ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИНОСТРАННОМУ (НЕМЕЦКОМУ) ЯЗЫКУ
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения программы основного общего образования отражают готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных
интересов других людей; активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции, готовность к разнообразной совместной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации,
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране.
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое
поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного
творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание
ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание
последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм
вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе
навыков безопасного поведения в Интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не
осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным
состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека.
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, населенного пункта,
родного
края) технологической и
социальной
направленности, способность
инициировать,
планировать
и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий
и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде, уважение к труду и
результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня
экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и
читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности
возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды; способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту
и знаниям других; способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования
новых знаний, в том числе способность
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; умение распознавать конкретные примеры понятия
по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия,
конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать
понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; умение
анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учетом
влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления
вызовов, возможных глобальных последствий; способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их
последствия;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить
позитивное в произошедшей
ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения иностранного (немецкого) языка на уровне основного общего образования у обучающегося
будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак
классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и
наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации,
данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении
явлений и процессов; проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать
наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта,
самостоятельно устанавливать искомое и данное; формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою
позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое
исследование по
установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта,
исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать
возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников
с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и
интерпретировать информацию различных видов и форм представления, находить сходные аргументы (подтверждающие
или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать
оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи
несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по
критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и
систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность
когнитивных навыков у обучающихся.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать свою точку зрения в устной и письменной речи; распознавать невербальные средства общения, понимать
значение социальных знаков, распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное
отношение к собеседнику и в корректной форме
формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями
других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций,
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно
выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в
соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; обобщать мнения нескольких человек, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять
свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами
команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного
результата по своему направлению и координировать свои
действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов,
разделять
сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность
социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах
принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие
решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с
учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять
план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный
алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте, проводить выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать оценку ситуации и предлагать план ее
изменения, учитывать контекст и предвидеть трудности, которые
могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять
причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту,
находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных
ошибок, возникших трудностей, оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины
эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ
выражения
эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право
другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость
себе и другим; осознавать невозможность контролировать
все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых
установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,
самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы по иностранному (немецкому) языку к концу обучения в 8 классе. 1)
Коммуникативные умения.
Говорение:
вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос,
комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов) в рамках тематического содержания речи для 8 класса
в стандартных ситуациях неофициального общения, с вербальными и (или) зрительными опорами, с соблюдением норм
речевого этикета, принятого в стране (странах) изучаемого языка (до семи реплик со стороны каждого собеседника);
создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика, повествование или
сообщение) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объём
монологического высказывания – до 9–10 фраз), выражать и кратко аргументировать своё мнение, излагать основное
содержание прочитанного (прослушанного) текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объём – 9–10 фраз),
излагать результаты выполненной проектной работы (объём – 9–10 фраз).
Аудирование:
воспринимать на слух и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые
явления, в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием
нужной (интересующей, запрашиваемой) информации (время звучания текста (текстов) для аудирования – до 2 минут).
Смысловое чтение:
читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления,
с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с
пониманием основного содержания, с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации, с полным
пониманием содержания (объём текста (текстов) для чтения – 350–500 слов), читать несплошные тексты (таблицы,
диаграммы) и понимать представленную в них информацию.
Письменная речь:
заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами, принятыми в стране
(странах) изучаемого языка, писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет, принятый в
стране (странах) изучаемого языка (объём сообщения – до 110 слов), создавать небольшое письменное высказывание с
использованием образца, плана, таблицы и (или) прочитанного/прослушанного текста (объём высказывания – до 110
слов).
2) Языковые знания и умения.
Фонетическая сторона речи:
различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы
с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять правила отсутствия фразового ударения
на служебных словах; владеть правилами чтения и выразительно читать вслух небольшие тексты объёмом до 110 слов,
построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией,
демонстрирующей понимание текста, читать новые слова согласно основным правилам чтения.
Графика, орфография и пунктуация: правильно писать изученные слова; использовать точку, вопросительный и
восклицательный знаки в конце предложения, запятую при перечислении,
пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение личного характера.
