родной русский язык 3 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному языку (русскому) для обучающихся 3 класса на уровне
начального общего образования подготовлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100),
Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р), а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Программе воспитания.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
(РУССКИЙ)»

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

«РОДНОЙ

ЯЗЫК

Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования
к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа
ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в
предметную область «Русский язык и литературное чтение».
Содержание предмета «Родной язык (русский)» направлено на удовлетворение
потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания
национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык (русский)»
не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки,
поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может
рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса.
В содержании предмета «Родной язык (русский)» предусматривается расширение
сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к
вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к
многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и
обществом Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст
существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают
прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом,
развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как
одной из основных характеристик литературного языка. Как курс, имеющий частный
характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса,
представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение»,
сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы
соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в
начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный
характер.
Задачами данного курса являются: совершенствование у младших школьников как
носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие

языковой интуиции; изучение исторических фактов развития языка; расширение
представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое миниисследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.); включение учащихся в практическую
речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются три блока. Первый блок — «Русский
язык: прошлое и настоящее» —включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об
истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений
общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории,
языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об
общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.
Второй блок — «Язык в действии» — включает содержание, обеспечивающее
наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков
использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование
первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка,
развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского
литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок
ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм
современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного
и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок — «Секреты речи и текста» — связан с совершенствованием четырёх
видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших
школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении);
расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих
содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений
понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных
функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
являются:
— воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как
существенной части родной культуры;
— включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и
приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа;
— осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за
сохранение русской культуры;
— развитие читательских умений.
Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:
— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского
общества;
— воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского
народа, введение обучающегося в культурно- языковое пространство своего народа;

формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику историкокультурных, нравственных, эстетических ценностей;
— формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях,
значимых для национального русского сознания и отражённых в родной литературе;
— обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на
основе изучения произведений русской литературы;
— формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для
речевого самосовершенствования;
— совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
— развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и
письменных высказываний о прочитанном.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в
предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является
обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» в 3 классе рассчитано на
общую учебную нагрузку в объёме 68 часов (по 2 часа внеделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РАЗДЕЛ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с
особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда — ложь, друг
— недруг, брат —братство — побратим).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие природные
явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие занятия
людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие
музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка,
дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за
использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания. Откуда в русском языке эта фамилия? История моих имени и
фамилии (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и
различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка,
книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на
практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода,
падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных
грамматических форм имён существительных (например, форм родительного падежа
множественного числа). Практическое овладение нормами правильного и точного
употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (на
практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только
форму множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
РАЗДЕЛ 3. СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований о путешествии по городам, об участии в мастерклассах, связанных с народными промыслами. Создание текстов-рассуждений с
использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). Редактирование
предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах
изученного в основном курсе).
Смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов
(народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.). Языковые
особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение родного языка (русского) в 3 классе направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты при реализации
основных направлений воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через
изучение родного русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание
роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в
том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных
произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых
средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том
числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и
самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в
процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета
и правил общения;

трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности,
интерес к различным профессиям,
возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие
действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины
мира); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского
языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные
действия
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения
языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц;
классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при
работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе
языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на
основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым
материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта,
речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий
(на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное
лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения,
исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику,
соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое
высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой
работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия.

Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои
учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно
оценивать их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» в течение четырёх лет обучения
должно обеспечить воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению
культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа,
осмысление красоты и величия русского языка; приобщение к литературному наследию
русского народа; обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных
возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого
этикета; расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении,
формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
— осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского языка;
— распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика,
связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; слова, называющие
природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие
музыкальные инструменты);
— распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения;
наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и
произведениях детской художественной литературы;
— использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического
значения слова;
— понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений, связанных
с изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого
общения;
— понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру,
менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках изученных
тем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
— соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного
языка (в рамках изученного);
— произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

— использовать учебный орфоэпический словарь для определения нормативного
произношения слова, вариантов произношения;
— выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно
соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
— проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
— правильно употреблять отдельные формы множественного числа имён
существительных;
— выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные
с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде,
падеже;
— пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического
значения слова;
— пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания
слов;
— различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации;
— владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
— использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение,
уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление;
— выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией общения;
— владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и о культуре русского народа;
— анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать
главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать
логическую связь между фактами;
— проводить смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их
фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.),
определять языковые особенностей текстов;
— выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
— создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с
народными промыслами;
— создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;
— оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
— редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью
более точной передачи смысла..

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

всего

Количество часов
практичес
контрольн
кие
ые работы
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
1.1.

Что и как слова могут
рассказывать об отношениях
между людьми.
Лексические единицы с
национально-культурной
семантикой, связанные с
особенностями
мировосприятия и отношений
между людьми, например,
правда- ложь, друг - недруг,
брат - братнство - побратим.
Синонимы. Антонимы.
Оттенки значений. Слова с
суффиксами оценки. Гнезда
слов с корнями -брат-,-друг-.
Жизнь слова (на примере слова
дружина): что обозначало в
разные времена, почему
сохранилось? Пословицы,
поговорки, фразеологизмы, в
которых отражены особенности
мировосприятия и отношений
между людьми.

4

0

0

1.2.

Что и как могут рассказать
слова о природе. Лексические
единицы с национальнокультурной семантикой,
называющие природные
явления и растения, например,
образные названия ветра,
дождя, снега; названия
растений. "Говорящие" слова:
названия дождя, снега, ветра;
названия растений.
Диалектные слова: почему
одно явление получает разные
названия?
Лексическая сочетаемость слов.
Пословицы, поговорки,
фразеологизмы, в которых
отражены природные явления.

8

0

0

Наблюдение: найти общее и различное в значении слов и словосочетаний
(например, придумывать небылицы, фантазировать, сочинять, рассказывать
сказки, врать, обманывать, выдумывать; изворачиваться, юлить, кривить
душой, лукавить, вилять, извиваться ужом)на основе контекста и собственного
речевого опыта; объяснить употребление распространенных дружеских
обращений (например, братцы)в разных контекстах;
Самостоятельная работа: познакомиться с историей и значением слови
выражений на основе материалов рубрик «Из истории языка и культуры» и
«Толковый словарь»;
Практическая работа: подобрать синонимы, антонимы; восстановить
деформированные (с пропусками ключевых слов) высказывания на основе
анализа контекста и значения слова; объяснить значение редких слов
(например, содруг, другиня) на основе морфемного анализа;
Работа с текстом: выделить пословицы из ряда высказываний; подобрать
заголовок; найти слова и выражения, характеризующих главных героев
(Правду и Кривду), создание собственного текста с использованием
противительных конструкций; сравнить характеристики героев сказок —
поиск устойчивых характеристик в описаниях лжецов и честных людей (на
примере сказок В. И. Даля «Правда и кривда» и В. Г. Губарева «Королевство
кривых зеркал»);
Работа с рисунками и подписями к ним: обнаружить общий признак в
значении этимологически родственных слов (лук, лука,
излучина, лукавство);
Работа в паре: найти в тексте характеристики разных героев с последующим
объединением в общий текст;
Работа с текстом: выделить пословицы из ряда высказываний; подобрать
заголовок; найти слова и выражения, характеризующих главных героев
(Правду и Кривду), создание собственного текста с использованием
противительных конструкций; сравнить характеристики героев сказок —
поиск устойчивых характеристик в описаниях лжецов и честных людей (на
примере сказок В. И. Даля «Правда и кривда» и В. Г. Губарева «Королевство
кривых зеркал»);
Работа в паре: найти в тексте характеристики разных героев с последующим
объединением в общий текст;
Дидактическая игра: прочитать слова «задом наперед» Наблюдение: найти
общее и различное в значении слов и словосочетаний (например,
припорашивает — запорашивает; присыпает —засыпает); объяснить
преобладание глаголов или прилагательных в тексте;
Практическая работа: объяснить значение слов на основе морфемного анализа;
образовать слова по продуктивным моделям; подобрать однокоренные слова;
восстановить деформированные (с пропусками ключевых слов) высказывания
на основе анализа контекста и значения слова;
выбрать прилагательные и глаголы для описания дождя, снега; выбрать слово,
соответствующее текстовому описанию;
Работа с текстом: слушание, выделение сравнений; письменное объяснение
значения слова на основе анализа контекста; сравнение описаний одного
явления в разных текстах; объяснение заголовка; поиск скрытого сравнения в

