ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану НОО на 2024 – 2025 учебный год
1.1. Учебный план
Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и
распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных
видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся в обязательной части и
части, формируемой участниками образовательных отношений, определяет максимальный объем
обязательной нагрузки обучающихся.
Данный учебный план является частью основной образовательной программы начального общего
образования МБОУ ООШ пос. Тельмана Моздокского р-на РСО - Алания.
1.2. Нормативная база
Учебный план уровня начального общего образования муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы пос. Тельмана Моздокского
района РСО - Алания (далее МБОУ ООШ пос. Тельмана) на 2024 - 2025 учебный год разработан в
соответствии с:
− Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
− Законом Республики Северная Осетия-Алания от 27 декабря 2013 года № 61-РЗ «Об образовании
в Республике Северная Осетия-Алания»;
− Федеральная образовательная программа начального общего образования, утвержденная
приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372;
− Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных государственных программ начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего образования»;
− Приказом от 31.05.2021 № 286 Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования», зарегистрированный в Минюсте России 05.07.2021, регистрационный номер
64100;
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.01.2024 № 31 «О внесении
изменений в некоторые приказы Минобрнауки и Минпросвещения России, касающиеся
федеральных государственных стандартов начального общего образования и основного общего
образования»;
− Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
− Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания" (Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021
№ СанПиН 1.2.3685-21, 2, 1.2.3685-21);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.02.2024 № 119
"О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения
Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 858 "Об утверждении федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и
установления
предельного
срока
использования
исключенных
учебников"
(Зарегистрирован 22.03.2024 № 77603);
− Уставом МБОУ ООШ пос. Тельмана;
− Локального акта, устанавливающего язык (языки) образования (приказ МБОУ ООШ пос.
Тельмана № 55 от 24.06.2016г.);
− Положения о языке образования в части изучения родного (русского) языка (пр. № 85/1 от
31.08.2018г.);
2
− Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ ООШ пос.
Тельмана (приказ № 116 О\Д от 26.08.2023г.).
1.3. Организация учебного процесса.
Содержание и структура учебного плана начального общего образования определяется требованиями
ФГОС, системой УМК, задачами и спецификой образовательной деятельности МБОУ ООШ пос.
Тельмана, сформулированными в Уставе образовательного учреждения. Учебный план уровня
начального общего образования призван обеспечить освоение учащимися 1 - 4 класса государственного
образовательного стандарта 3-го поколения и дает возможность формировать познавательную
мотивацию, развивать личностную активность, способствовать сохранению здоровья. Учебный план
обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Учебный план предусматривает 4-летний срок освоения образовательных программ начального
общего образования для 1-4 классов.
Продолжительность учебного года:
• в 1 классе – 33 учебные недели;
• во 2 - 4 классах – 34 учебные недели.
Продолжительность учебной недели:
• в 1 классе – 5 дней;
• во 2 - 4 классах – 6 дней.
Рекомендуемая недельная нагрузка обучающихся:
• в 1 классе – 21 час;
• во 2 классе – 26 часов;
• в 3 классе – 26 часов;
• в 4 классе – 26 часов.
Продолжительность урока:
• в 1 классе используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре, октябре - по 3 урока в день
по 35 минут каждый, четвертый урок и один раз в неделю пятый урок проводятся в
нетрадиционной форме (целевые прогулки, экскурсии, уроки-театрализации, уроки-игры), в
ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый и один раз в неделю пятый урок –
физическая культура; январь - май - по 4 урока в день (по 40-45 минут каждый) и один раз в
неделю пятый урок – физическая культура.
• во 2-4-х классах – 40 - 45 минут.
Объем времени на выполнение домашних заданий:
• во 2 - 3 классах – 1,5 ч;
• в 4 классе – 2 ч.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954 часов и более
3345 часов.
На основании санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 1.2.3685-21 для
учащихся 1 классов введены дополнительные недельные каникулы в течение учебного года.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней,
летом — не менее 8 недель.
Начало занятий в 08 часов 30 минут. Обучение осуществляется в одну смену. Проведение нулевых
уроков запрещено. Продолжительность перемен между уроками составляет от 10 до 20 минут. Каждый
3
понедельник первым уроком в каждом классе проводятся информационно-просветительские занятия
патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном».
