процессов воспитания и социализации обучающихся с использованием
ресурсов социально-педагогического партнёрства.
Школа участвует в следующих значимых проектах и программах, включённых

в систему воспитательной деятельности:
 Федеральный профориентационный проект «Билет в будущее».
В школе реализуются следующие инновационные воспитательные практики:


Проведение общешкольных мероприятий в формате интерактивных

локаций, когда учащиеся в свободном режиме самостоятельно либо с помощью
педагога

(5-9

классы),

выполняют

содержательные

игровые

задания,

предполагающие актуализацию имеющегося социально-значимого опыта либо
знакомство с имеющейся здесь же стендовой информацией. Прекрасно
дополняют данный формат различные тематические активности.
Опыт школы показал, что ненавязчивость, возможность свободного выбора,
отсутствие авторитарности и обязательности, красочность, современный дизайн
делают интерактивные локации привлекательными и востребованными среди
учащихся, позволяют охватить большое количество учащихся.
 Программа

обучения

классных

руководителей

эффективным

технологиям, методам и приёмам работы с обучающимися, родителями
(законными представителями).
Проблемные зоны, дефициты по достижению эффективных результатов в
воспитательной деятельности:
 Несогласованность действий различных субъектов образовательного
процесса при осуществлении работы с неуспевающими обучающимися и как
следствие – работа в режиме «скорой помощи», невозможность планирования
качественной профилактической и коррекционной работы.
 Проблемы применения современных методик и технологий воспитания в
деятельности классных руководителей, преобладания мероприятийного, а не
деятельностного подхода.
Для решения обозначенных проблем реализованы следующие мероприятия:
 Разработана программа обучения классных руководителей эффективным
технологиям, методам и приёмам работы с обучающимися, родителями
(законными представителями).
 Разработан алгоритм действий администрации, педагогов-предметников,
классных руководителей, специалистов СПС по профилактике неуспеваемости
обучающихся, работе с неуспевающими учащимися.

2.2.

Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
2.2.1. Урочная деятельность

Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности,
аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки)
может предусматривать (указываются конкретные позиции, имеющиеся в
образовательной организации или запланированные):
 максимальное использование воспитательных возможностей содержания
учебных

предметов

традиционных

для

формирования

духовно-нравственных

и

у

обучающихся

российских

социокультурных

ценностей,

российского исторического сознания на основе исторического просвещения;
подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных
материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
 включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам,
модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении
воспитательных задач уроков, занятий;
 включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,
модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной
работы;
 выбор

методов,

методик,

технологий,

оказывающих

воспитательное

воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках

предметов,

явлений

и

событий,

инициирование

обсуждений,

высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к
изучаемым событиям, явлениям, лицам;
 применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий,
дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде,
способствует развитию критического мышления;
 побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со

сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу
общеобразовательной

организации,

установление

и

поддержку

доброжелательной атмосферы;
 организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся
над

неуспевающими

образовательными

одноклассниками,

потребностями,

в

том

дающего

числе

с

обучающимся

особыми
социально

значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся,
планирование и

выполнение индивидуальных и

групповых

проектов

воспитательной направленности.
2.2.2. Внеурочная деятельность
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в
рамках

выбранных

обучающимися

курсов,

занятий,

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ:
План внеурочной деятельности.
Уровень начального общего образования (5--9 классы):
№ п/п Наименование

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

1
2

1
1
1

1
1

1

1

3
4
5

6
7
8
Итого

Рабочей программы вд
«Разговоры о важном»
«Естественно-научная грамотность»
«Мир живой природы»
«Практическая биология»
«Основы финансовой грамотности»
«Юный химик»
«Занимательная математика»
«Практическая психология»

1
1
1

3

3

1
1
3

3

2.2.3. Классное руководство
Реализация

воспитательного

потенциала

классного

руководства

как

деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство в
качестве особого вида педагогической деятельности, направленной, в первую
очередь,

на

решение

задач

воспитания

и

социализации

обучающихся,

предусматривает:
 планирование и проведение классных часов/мероприятий целевой

воспитательной,тематической направленности (не реже 1 раза в неделю);
 еженедельное проведение информационно-просветительских занятий
«Разговоры о важном» (в рамках внеурочной деятельности);
 инициирование и поддержку участия класса в общешкольных делах,
мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке,
проведении и анализе;
 организацию интересных и полезных для личностного развития
обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с
разными

потребностями,

способностями,

давать

возможности

для

самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать
для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
 сплочение

коллектива

командообразование

(с

класса

возможным

через

игры

привлечением

и

тренинги

на

педагога-психолога),

внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования
дней рождения обучающихся, классные вечера;
 выработку совместно с обучающимися Кодекса класса;
 ознакомление и контроль соблюдения Правил внутреннего распорядка
для обучающихся Школы;
 изучение особенностей личностного развития обучающихся путём
наблюдения за их поведением в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также
(при необходимости) со школьным психологом;
 доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание

взаимоотношений

с

одноклассниками,

родителями

или

педагогами, успеваемость и т. д.), совместный поиск решений проблем,
коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и
вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;
 индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения (по желанию);
 регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на

формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения,
предупреждение

и/или

разрешение

конфликтов

между

учителями

и

обучающимися;
 инициирование / проведение мини-педсоветов для решения конкретных
проблем

класса,

интеграции

воспитательных

влияний

педагогов

на

обучающихся, привлечение учителей-предметников к участию в классных
делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся,
общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских
собраниях класса;
 организацию и проведение регулярных родительских собраний (не реже
1 раза в четверть), информирование родителей об успехах и проблемах
обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь
родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;
 регулярное информирование родителей по вопросам ответственности за
воспитание детей, обеспечения безопасности, соблюдения правил дорожной
безопасности, правил пожарной безопасности и др. через классные чаты в
мессенджерах;
 создание и

организацию

работы

родительского

актива класса,

участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, Школе;
 привлечение родителей (законных представителей), членов семей
обучающихся

к

организации

и

проведению

воспитательных

дел,

мероприятий в классе и Школе;
 организацию

участия

родителей

(законных

представителей)

в

общешкольных родительских собраниях, конференциях по актуальным
темам воспитания и обучения;
 проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т. п.
2.2.4. Основные школьные дела
Реализация

воспитательного

потенциала

основных

школьных

дел

предусматривает:
общешкольные многодневные тематические мероприятия, направленные на
формирование

личностных

результатов

обучающихся.

Для

образовательной организации используются следующие формы работы.

этого

в

На внешкольном уровне:
•

Социальные проекты и акции – ежегодные разрабатываемые и реализуемые
совместно школьниками, педагогами, родителями и социальными партнерами
школы комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической
направленности, ориентированные на вовлечение школьников в социальные
практики и преобразование окружающего школу социума.

•

Проводимые и организуемые с семьями учащихся и социальными партнерами
спортивные мероприятия, фестивали, концерты, дающие возможность для
творческой самореализации учащихся, включающие их в деятельную заботу об
окружающих, ориентированные на воспитание нравственных чувств и этического
сознания, ценностного отношения к прекрасному.
На школьном уровне:

•

Общешкольные мероприятия – ежегодно проводимые коллективные дела,
связанные со значимыми для детей и педагогов событиями и датами, в которых
участвуют все классы школы.

•

Выставки творческих работ, направленные на приобщение учащихся к культурно
- эстетическим ценностям, на побуждение к совместной с родителями и
педагогами творческой деятельности, воспитывающие любовь к окружающему
миру, семье, Родине.
 ежегодные
региональными,
которых

мероприятия,
муниципальными

участвуют

все

классы:

связанные
праздниками,
мероприятия

с

общероссийскими,

памятными
в

рамках

датами,

календаря

знаменательных дат;
 участие во всероссийских акциях, проектах, посвящённых значимым
событиям в России, мире: проект «Георгиевская ленточка», акции
«Блокадный хлеб», «Диктант Победы», «Свеча памяти», «Час Земли» и др.);
 церемонии

награждения

(по

итогам

учебного

в

периода,

года)

обучающихся и педагогов за участие в жизни общеобразовательной
организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в
развитие общеобразовательной организации, чествование победителей и
призёров муниципального и регионального этапа Всероссийской олимпиады
школьников;
 федеральные, региональные и муниципальные проекты, направленные

на достижение целевых ориентиров воспитания: «Билет в будущее»; конкурс
«Большая перемена» и др.
 социальные проекты в общеобразовательной организации, совместно
разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с
участием социальных партнёров: «Рождественский подарок», «С любовью в
сердце» и др.
 мероприятия

благотворительной, экологической,

патриотической,

трудовой и других направленностей: тематические викторины, квесты,
квизы, флешмобы; акции по благоустройству и оформлению школьной
территории, фестиваль талантов, выставки рисунков и фотографий,
оформление тематических экспозиций и др.
 участие во Всероссийских онлайн-уроках Института изучения детства,
семьи и воспитания Российской академии образования;
 через формирование творческих групп как на уровне класса, так и на
уровне Школы вовлечение по возможности каждого обучающегося в
школьные дела в разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей,
корреспондентов,

ведущих,

оформителей,

музыкальных

редакторов,

ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей
и т. д.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения,
анализа общешкольных дел;
 наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,
проведения,

анализа

основных

школьных

дел,

мероприятий,

их

отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогами и другими
взрослыми с последующей корректировкой организации взаимодействия с
обучающимися.
2.2.5. Внешкольные мероприятия
Реализация

воспитательного

потенциала

внешкольных

мероприятий

предусматривает:
 общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые
совместно с социальными партнёрами Школы;
 внешкольные

тематические

мероприятия

воспитательной

направленности, организуемые педагогами по изучаемым в Школе учебным

предметам, курсам, модулям;
 походы выходного дня; экскурсии на предприятия, в СУЗы ;
экскурсионные поездки в другие города и местности, организуемые в
классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями
(законными

представителями)

обучающихся

с

привлечением

их

к

планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
 посещение учреждений культуры;
 выездные события, включающие в себя комплекс коллективных
творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,
характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
2.2.6. Организация предметно-пространственной среды
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
может предусматривать совместную деятельность педагогов, обучающихся, других
участников