Устный опрос;
Письменный
контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

1.3.

1.4.

1.5.

Что и как могут рассказать
слова о занятиях людей и
профессиях. Лексические
единицы с национальнокультурной семантикой,
называющие занятия людей,
например, плотник, столяр,
врач, ямщик, извозчик,
коробейник. Способы
толкования значения слова: с
помощью родственных слов, с
помощью
синонимов. Устаревшие слова.
Жизнь слова: отражение
занятий людей в фамилиях,
названиях улиц.
Что и как могут рассказать
слова о занятиях людей.
Лексические единицы с
национально-культурной
семантикой, называющие
музыкальные инструменты,
например, гудок, рожок,
балалайка, гусли, гармонь.
"Говорящие" слова.
Прямое и переносное значение
слов. Многозначные слова.
Жизнь слова: изменение
значения слова (на примере
слов гудеть, гармошка и т.п.)

4

0

0

2

0

0

Названия старинных русских
городов, происхождение
названий. История городов,
сохранившаяся в названиях

4

0

0

загадках; достраивание текста (выбор начала); восстановление текста
(выбор пропущенных слов);
Работа с рисунками: соотнести рисунок и описание;
Работа в группе: оформить страницы словаря с «дождевым» словом, со
«снежным» словом, со «словом ветра», с «лесным» словом Работа в парах:
взаимооценка;
Работа в парах: взаимооценка;
Практическая работа: объяснить значение пословиц; найти и выписать из
текста синонимы; образовать слова по продуктивным моделям; объяснить
значение слов на основе контекста и морфемного анализа; найти слово по
объяснению его значения;
Работа с иллюстрациями: подобрать подходящие названия к репродукциям
картин русских художников; подобрать иллюстрацию к тексту; объяснить
значение слова на основе иллюстрации и информации из текста;
Работа с текстом: восстановить текст (выбор пропущенных слов на основе
соотнесения информации из разных источников);
Самостоятельная работа: познакомиться с историей и значением слов и
выражений на основе материалов рубрик «Из истории языка и культуры» и
«Толковый словарь» (извозчик, ямщик, коробейник);
Работа в парах: взаимооценка;

Проектное задание «Улицы, связанные с профессиями, на карте моего города»
Учебный диалог «Музыка и волшебство» (употребление прилагательных
волшебный, чарующий, чудесный, завораживающий, дивный);
Наблюдение: как словами передаются звуки музыки (например, в
стихотворении А. К. Толстого «Алеша Попович»);
Практическая работа: найти и записать мотивирующее слово для говорящих»
названий музыкальных инструментов (например, скрипица, гудок, сопель,
пищик), для названий музыкантов (например, дударь, рожечник, жалейщик,
гусляр, гармонист и т. п.); объяснить «говорящие» названия на основе
дополнительной информации о значении мотивирующего слова
(например, смык, кугиклы, балалайка); найти общее и различное в значении
синонимов; восстановить деформированные (с пропусками слов)
предложения на основе анализа контекста и значения слова;
Работа с текстом: восстановить последовательность фрагментов текста;
выразительно читать поэтический текст (описание звучания);
Самостоятельная работа: познакомиться с историей и значением слов и
выражений на основе материалов рубрик «Из истории языка и культуры» и
«Толковый словарь» (например, гудок, гусли, скоморохи, гармонь);
Работа в парах: сравнить похожие ситуации, описанные в разных текстах
(например, игра на дудочке — в отрывках из повести И. С. Шмелева «Лето
господне» и пьесы С. Я. Маршака «Умные вещи»);
Работа в группе: взаимооценка;
Проектное задание, например: «Оркестр народных инструментов: что как
называется»; «Приключение слова (о названии музыкального инструмента)»;
Работа с текстом: восстановление текста (выбор пропущенных слов на основе
соотнесения информации из разных источников); выразительное чтение
поэтического текста;
Работа с текстом: восстановить текст (выбор пропущенных слов на основе
соотнесения информации из разных источников); Работа в парах:
взаимооценка; Проектное задание «Улицы, связанные с профессиями, на карте
моего города» Учебный диалог «Музыка и волшебство» (употребление