Расписание звонков в начальной школе:
Расписание звонков
(2 - 4 класс)
1 урок: 08.30 – 09.15
2 урок: 09.25 – 10.10
3 урок: 10.30 – 11.15
4 урок: 11.35 – 12.20
5 урок: 12.30 – 13.15
6 урок: 13.25 – 14.10
Расписание звонков для 1 класса
на 1-е полугодие
1 урок: 08.30 – 09.05 (перемена 10 минут)
2 урок: 09.15 – 09.50
09.50 – 10.30 – динамическая пауза
3 урок: 10.30 – 11.05 (перемена 20 минут, принятие пищи)
4 урок: 10.25 – 12.00 (перемена 10 минут)
5 урок: 12.10 – 12.45
1.4. Общая характеристика.
Реализация содержания федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обеспечивается учебно-методическим комплексом «Школа России»,
направленным на общекультурное, личностное, познавательное развитие, на формирование
универсальных учебных действий.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений:
• Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение.
• Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет
содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей
обучающихся, их родителей (законных представителей).
Объём обязательной части программы начального общего образования составляет 80 %, а объём части,
формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого образовательной
организацией, — 20 % от общего объёма. Объём обязательной части программы начального общего
образования, реализуемой в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к
учебной нагрузке при 5-дневной (для 1 класса) или при 6-дневной (для 2 – 4 классов) учебной неделе,
предусмотренными действующими санитарными правилами и нормами.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Часы части, формируемой участниками
образовательного процесса в учебном плане использованы для введения:
- для введения дополнительного часа по математике во 2 классе – 1 ч. в неделю;
- для введения дополнительного часа по литературному чтению во 2 классе – 1 ч. в неделю;
- для введения дополнительного часа по математике в 3 классе – 1 ч. в неделю;
- для введения дополнительного часа по литературному чтению в 3 классе – 1 ч. в неделю;
- для введения дополнительного часа по математике в 4 классе – 1 ч. в неделю.
Образовательная организация самостоятельна в организации образовательной деятельности
(урочной и внеурочной), в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность,
практические и лабораторные занятия, экскурсии и т. д.). Во время занятий предусмотрен перерыв для
гимнастики не менее 2 минут.
ОО реализовывает примерный учебный план начального общего образования Вариант №4 для
общеобразовательных организаций, в которых обучение ведётся на русском языке, но наряду с ним
изучается один из языков народов Российской Федерации.
4
1.5. Состав и структура обязательных предметных областей.
Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию
требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
ФГОС НОО устанавливает не только обязательные учебные предметы, но и обязательные предметные
области.
• Предметная область «Русский язык и литературное чтение»
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» реализуется предметами «Русский язык»
(с 1 по 4 классы по 5 часов в неделю), «Литературное чтение» (в 1 - 4 классах по 3 часа в неделю).
Основные задачи реализации содержания этой области: формирование первоначальных
представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве
общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и
монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических
чувств, способностей к творческой деятельности.
• Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» представлена предметом
«Родной язык (русский)» (2 ч. в неделю) и «Литературное чтение на родном (русском) языке» (1 ч. в
неделю) в 1 - 4 классах.
Изучение родного языка направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных
умений, диалогической и монологической речи.
• Предметная область «Иностранный язык»
Предметная область «Иностранный язык» реализуется предметом «Иностранный язык» (немецкий) (со
2 по 4 классы по 2 часа в неделю).
Основные задачи реализации содержания: формирование дружелюбного отношения и
толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других
странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы,
формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного
языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой
деятельности на иностранном языке.
• Предметная область «Математика и информатика»
Предметная область «Математика и информатика» реализуется предметом «Математика» (с 1 по 4
классы по 4 часа в неделю).
Изучение математики направлено на формирование первоначальных представлений о математике
как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического и алгоритмического
мышления, воображения, математической речи, обеспечение первоначальных представлений о
компьютерной и финансовой грамотности.