образовательных

отношений

по

ее

созданию,

поддержанию,

использованию в воспитательном процессе:
- оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в образовательную
организацию государственной символикой Российской Федерации, субъекта
Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениями
символики Российского государства в разные периоды тысячелетней истории,
исторической символики региона;
- организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного
флага Российской Федерации;
- размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных
и

исторических,

точных

и

стилизованных,

географических,

природных,

культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами,
подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов
местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных,
религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей
России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и
защитников Отечества;

-

изготовление,

размещение,

обновление

художественных

изображений

(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео)
природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта,
духовной культуры народов России;
- организацию и поддержание в образовательной организации звукового
пространства

позитивной

воспитательной

духовно-нравственной,

направленности

(звонки-мелодии,

гражданско-патриотической
музыка,

информационные

сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;
- разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном
процессе "мест гражданского почитания"

в помещениях образовательной

организации или на прилегающей территории для общественно-гражданского
почитания лиц, мест, событий в истории России; мемориалов воинской славы,
памятников, памятных досок;
- оформление и обновление "мест новостей", стендов в помещениях (холл
первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме
новостную

информацию

позитивного

гражданско-патриотического,

духовно-

нравственного содержания, фотоотчеты об интересных событиях, поздравления
педагогов и обучающихся и другое;
- разработку и популяризацию символики образовательной организации
(эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и другое), используемой
как повседневно, так и в торжественные моменты;
- подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ
обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности,
знакомящих с работами друг друга;
- поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в
образовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон,
озеленение территории при образовательной организации;
- разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств,
спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;

- создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного
книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для
общего использования свои книги, брать для чтения другие;
- деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с
обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных
аудиторий, пришкольной территории;
- разработку и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный
дизайн);
- разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и
других), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания
ценностях, правилах, традициях, укладе образовательной организации, актуальных
вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
2.2.7. Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Реализация

воспитательного потенциала взаимодействия с родителями

(законными представителями) обучающихся предусматривает:
- создание и деятельность в Школе и классах представительных органов
родительского

сообщества (Совет школы, родительские активы классных

коллективов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и
обучения;
-

деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем

совете Школы, комиссии по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений (делегаты от Родительского совета);
- тематические родительские собрания в классах согласно утвержденной
циклограмме, общешкольные родительские собрания по вопросам воспитания,
взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания,
либо направленные на обсуждение актуальных вопросов, решение острых
школьных проблем;

- организацию участия родителей в вебинарах, Всероссийских родительских
уроках, собраниях на актуальные для родителей темы;
- Дни открытых дверей, в которые родители (законные представители) могут
посещать уроки и внеурочные занятия;
- общешкольные родительские конференции, где подводятся итоги работы
Школы за учебный год, обсуждаются проблемы и пути их решения;
презентационные площадки, где представляются различные направления работы
Школы, в том числе дополнительное образование;
- информирование родителей (законных представителей) о жизни школы,
актуальных вопросах воспитания, ответственности за воспитание через сообщество Школы в социальной сети «ВКонтакте», чаты в мессенджерах;
- обсуждение в классных мессенджерах с участием педагога интересующих
родителей вопросов, согласование совместной деятельности;
- участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных Положением о психолого-педагогическом консилиуме Школы
в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей);
- привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению
классных и общешкольных мероприятий;
- участие в деятельности Родительского патруля (профилактика ДДТТ) – в
течение первой недели после каникул, комиссии родительского контроля
организации и качества питания обучающихся (еженедельно);
-

организацию

социальным

встреч

по

педагогом;

запросу родителей

проведение

с

педагогом-психологом,

индивидуальных

консультаций

для

родителей с целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей;
- при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения
родителей, приёмных

детей

целевое

взаимодействие

с

их

законными

представителями.
2.2.8. Самоуправление
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в Школе
предусматривает:
 организацию и деятельность органов классного самоуправления,
Школьного Совета обучающихся, избранных обучающимися в процессе
классных деловых игр, а также школьных деловых игр «Выборы»;

- представление Школьным советом интересов обучающихся в процессе
управления Школой, формирования её уклада (в том числе на заседаниях
Управляющего совета);
- защиту Советом обучающихся законных интересов и прав обучающихся;
- участие Совета обучающихся в разработке, обсуждении и реализации рабочей
программы воспитания, календарного плана воспитательной работы;
- участие Совета обучающихся в поведении самоанализа воспитательной
деятельности в Школе;
- осуществление Школьным советом работы по соблюдению обучающимися
Правил внутреннего распорядка обучающихся Школы;
- работу Совета обучающихся;
- реализацию/развитие деятельности Российского движения школьников.
В школе созданы и действуют детские общественные объединения:
первичное отделение РДДМ «Движение Первых».
Воспитание в детских общественных объединениях осуществляется через:
• утверждение и последовательную реализацию в детских общественных
объединениях

демократических

процедур

(выборы

руководящих

органов

объединений, подотчетность выборных органов общему сбору объединений;
ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность
получить социально значимый опыт гражданского поведения;
• организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел,
направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить
в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать,
умение общаться, слушать и слышать других;
• собрания, клубные встречи и «огоньки» – формальные и неформальные
встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов
управления