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

улиц и площадей.

1.6.

Русские традиционные
сказочные образы, эпитеты и
сравнения, например,
Снегурочка, дубравка, сокол,
соловей, зорька, солнце и т. п.:
уточнение значений,
наблюдение за использованием
в произведениях фольклора и
художественной литературы.

Итого по разделу
Раздел 2. Язык в действии
2.1.

Многообразие суффиксов,
позволяющих выразить
различные оттенки значения и
различную оценку, как
специфическая особенность
русского языка.

4

1

0

0

0

прилагательных волшебный, чарующий, чудесный, завораживающий,
дивный);
Учебный диалог о значении и происхождении слов город, кремль;
Практическая работа: образовать прилагательные от названий городов, в
которых сохранился кремль, для составления словосочетаний (например,
Московский Кремль, Новгородский кремль, Тобольский кремль и т. п.); найти
синонимы к слову крепость, объяснить различие в значении на основе
контекста; определить верное произношение названий городов, опираясь на
стихотворный размер; Работа с текстом: восстановление текста (выбор
пропущенных слов на основе соотнесения информации из разных источников);
выразительное чтение поэтического текста;
Работа в группах: анализ названий, говорящих о том, что данное имя
принадлежит именно городу (-бург, -поль, -град, -город), или в которых
содержится информация о географическом
расположении города (например, Енисейск, Калач-на-Дону, Усть-Илимск,
Саяногорск, Южноуральск и т п ); подготовка сообщения о названии одного из
городов на основе информации из разных источников;
Проектное задание «Место, в котором я живу»; Дидактическая игра (например,
«Города: продолжи цепочку»);
Практическая работа: составление словосочетаний с постоянными эпитетами
(например, красна девица, добрый молодец, сине море, ясный сокол и т. п.);
восстановление предложений, в которых пропущены словосочетания с
постоянными эпитетами, устойчивыми сочетаниями; выбрать эпитеты,
конкретизирующие основные признаки фольклорных образов (например, дуб
—сила, мощь: могучий, величественный, грозный, богатырский, одоблачный,
величавый и т. п.); Работа с иллюстрациями: сравнить фрагмент текста и
иллюстрацию к нему (например, описание царевны-лебеди в «Сказке о царе
Салтане…» и картину М А Врубеля «Царевна-Лебедь»); устно описать
изображение (например, картину И. И. Шишкина «Среди долины ровныя»);
Работа с текстом: озаглавить текст; восстановить текст с опорой на рифму;
сравнить описание одного предмета в разных текстах (например, береза в
«Волшебной березке» В.Бианки и в стихотворении С. Есенина);
Работа в парах: анализ грамматических признаков слова, его значения на
основе словоупотребления (взаимооценка);
Проектное задание: «Сказка в картинках», «Есть ли у деревьев имена?»;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