• Предметная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)»
Предметная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» реализуется предметом
«Окружающий мир» (с 1 по 4 классы по 2 часа в неделю).
Основные задачи реализации содержания этой области: формирование уважительного отношения к
семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной
жизни; осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных
и чрезвычайных ситуациях; формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
•
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики»
5
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» реализуется предметом «Основы
религиозных культур и светской этики» (в 4 классе по 1 часу в неделю).
Основные задачи реализации содержания этой области: воспитание способности к духовному
развитию, нравственному самосовершенствованию; формирование первоначальных представлении о
светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и
современности России. Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществляется
родителями (законными представителями) обучающихся. Выбор фиксируется протоколами
родительских собраний и письменными заявлениями родителей (законных представителей)
обучающихся.
• Предметная область «Искусство»
Предметная область «Искусство» реализуется предметами «Музыка» и «Изобразительное искусство».
Часы, отведенные в 1 - 4 классах на преподавание учебных предметов области «Искусство» проводятся
в каждом классе отдельно. Во 2- 4 классах - музыка - 1 час в неделю, ИЗО - 1 час в неделю; в 1 классе музыка – 0,5 часа в неделю, ИЗО – 0,5 часа в неделю.
Основные задачи реализации содержания этой области: развитие способностей к художественнообразному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального
искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
• Предметная область «Труд (технология)»
Предметная область «Труд (технология)» реализуется предметом «Труд (технология)» (с 1 по 4 класс
по 1 часу в неделю).
Основные задачи реализации содержания этой области: формирование опыта как основы обучения
и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения
прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов,
формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.
• Предметная область «Физическая культура»
Предметная область «Физическая культура» реализуется предметом «Физическая культура» (в 1 - 4
классах по 2 часа в неделю).
Основные задачи реализации содержания этой области: укрепление здоровья, содействие
гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного
образа жизни.
1.6. Особенности учебного плана.
• Предмет «Окружающий мир» интегрирован с основами безопасности жизнедеятельности и
правилами дорожного движения с целью формирования у учащихся сознательного и
ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих,
приобретения основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации
и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также
ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь.
• С целью формирования основ финансовой грамотности в 1 - 4 классах в предметах «Математика»,
«Окружающий мир», «Технология» включен модуль «Основы финансовой грамотности»;
• С целью формирования национальной, этнической и социальной идентичности, в 1 - 4 классах в
предметы «Музыка», «ИЗО», «ОРКСЭ», «Литературное чтение» включен модуль «Традиции и
культура осетин».
• Региональной спецификой учебного плана является изучение учебного курса «Природа и
история Осетии» в объёме 17 часов в год в 4 классе, целью которого является познание истории
и природы родного края. Данный курс изучается интегрировано в рамках учебного предмета
«Окружающий мир».
6
•
•
При проведении учебных занятий по предмету «Иностранный язык (немецкий)» во 2 - 4 классах
в школе составляет менее 20 человек, деления на группы нет.
Для обучающихся 1 класса учебные занятия проводятся с понедельника по пятницу с
чередованием внеурочной деятельности, в субботу для обучающихся 2 - 4 классов организованы
занятия внеурочной деятельности.
2. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Промежуточная аттестация во 2 - 4 классах проводится в соответствии с Положением о формах,
периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
по основным общеобразовательным программам в МБОУ ООШ пос. Тельмана. Промежуточная
аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой.
Промежуточная аттестация проводится, начиная со второго класса. Сроки проведения годовой
промежуточной аттестации в МБОУ ООШ пос. Тельмана Моздокского р-на РСО – Алания
устанавливаются календарным учебным графиком школы.