объединением,

планирования

дел,

общения

и

творчества,

празднования знаменательных для членов объединения событий;
• рекрутинговые

мероприятия,

реализующие

идею

популяризации

деятельности детских общественных объединений, привлечения в них для новых
участников (проводятся в форме флешмобов, квестов, информационных акций и
т.п.);

• поддержку и развитие в детских объединениях его традиций и ритуалов,
формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство
причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством
введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной
церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки
интернет-странички детского объединения в соцсетях, организации деятельности
пресс-центра детского объединения, проведения традиционных
«свечек» и иных форм рефлексии и коллективного анализа проводимых
детским объединением дел).
2.2.8. Профилактика и безопасность
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в
целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в Школе
предусматривает:
 участие во Всероссийских неделях и акциях безопасности;
 мероприятия в рамках декад безопасности дорожного движения;
 организацию участия обучающихся в социально-психологическом
тестировании;
 мероприятия в рамках деятельности социально-психологической
службы, школьной службы медиации;
- создание в Школе эффективной профилактической среды обеспечения
безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной
деятельности;
- профилактические мероприятия с участием сотрудников ОПНД;
- индивидуальную работу с обучающимися и их родителями (законными
представителями) в рамках работы Совета профилактики;
- инструктажи обучающихся (согласно утвержденного плана), письменное
информирование родителей об ответственности за безопасность и здоровье
детей в каникулярное время, а также ситуациях, связанных с риском для
здоровья и безопасности обучающихся;
- тематические классные часы и родительские собрания по вопросам
профилактики

деструктивного

поведения,

правонарушений

несовершеннолетних (согласно планам ВР классных руководителей), в том
числе с использование материалов Всероссийского проекта «Здоровая Россия –

общее дело»;
- проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения безопасности, в том числе с использованием онлайн-сервисов;
- психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по
разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости, суицидальное
поведение и др.).
- индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с
обучающимися групп риска, консультаций с их родителями (законными
представителями), в т. ч. с привлечением специалистов учреждений системы
профилактики;
- разработку и реализацию профилактических программ, направленных на
работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением;
организацию межведомственного взаимодействия (в том числе комплексных
индивидуальных

программ

сопровождения

обучающихся

из

категории

«СОП»);
- профилактические занятия, направленные на формирование социально
одобряемого поведения, развитие навыков саморефлексии, самоконтроля,
устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
- включение обучающихся в деятельность, альтернативную девиантному
поведению,

а

также

в

различные

профилактические

(антинаркотические, антиалкогольные, против курения;

программы

безопасность в

цифровой среде; профилактика вовлечения в деструктивные группы в
социальных сетях, деструктивные молодёжные, религиозные объединения,
культы, субкультуры; безопасность дорожного движения; безопасность на
воде, безопасность на транспорте; противопожарная безопасность; гражданская
оборона; антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т. д.);
-

профилактику

деятельности,

правонарушений,

альтернативной

девиаций

девиантному

посредством
поведению

организации
—

познания

(путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества,
деятельности

(в

том

числе

профессиональной,

религиозно- духовной,

благотворительной, художественной и др.);
- предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях
появления, расширения, влияния в Школе маргинальных групп обучающихся

(оставивших

обучение,

криминальной

направленности,

с

агрессивным

обучающихся,

включающий

поведением и др.);
-

мониторинг

деструктивных

проявлений

мониторинг страниц обучающихся в социальной сети ВКонтакте (ежемесячно);
- реализация школьного проекта «Школьные медиа против деструктивных
сообществ»;
- включение обучающихся в социально-одобряемую деятельность во внеурочное
время, в т. ч. – в занятия объединений дополнительного образования;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей (законных
представителей) в целях профилактики расширения групп семей обучающихся,
требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения
(слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные детимигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.).
2.2.9. Социальное партнёрство
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства может
предусматривать:
участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках
рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни
открытых

дверей,

государственные,

региональные,

школьные

праздники,

торжественные мероприятия и другие);
участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных
уроков,

внеурочных

занятий,

внешкольных

мероприятий

соответствующей

тематической направленности;
проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских)
актуальных

с

представителями

проблем,

касающихся

организаций-партнеров
жизни

муниципального образования, региона, страны;

для

образовательной

обсуждений
организации,

реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися,
педагогами

с

организациями-партнерами

патриотической,

трудовой

и

другой

благотворительной,

направленности,

экологической,

ориентированных

на

воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное
воздействие на социальное окружение.
2.2.10. Профориентация
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы Школы
предусматривает:
- реализация проекта «Профминимум», проведение бесед «Моя Россия – мои
горизонты»
- проведение профориентационных классных часов и психологических занятий,
направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и
реализации своего профессионального будущего;
- профориентационные игры (симуляции, деловые игры, квесты, кейсы),
расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях,
условиях разной профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, лагерей, дней
открытых дверей ворганизациях профессионального, высшего образования;
- совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвящённых выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям
профессионального образования;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов: «Билет в
будущее», «ПроеКториЯ», «Шоу профессий»;
- индивидуальное консультирование педагогом-психологом обучающихся и их
родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей,
иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь
значение в выборе ими будущей профессии;
- освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов по
выбору, включённых в обязательную часть образовательной программы, в
рамках компонента об участниках образовательных отношений, внеурочной

деятельности или в рамках дополнительного образования;
- оформление тематических стендов, ведение тематической рубрики в
сообществе школы в Вконтакте;
- участие в программе «Волонтерство»;
- организация профессиональных проб, Школы (профессия «учитель»).
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Кадровое обеспечение
Реализацию рабочей программы воспитания обеспечивают следующие
педагогические работники образовательной организации:
Должность
Директор

Кол-во
1

Функционал
Осуществляет контроль развития системы организации
воспитания обучающихся.