26
4

Наблюдение за употреблением слов, называющих одно и то же лицо, но
выражающих с помощью суффиксов разную оценку (например, мальчик,
мальчишка, мальчонка и т. п.); анализ значений, вносимых суффиксами
(например, город — городок— городишко; старик —старичок — старикашка и
т. п.);
Работа в парах: анализ употребления слов с суффиксами оценки в разных
текстах, представление результатов и обсуждение, общий вывод;
Эксперимент: замена в тексте слов с оценочными суффиксами на нейтральные
слова; обсуждение результатов;
Практическая работа: восстановление деформированных (с пропусками слов)
предложений на основе анализа контекста и значения слов с суффиксами
оценки; образование существительных по продуктивным моделям с
помощью суффиксов оценки; Работа с иллюстрациями в группах: описание
картины с использованием слов с суффиксами оценки (взаимооценка);
Работа с текстом: поиск примеров словоупотребления для подтверждения
мысли, высказанной в тексте (например, мысль В. О. Ключевскогоо роли рек в
жизни русского народа —слова-названия рек с суффиксами оценки в русских

2.2.

Специфика грамматической
категории рода имен
существительных в русском
языке.

4

0

0

2.3.

Существительные, имеющие
только форму единственного
или только форму
множественного числа.

4

0

0

2.4.

Практическое овладение
нормами употребления форм
имен существительных
(родительный падеж
множественного числа).

4

0

0

2.5.

Практическое овладение
нормами правильного и
точного употребления
предлогов с пространственным
значением, образования
предложно-падежных форм
существительных.

4

1

0

народных песнях);
Эксперимент: трансформация текста (как изменится текст-описание, если
ключевое нейтральное слово заменить на слово с суффиксом оценки,
например, рыба — рыбешка — рыбина);
Учебный диалог о роде имен существительных; Практическая работа:
определение рода существительного с опорой на словарь (чтение
грамматических помет в словарной статье), с опорой на контекст (на род
согласованных с существительным прилагательных или глаголов в
прошедшем времени, на местоимение), с опорой на формы словоизменения;
Работа с текстом: чтение лингвистического текста о роде имен
существительных в разных языках и о возникающих трудностях перевода;
Самостоятельная работа: познакомиться с историей слов на основе материалов
рубрики «Из истории языка и культуры» (например, ножницы);
Работа в группе: вспомнить и записать слова разных тематических групп,
имеющие только форму множественного числа (например, игры, одежда,
инструменты);
Практическая работа: восстановление деформированных (с пропусками слов)
предложений на основе анализа контекста
Наблюдение за образованием форм им. п. мн. ч. существительных(с
окончаниями -а и -ы); выделение пар слов, в которых разные окончания
множественного числа соответствуют разным значениям(например, цветы —
цвета, листы —листья, зубы — зубья); наблюдение за образованием форм
родительного падежа множественного числа существительных;
Практическая работа: вставить в предложения слова в нужной форме
(например, порты, торты, шарфы и т. п.); образовать форму единственного
числа существительных со значением «обувь»(например, кроссовки, кеды,
тапки, босоножки и т.п.); образовать формы родительного падежа
множественного числа существительных со значением «фрукты», «овощи»,
«одежда» (например, помидоров, баклажанов, мандаринов, яблок, джинсов и т.
п.); составление предложений по картинке с использованием форм
родительного падежа множественного числа; Работа в парах: взаимооценка;
Практическая работа: восстановление деформированных (с пропусками слов)
предложений на основе анализа контекста
Наблюдение за образованием форм им. п. мн. ч. существительных(с
окончаниями -а и -ы); выделение пар слов, в которых разные окончания
множественного числа соответствуют разным значениям(например, цветы —
цвета, листы —листья, зубы — зубья); наблюдение за образованием форм
родительного падежа множественного числа существительных;
Практическая работа: вставить в предложения слова в нужной форме
(например, порты, торты, шарфы и т. п.); образовать форму единственного
числа существительных со значением «обувь»(например, кроссовки, кеды,
тапки, босоножки и т.п.); образовать формы родительного падежа
множественного числа существительных со значением «фрукты», «овощи»,
«одежда»
(например, помидоров, баклажанов, мандаринов, яблок, джинсов и т. п.);
составление предложений по картинке с использованием форм родительного
падежа множественного числа; Работа в парах: взаимооценка;
Работа в парах: взаимооценка; Наблюдение за изменением формы
существительного при замене предлога (например, Кошка бежит по дорожке к
дому — Кошка бежит по дорожке от дома — Кошка бежит по дорожке
между домами), установление связи между предлогом и падежной формой
существительного; Практическая работа: определение падежа
существительного с предлогом; замена существительного с предлогом на
местоимение с предлогом; составление глагольных словосочетаний с