Формы промежуточной аттестации обучающихся начальной школы
Формы промежуточной аттестации по классам
Предметная область
Учебные предметы
2 класс
Русский я зык и
литературное чтение
Родной язык и
литературное чтение
на родном языке
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
Искусство
Технология
Основ религиозных
культур и светской
этики
3 класс
4 класс
Русский язык
Литературное
чтение
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Родной (русский)
язык
Контрольное списывание с выполнением заданий
Проверка осознанности и техники чтения
Литературное чтение
на родном (русском)
языке
Проверка осознанности чтения
Иностранный язык
(немецкий)
Проверочная работа
Математика
Контрольная работа
Окружающий мир
Тестирование
Изобразительное
искусство
Творческая работа
Музыка
Отчетный концерт
Труд (технология)
Проектная работа
Основы
религиозных
Проектная
--культур и светской
работа
этики
Физическая культура Физическая
Сдача контрольных нормативов
культура
Итоги промежуточной аттестации отражаются в электронном журнале в виде отметки по
пятибалльной шкале в разделе тех учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по которым она
проводилась. Отметки за промежуточную аттестацию выставляются в электронный журнал в отдельном
столбце.
Итоговая отметка по учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) при проведении годовой
промежуточной аттестации с аттестационными испытаниями выставляется учителем с учетом отметок
7
за четверть, годовой отметки и отметки, полученной при прохождении годовой промежуточной
аттестации.
3. СЕТКА ЧАСОВ УЧЕБНОГО ПЛАНА
начального общего образования
МБОУ ООШ пос. Тельмана на 2024 - 2025 учебный год
(1 класс (ФОП НОО) 33 недели, 5-дневная уч. неделя)
Предметные области
Учебный предмет
1 класс
неделя
5
год
165
Литературное чтение
3
99
Родной язык (русский)
2
66
Литературное чтение на родном
(русском) языке
Иностранный язык
(немецкий)
Математика
1
33
-
-
4
132
Обществознание и естествознание
(Окружающий мир)
Основы религиозных культур и
светской этики
Окружающий мир
2
66
Основы религиозных культур и
светской этики
-
-
Искусство
Изобразительное искусство
0,5
16,5
Музыка
0,5
16,5
Русский язык и литературное чтение
Родной язык и
литературное чтение на родном языке
Иностранный язык
Математика и информатика
Русский язык
Труд (технология)
Труд (технология)
1
33
Физическая культура
Физическая культура
2
66
ИТОГО:
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Всего часов по классу
Фактическая учебная нагрузка
21
0
21
21
693
0
693
693
Рекомендуемая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе
21
693
Максимально допустимая недельная нагрузка, предусмотренная
действующими санитарными правилами и нормами
21
693
8
СЕТКА ЧАСОВ УЧЕБНОГО ПЛАНА
начального общего образования
МБОУ ООШ пос. Тельмана на 2024 - 2025 учебный год
(2 - 4 класс (ФОП НОО) 34 недели, 6-дневная уч. неделя)
Предметные
области
Учебный
предмет
Русский язык и
литературное чтение
Родной язык и
литературное чтение
на родном языке
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(Окружающий мир)
Основы религиозных
культур и светской
этики
Искусство
Технология
3 класс
2 класс
4 класс
неделя
год
неделя
год
неделя
год
5
170
5
170
5
170
3
102
3
102
3
102
2
68
2
68
2
68
1
34
1
34
1
34
2
68
2
68
2
68
Математика
4
136
4
136
4
136
Окружающий
мир
2
68
2
68
2*
68
Основы
религиозных
культур и
светской этики
-
-
-
-
1**
34
Изобразительн
ое искусство
1
34
1
34
1
34
Музыка
1
34
1
34
1
34
Технология
1
34
1
34
1
34
2
68
25
850
34
34
Русский язык
Литературное
чтение
Родной язык
(русский)
Литературное
чтение на
родном
(русском)
языке
Иностранный
язык
(немецкий)
Физическая
2
68
2
68
культура
24
ИТОГО:
24
816
816
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Всего часов по классу
2
68
2
68
Физическая культура
Математика
1
34
1
34
1
1
Литературное чтение
1
34
1
34
0
0
Фактическая учебная нагрузка
26
884
26
884
26
884
26
884
26
884
26
884
26
884
26
884
26
884
Рекомендуемая недельная нагрузка при
6-дневной учебной неделе
Максимально допустимая недельная
нагрузка, предусмотренная
действующими санитарными
правилами и нормами
9
* курс «Природа и история Осетии» в рамках уроков окружающего мира
** учебный модуль «Основы религиозных культур народов России»