Заместитель

1

Осуществляет контроль реализации воспитательного

директора по

потенциала

урочной

УВР

организует

работу

слабоуспевающими
(законными

и

внеурочной
с

деятельности,

неуспевающими

учащимися

и

их

родителями

представителями),

предметниками.

и

учителями-

Организует

методическое

сопровождение и контроль учителей-предметников по
организации индивидуальной работы с неуспевающими
и

слабоуспевающими

обучающимися,

одаренными

учащимися, учащимися с ОВЗ, из семей «группы
риска».
Заместитель

1

Организует воспитательную работу в образовательной

директора,

организации:

анализ,

курирующий

решений

результатам

воспитательную

реализация плана, контроль реализации плана.

работу

Курирует

по

принятие

деятельность

анализа,
Совета

управленческих
планирование,
обучающихся,

волонтёрского объединения.
Курирует деятельность объединений дополнительного
образования, Школьного спортивного клуба.
Курирует деятельность старшего вожатого, педагогапсихолога,

социального

дополнительного

педагога,

образования,

педагога
классных

руководителей.
Обеспечивает работу «Навигатора дополнительного

образования» в части школьных программ.
Советник

0

Участвует

в

разработке

и

реализации

рабочей

руководителя

программы и календарного плана воспитательной

общеобразовател

работы в образовательной организации, в том числе с

ьной

учетом содержания деятельности РДДМ.

организации по

Организовывает участие педагогов, обучающихся и их

воспитанию и

родителей (законных представителей) в проектировании

взаимодействию

рабочих

с детскими

вовлечение обучающихся в творческую деятельность по

общественными

основным направлениям воспитания;

объединениями

результаты реализации рабочих программ воспитания;

программ

участвует

в

воспитания.

организации

обеспечивает
анализирует

отдыха

и

занятости

обучающихся в каникулярный период; организовывает
педагогическое

стимулирование

самореализации

и

обучающихся

к

социально-педагогической

поддержки.
Социальный

0

педагог

Организует

работу

(законными

с

классными

учителями-предметниками
правонарушений

несовершеннолетних,
межведомственного
рамках

родителями

представителями),

руководителями,
профилактике

обучающимися,

своей

в

и

том

безнадзорности

числе

взаимодействия.
компетентности

по

в

рамках

Проводит

в

коррекционно-

развивающую работу с учащимися «группы риска» и их
родителями (законными представителями).
Педагог-

1

психолог

Организует

психологическое

сопровождение

воспитательного процесса: проводит коррекционные
занятия с учащимися, состоящими на различных видах
учёта;

консультации

родителей

(законных

представителей) по корректировке детско-родительских
отношений, обучающихся по вопросам личностного
развития.
Проводит занятия с обучающимися, направленные на
профилактику конфликтов, буллинга, профориентацию
др.
Педагогдополнительного

1

Разрабатывает
дополнительных

и

обеспечивает

реализацию

общеобразовательных

образования

общеразвивающих программ.

Классный

Организует воспитательную работу с обучающимися и

7

руководитель

родителями на уровне классного коллектива.

Учитель-

7

Реализует воспитательный потенциал урока.

1

Организует взаимодействие с детскими общественными

предметник
Старший
вожатый

объединениями.

Учитель-логопед

Проводит индивидуальные и групповые коррекционно-

0

развивающие занятия с обучающимися, консультации
родителей (законных представителей) в рамках своей
компетентности.

3.2.

Нормативно-методическое обеспечение

Воспитательная деятельность в Школе регламентируется следующими локальными
актами:
– Положение о классном руководстве.
– Положение о социально-психологической службе.
–

Положение о совете профилактики безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних.
– Положение о Совете обучающихся.
– Положение об использовании государственных символов.
– Положение о ВСОКО.
– Положение о поощрениях и взысканиях.
– Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений МБОУ ООШ пос. Тельмана.
– Требования к одежде обучающихся МБОУ ООШ пос. Тельмана.
– Положение о порядке учета мнения советов обучающихся, советов родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при принятии
локальных нормативных актов и выборе меры дисциплинарного взыскания в
отношении обучающегося.
– Положение о Совете родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся МБОУ ООШ пос. Тельмана.
– Правила внутреннего распорядка обучающихся
– Порядок учета мнения Совета обучающихся и Совета родителей (законных

представителей) при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих
интересы обучающихся.
– Положение о Школьной службе медиации.
– Образовательная программа дополнительного образования.
– Календарные планы воспитательной работы по уровням образования.
– Планы воспитательной работы классных руководителей.
– План работы социально-психологической службы.
– Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы.
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые
образовательные

потребности:

обучающихся

с

инвалидностью,

с

одарённых, с отклоняющимся поведением, созданы особые условия:
Категория
Обучающиеся

Условия
с

Разработаны

адаптированные

основные

общеобразовательные

инвалидностью,

программы для детей с ОВЗ.