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

одинаковыми приставками и предлогами (например, наступить на ногу,
влететь в окно и т. п.); подбор к прилагательным с приставкой
соответствующих предложно-падежных форм существительных (например,
бездонный —без дна, бессердечный — без сердца и т. п.); замена предлогов на
синонимичные (в предложении);
Самостоятельная работа: познакомиться с историей приставок и предлогов на
основе материалов рубрики «Из истории языка и культуры»;
Работа в паре: сравнение результатов и взаимооценка; Орфографический
тренинг;

Итого по разделу
Раздел 3. Секреты речи и текста

20

3.1.

Особенности устного
выступления.

4

0

0

3.2.

Создание текстов-рассуждений
с использованием различных
способов аргументации (в
рамках изученного).

4

0

0

3.3.

Редактирование предложенных
текстов с целью
совершенствования их
содержания и формы (в
пределах изученного в сновном
курсе).
Создание текстовповествований о путешествии
по городам; об участии в
мастер-классах, связанных с
народными промыслами.

6

0

0

4

0

0

Особенности устного
выступления.

4

1

0

22
68

3

2

3.4.

3.5.

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Работа в паре: взаимооценка;
Работа в группе: презентация результатов работы группы, сравнение
результатов, обсуждение; Представление проектных заданий, выполненных
при изучении раздела «Секреты речи и текста»;
Учебный диалог «Что такое рассуждение?»;
Чтение учебного текста;
Работа с текстом: чтение и слушание отрывков из художественных текстов,
описывающих споры героев, поиск утверждений и доводов каждого героя;
чтение отрывка, содержащего утверждение героя и поиск аргументов для
подтверждения или опровержения утверждения в других источниках
информации;
Наблюдение за средствами связи предложений в тексте;
Работа с текстом: восстановление логики текста последовательность абзацев,
последовательность предложений, достраивание пропущенных предложений,
исключение лишних предложений);
Работа в паре: взаимооценка;
Работа в паре: создание совместной сказочной истории; иллюстрирование,
представление классу;
Творческое задание: написать продолжение истории, содержащее аргументы,
примиряющие участников спора (например, продолжение сказки К. Д.
Ушинского «Спор деревьев»);
Работа в группе: презентация результатов работы группы, сравнение
результатов, обсуждение;
Работа с текстом: использование справочной информации для создания
портрета и истории героя повествования (например, герой — игрушка одного
из традиционных русских художественных промыслов);
Работа в паре: создание совместной сказочной истории; иллюстрирование,
представление классу; Наблюдение: выявлять языковые особенности при
работе с текстами фольклора и с художественными текстами;
Представление проектных заданий, выполненных при изучении раздела
«Секреты речи и текста»;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

http://schoolcollection.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Количество часов

Наименование разделов и тем программы

всего
2

к/р
0

0

2

0

0

3

0

0

3

0

0

2

0

0

Дата
изучения

Виды, формы контроля

пр/р

11,12

Где путь прямой, там не езди по кривой. Пословицы, поговорки в
современной ситуации речевого общения.
Кто друг прямой, тот брат родной. Слова, связанные с
особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда
–ложь, друг – недруг, брат –братство – побратим).
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Слова, называющие
природные явления. Образные названия солнышка, дождя.
Сошлись два друга – мороз да вьюга. Образные названия
мороза, вьюги.
Ветер без крыльев летает. Образные названия ветра.

13-15

Какой лес без чудес. Образные названия растений.