ОВЗ

Педагогом-психологом проводятся регулярные индивидуальные и
групповые коррекционно-развивающие занятия.
Обучение, при необходимости, осуществляется индивидуально на
дому.
Имеются специальные учебники и учебные пособия (ФГОС ОВЗ
для образовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы).
Организация бесплатного двухразового питания (ОВЗ).

Обучающиеся

с

Социально-психологическое сопровождение.

отклоняющимся

Организация педагогической поддержки.

поведением

Консультации родителей (законных представителей) педагогапсихолога, социального педагога.
Коррекционно-развивающие

групповые

и

индивидуальные

занятия.
Помощь в решении семейных и бытовых проблем.
Одаренные дети

Консультации педагога-психолога.
Психолого-педагогическое сопровождение.

ОВЗ,

Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:
 налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими
для их успешной социальной адаптации и интеграции в Школе;
 формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
 построение

воспитательной

деятельности

с

учётом

индивидуальных

особенностей и возможностей каждого обучающегося;
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями педагогический коллектив ориентируется на:
 формирование

личности

ребёнка

с

особыми

образовательными

потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или)
психическому состоянию методов воспитания;


создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения

обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников,
с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических
приёмов, организацией совместных форм работы классных руководителей,
педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов, учителейдефектологов, педагогов дополнительного образования;
 личностно-ориентированный

подход

в

организации

всех

видов

деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально
вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система
проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности
обучающихся строится на принципах:



публичности,

обучающихся

о

открытости

награждении,

поощрений

проведение

-

информирование

награждений

в

всех

присутствии

значительного числа обучающихся;


соответствия артефактов и процедур награждения укладу Школы,

качеству воспитывающей среды, символике Школы;


прозрачности правил поощрения - наличие положения о награждениях,

неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе,
соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур;


регулирования частоты награждений - недопущение избыточности в

поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.;


сочетания

индивидуального

и

коллективного

поощрения

-

использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность
стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся,
преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими
и не получившими награды;


привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей

(законных

представителей)

обучающихся,

представителей

сообщества, самих обучающихся, их представителей
ученического

самоуправления),

сторонних

родительского

(с учётом наличия

организаций,

их

статусных

представителей.
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и
социальной успешности: индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги,
благотворительная поддержка.
Ведение портфолио — деятельность обучающихся при её организации и
регулярном
(законными

поощрении

классными

представителями)

по

руководителями,
собиранию

поддержке родителями

(накоплению)

артефактов,

фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений,
достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма,
фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.).
Кроме индивидуального портфолио, возможно ведение портфолио класса.
Рейтинг — размещение имен обучающихся, названий групп или классов в
последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в чём- либо.

3.5. Анализ воспитательного процесса.
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми
ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на
уровне начального общего образования, установленными ФГОС НОО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной
организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью
выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при
необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный
план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение
прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение
уклада образовательной организации, содержание и разнообразие деятельности,
стиль общения, отношений между педагогическими работниками, обучающимися и
родителями;
развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование
его

результатов

для

совершенствования

воспитательной

деятельности

педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания,
умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и
содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными
партнерами);
распределенная

ответственность

за

результаты

личностного

развития

обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие - это
результат как организованного социального воспитания, в котором образовательная
организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и
стихийной социализации и саморазвития.

Основные направления анализа воспитательного процесса (предложенные
направления можно уточнять, корректировать, исходя из особенностей уклада,
традиций, ресурсов образовательной организации, контингента обучающихся и
другого).
Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию,
педагогом-психологом, социальным педагогом (при наличии) с последующим
обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей
или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах:
какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось
решить за прошедший учебный год;
какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему;
какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать
педагогическому коллективу.
Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется анализ состояния совместной
деятельности обучающихся и взрослых, является наличие интересной, событийно
насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и
взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе
(советником

директора

по

воспитанию,

педагогом-психологом,

социальным

педагогом (при наличии), классными руководителями с привлечением актива
родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования
и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками, представителями совета обучающихся.
Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных
руководителей или педагогическом совете.
Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством (выбираются
вопросы, которые помогут проанализировать проделанную работу):
реализациия воспитательного потенциала урочной деятельности;
организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
деятельности классных руководителей и их классов;
проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
внешкольных мероприятий;
создания и поддержки предметно-пространственной среды;
взаимодействия с родительским сообществом;
деятельности ученического самоуправления;
деятельности по профилактике и безопасности;
реализации потенциала социального партнерства;
деятельности по профориентации обучающихся;
и другое по дополнительным модулям.
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением
которых предстоит работать педагогическому коллективу.

Итоги самоанализа оформляются в виде отчета, составляемого заместителем
директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по
воспитательной работе при его наличии) в конце учебного года, рассматриваются и
утверждаются

педагогическим

советом

или

иным

коллегиальным

органом

управления в образовательной организации.
Анализ видов совместной деятельности
(автоматизированная форма)
Оцените качество организуемой в нашей школе совместной деятельности детей и взрослых.
Ваша оценка может находиться в пределах от 1 до 10 баллов.
Пожалуйста, познакомьтесь с основными «крайними» характеристиками этой деятельности, а после в
последнем столбце на каждой строке поставьте балл, соответствующий Вашей личной оценке.
Проблемы, которых следует избегать

Идеал, на который следует
ориентироваться

Балл от 1 до 10

Качество основных школьных дел
Общешкольные дела придумываются
только взрослыми, школьники не
участвуют в планировании, организации и
анализе этих дел
Дела не интересны большинству
школьников
Участие школьников в этих делах
принудительное, посещение –
обязательное, а сотрудничество друг с
другом обеспечивается только волей
педагогов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Общешкольные дела всегда планируются,
организуются, проводятся и
анализируются совместно – школьниками
и педагогами

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Дела интересны большинству
школьников

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Участие школьников в этих делах
сопровождается их увлечением общей
работой, радостью и взаимной
поддержкой

Средний балл
Качество совместной деятельности классных руководителей и их классов
Классные руководители не пользуются
авторитетом у детей своих классов
Большинство решений, касающихся
жизни класса, принимаются классным
руководителем единолично. Поручения
классного руководителя дети часто
выполняют из страха или по
принуждению
В отношениях между детьми
преобладают равнодушие, грубость,
случаются травли детей

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Классные руководители являются
значимыми взрослыми для большинства
детей своих классов. Школьники
доверяют своим классным руководителям

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Большинство решений, касающихся
жизни класса, принимаются совместно
классным руководителем и классом, у
детей есть возможность проявить свою
инициативу

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В классе дети чувствуют себя комфортно,
здесь преобладают товарищеские
отношения, школьники внимательны друг
к другу

Средний балл
Качество организуемой в школе внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в школе
организуется преимущественно в виде
познавательной деятельности, как
продолжение учебных занятий
Участие школьников в занятиях курсов
внеурочной деятельности часто
принудительное

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В школе реализуются разнообразные
виды внеурочной деятельности
школьников: познавательная, игровая,
трудовая, спортивно-оздоровительная,
туристско-краеведческая, художественное
творчество и т.п.
Занятия в рамках курсов внеурочной
деятельности интересны для школьников,
школьники стремятся участвовать в этих
занятиях

Результаты внеурочной деятельности
детей никак не представлены в школы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

С результатами внеурочной деятельности
детей могут познакомиться другие
школьники, родители, гости (например,
на концертах, выставках, ярмарках,
родительских собраниях, сайте школы и
т.п.)

Средний балл
Качество реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков
Уроки скучны для большинства
школьников

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Дети заинтересованы в происходящем на
уроке и вовлечены в организуемую
учителем деятельность

Уроки обычно однообразны, преобладают
лекционные формы работы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Учителя часто используют на уроке игры,
дискуссии и другие парные или
групповые формы работы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Уроки не только дают детям знания, но и
побуждают их задуматься о ценностях,
нравственных вопросах, жизненных
проблемах

Уроки ориентированы преимущественно
на подготовку учащихся к ВПР, ОГЭ,
ЕГЭ и другим формам проверки знаний
Средний балл

Качество существующего в школе ученического самоуправления
Школьники занимают пассивную
позицию по отношению к происходящему
в школе, чувствуют, что не могут
повлиять на это
Ребята не вовлечены в организацию
школьной жизни, школьное
самоуправление имитируется (например,
органы самоуправления не имеют
реальных полномочий, дети поставлены
педагогами в позицию исполнителей,
самоуправление часто сводится к
проведению дней самоуправления и т.п.)
Лидеры ученического самоуправления
безынициативны или вовсе отсутствуют в
школе. Они преимущественно
назначаются взрослыми и реализуют
только их идеи

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Ребята чувствуют свою ответственность
за происходящее в школе, понимают, на
что именно они могут повлиять в
школьной жизни и знают, как это можно
сделать

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Ребята часто выступают инициаторами,
организаторами тех или иных школьных
или внутриклассных дел, имеют
возможность выбирать зоны своей
ответственности за то или иное дело

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Лидеры ученического самоуправления
выступают с инициативой, являются
активными участниками и
организаторами событий в школе и за ее
пределами

Средний балл
Качество организуемых внешкольных мероприятий
Внешкольные тематические мероприятия,
организуемые педагогами, не
способствуют расширению знаний по
изучаемым в общеобразовательной
организации учебным предметам, курсам,
модулям, программам внеурочной
деятельности
Внешкольные мероприятия
придумываются только взрослыми,
школьники не участвуют в планировании,
организации и анализе этих дел.
Выездные мероприятия неинтересны и
неактуальны для школьников, не
способствуют созданию детско-взрослой
общности, атмосфера скорее
психологически некомфортная.
Средний балл