3

0

0

16-18

Дело мастера боится. Слова, называющие занятия людей
(ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Проектное задание: «Откуда в русском языке эта фамилия»
Заиграйте мои гусли. Слова, называющие музыкальные инструменты
(балалайка, гусли, гармонь).
Что ни город, то норов. Названия старинных русских городов,
сведения о происхождении этих названий.
У земли ясно солнце, у человека – слово. Эпитеты и сравнения.
Списывание отрывка фольклорного текста с творческим заданием.
Проектное задание: «История моего имени и фамилии»
Контрольная работа по разделу «Русский язык: прошлое и
настоящее»
Для чего нужны суффиксы. Многообразие суффиксов как специфика

3

0

0

2
2

0
0

1
0

3

0

0

3

0

0

2
1

0
1

1
0

Устный опрос;
Письменный контроль;
Устный опрос;
Письменный контроль;
Устный опрос;
Письменный контроль;
Устный опрос;
Письменный контроль;
Устный опрос;
Письменный контроль;
Проект;
Устный опрос;
Письменный контроль;
Устный опрос;
Письменный контроль;
Устный опрос;
Письменный контроль;
Проект;
Контрольная работа;

3

0

0

Устный опрос;

1-2
3-4

5-7
8-10

19,20
21,22
23-25
26-28
29,30
31
32-34

Устный опрос;
Письменный контроль;
Устный опрос;
Письменный контроль;

35

русского языка
Какие особенности рода имён существительных есть в русском
языке. Специфика грамматических категорий русского языка.

1

0

0

Все ли имена
существительные «умеют» изменяться по числам.
Как изменяются имена существительные во множественном числе?
Словоизменение отдельных форм множественного числа имен
существительных
Зачем в русском языке такие разные предлоги? Нормы правильного
и точного употребления предлогов
Контрольная работа по разделу «Язык в действии»

3

0

0

3

0

0

3

0

0

1

1

0

Создаём тексты-рассуждения

4

50

Создаём тексты-рассуждения. Проверочная работа

1

0

1

51-60

Учимся редактировать тексты.

10

61

Учимся редактировать тексты. Проверочная работа.

1

0

1

62-67

Создаём тексты-повествования

6

1
3

0
4

36-38
39-41

42-44
45
46-49

68.
Итоговая контрольная работа
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
68

Письменный контроль;
Устный опрос;
Письменный контроль;
Устный опрос;
Письменный контроль;
Устный опрос;
Письменный контроль;
Устный опрос;
Письменный контроль;
Контрольная работа;
Устный опрос;
Письменный контроль;
Устный опрос;
Письменный контроль;
Устный опрос;
Письменный контроль;
Устный опрос;
Письменный контроль;
Устный опрос;
Письменный контроль;
Контрольная работа;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И., Кузнецова М.И., Петленко
Л.В., Романова В.Ю., Рябинина Л.А., Соколова О.В., Русский родной язык. Учебник. 3 класс.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Русский родной язык : 3 класс : методическое пособие / [О. М. Александрова, О. В.
Загоровская, Ю. Н. Гостева и др.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny.
Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop.
Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А. Зализняка, М. Фасмера.
URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm.
Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. URL:
https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova. Древнерусские берестяные грамоты. URL:
http://gramoty.ru.
Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types.
Кругосвет — универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru.
Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru.
Лингвистика для школьников. URL: http://www.lingling.ru.
Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs.
Образовательный портал Национального корпуса русского языка. URL: https://studiorumruscorpora.ru. Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/searchschool.html.
Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru.
Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru.
Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари.
URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki.
Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru.
Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/.
Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru.
Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash.
Cловарь сокращений русского языка. URL: http://www.sokr.ru.
Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me.
Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru.
Словарь устойчивых словосочетаний и оборотов деловой речи. URL: http://doc-style.ru.
Стихия: классическая русская/ советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya.
Учительская газета. URL: http://www.ug.ru.
.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1. Справочные таблицы
2. Учебник,
3. Карточки

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Мультимедийный проектор, персональный компьютер, карточки с заданиями


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».