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Внешкольные тематические мероприятия,
организуемые педагогами направлены на
расширение знаний по изучаемым в
общеобразовательной организации
учебным предметам, курсам, модулям,
программам внеурочной деятельности
Внешкольные мероприятия всегда
планируются, организуются, проводятся и
анализируются совместно – школьниками
и педагогами
Выездные события включают в себя
комплекс коллективных творческих дел, в
процессе которых складывается детсковзрослая общность, характеризующаяся
доверительными взаимоотношениями,
ответственным отношением к делу,
атмосферой эмоциональнопсихологического комфорта

Качество деятельности по формированию безопасной и комфортной среды
В образовательной организации не
реализуются проекты и программы,
направленные на формирование и
поддержку безопасной и комфортной
среды.
В образовательной организации не
проводится работа с нарушителями
правил, с учащимися "группы риска".
Нарушения остаются без внимания со
стороны педагогического коллектива
В образовательной организации не
проводятся мероприятия, направленные
на формирование социально одобряемого
поведения, развитие навыков
саморефлексии, самоконтроля,
устойчивости к негативным
воздействиям, групповому давлению

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В образовательной организации
реализуются различные проекты и
программы, направленные на
формирование и поддержку безопасной и
комфортной среды. Школьники являются
активными участниками данных проектов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В образовательной организации
проводится систематическая работа с
нарушителями правил, с учащимися
"группы риска".

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В образовательной организации
регулярно проводятся мероприятия,
направленные на формирование
социально одобряемого поведения,
развитие навыков саморефлексии,
самоконтроля, устойчивости к
негативным воздействиям, групповому
давлению

Средний балл
Качество мероприятий в рамках социального партнёрства
Мероприятия, проводимые совместно с
социальными партнёрами неинтересны и
не актуальны

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Мероприятия проводятся только на базе
образовательной организации

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

При проведении мероприятий с
организациями-партнерами используются
статичные формы работы (лекции, беседы
и т.п.)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Мероприятия, проводимые совместно с
социальными партнёрами интересны и
актуальны для обучающихся
Мероприятия проводятся не только на
базе образовательной организации, но и
на безе учреждений организацийпартнеров
При проведении мероприятий с
организациями-партнерами используются
интерактивные формы работы
(дискуссии, диспуты, круглые столы)

Средний балл
Качество профориентационной работы школы
Профориентационная работа
ориентирована лишь на ознакомление
школьников с рынком труда и основными
профессиями.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Профориентационной работой занимается
только классный руководитель

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Профориентационные занятия проходят
формально, дети занимают пассивную
позицию. Формы профориентационной
работы носят преимущественно
лекционный характер

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Профориентационная работа
ориентирована на формирование у
школьников трудолюбия, готовности к
планированию своего жизненного
пути, выбору будущей профессиональной
сферы деятельности и необходимого для
этого образования
Профориентационной работой занимается
команда педагогов с привлечением
социальных партнеров
Формы профориентационной работы
разнообразны, дети заинтересованы в
происходящем и вовлечены в
организуемую деятельность

Средний балл
Качество оформления школы, организации ее предметно-эстетической среды
Оформлению школы не уделяется
внимания. Оформление кабинетов,
коридоров, рекреаций и т.п. безвкусно
или напоминает оформление офисных
помещений, а не пространства для детей

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Пространство школы оформлено со
вкусом, отражает дух школы, учитывает
возрастные особенности детей,
предусматривает зоны как тихого, так и
активного отдыха. Время от времени
происходит смена оформления школьных
помещений

В оформлении школы не участвуют ни
дети, ни педагоги. Здесь нет места
проявлению их творческой инициативы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Содержание плакатов, стендов,
пространственных композиций носит
формальный характер, на них редко
обращают внимание школьники

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Оформление школы часто осуществляется
совместно
педагогами и детьми (иногда с
привлечением специалистов). В нем
используются творческие работы
учеников и учителей, здесь
представлена актуальная жизнь
школы
Элементы оформления в
привлекательных для ребят формах
акцентируют внимание на важных
ценностях школы, ее нормах и традициях

Средний балл
Качество взаимодействия школы и семей школьников
Большинство родителей безразлично к
участию ребенка в школьных делах,
высказывает недовольство, если это
влияет на их планы
Работа с родителями сводится
преимущественно к информированию об
успеваемости детей, предстоящих
конкурсах, мероприятиях. Реакция
родителей на нее формальна
Педагоги испытывают трудности в
организации диалога с родителями по
вопросам воспитания детей.
Родители в основном игнорируют
мнение педагогов, вступают с ними и
друг с другом в конфликты, нередко
привлекая к ним учеников класса. В
организации совместных с детьми
дел педагоги могут рассчитывать только
на себя
Средний балл

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Большинство родителей поддерживает
участие ребенка в школьных делах, может
координировать свои планы с планами
ребенка, связанными с его участием в
делах школы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Школе удалось наладить взаимодействие
с родителями в вопросах воспитания
детей (информирование, обучение,
консультирование и т.п.), его формы
востребованы и пользуются доверием со
стороны родителей

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Педагоги организовали эффективный
диалог с родителями по вопросам
воспитания детей. Большая часть
родителей прислушивается к мнению
педагогов, считая их профессионалами
своего дела, помогает и поддерживает их,
выступает с инициативами в сфере
воспитания детей и помогает в их
реализации


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».