Лексическая сторона речи:
распознавать в устной речи и письменном тексте 1250 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише)
и правильно употреблять в устной и письменной речи 1050 лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в
рамках тематического содержания, с соблюдением существующих норм лексической сочетаемости; распознавать и
употреблять в устной и письменной речи родственные слова, образованные с использованием
аффиксации: имена существительные при помощи суффикса -ik, имена прилагательные при помощи суффикса -los, имена
прилагательные путём соединения двух прилагательных (dunkelblau); распознавать и употреблять в устной и письменной
речи изученные многозначные слова, синонимы, антонимы,
сокращения и аббревиатуры; распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные средства связи в тексте
для обеспечения
логичности и целостности высказывания; Грамматическая
сторона речи:
понимать особенности структуры простых и сложных предложений немецкого языка, различных коммуникативных
типов предложений немецкого языка; распознавать и употреблять в устной и
письменной речи: сложноподчинённые предложения времени с союзами
wenn, als; глаголы в видовременных формах страдательного залога (Präsens,
Prästeritum); наиболее распространённые глаголы с управлением и
местоимённые наречия; склонение прилагательных; предлоги, используемые с
дательным падежом; предлоги, используемые с винительным падежом.
3) Социокультурные знания:
осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях
своей страны и страны (стран) изучаемого языка и освоив основные социокультурные элементы речевого поведенческого
этикета в стране (странах) изучаемого языка в рамках тематического содержания речи; кратко представлять родную страну
(малую родину) и страну (страны) изучаемого языка (культурные явления и
события, достопримечательности, выдающиеся люди); оказывать помощь иностранным гостям в ситуациях повседневного
общения (объяснить местонахождение объекта,
сообщить возможный маршрут и других ситуациях).
4) Компенсаторные умения:
использовать при чтении и аудировании языковую, в том числе контекстуальную, догадку, при непосредственном
общении переспрашивать, просить повторить, уточняя значения незнакомых слов, игнорировать информацию, не
являющуюся необходимой для понимания основного содержания, прочитанного (прослушанного) текста или для
нахождения в тексте запрашиваемой информации; владеть умениями классифицировать лексические единицы по темам в
рамках тематического содержания речи, по
частям речи, по словообразовательным элементам; рассматривать несколько вариантов решения коммуникативной задачи
в продуктивных видах речевой деятельности
(говорении и письменной речи); участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на немецком
языке с применением
информационно-коммуникативных технологий, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети
Интернет; использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в
электронной
форме; достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка,
людьми
другой культуры; сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их
элементы и
основные функции в рамках изученной тематики.
СОДЕРЖАНИЕ
8 КЛАСС
Коммуникативные умения
Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды
речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.
Взаимоотношения в семье и с друзьями.
Внешность и характер человека (литературного персонажа).
Досуг и увлечения (хобби) современного подростка (чтение, кино, театр, музей, спорт, музыка).
Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, фитнес, сбалансированное питание. Посещение врача.
Покупки: одежда, обувь и продукты питания. Карманные деньги.
Школа, школьная жизнь, школьная форма, изучаемые предметы и отношение к ним. Посещение школьной
библиотеки (ресурсного центра). Переписка с иностранными сверстниками.
Виды отдыха в различное время года. Путешествия по России и иностранным странам.
Природа: флора и фауна. Климат, погода.
Условия проживания в городской (сельской) местности. Транспорт.
Средства массовой информации (телевидение, радио, пресса, Интернет).
Родная страна и страна (страны) изучаемого языка. Их географическое положение, столицы, население, официальные
языки, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, традиции, обычаи). Выдающиеся
люди родной страны и страны (стран) изучаемого языка: писатели, художники, музыканты.
Говорение
Развитие коммуникативных умений диалогической речи, а именно умений вести разные виды диалогов (диалог
этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос, комбинированный диалог, включающий
различные виды диалогов).
Диалог этикетного характера – начинать, поддерживать и заканчивать разговор, вежливо переспрашивать,
поздравлять с праздником, выражать пожелания и вежливо реагировать на поздравление, выражать благодарность,
вежливо соглашаться на предложение/отказываться от предложения собеседника.
Диалог – побуждение к действию – обращаться с просьбой, вежливо соглашаться (не соглашаться) выполнить
просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться (не соглашаться) на предложение
собеседника, объясняя причину своего решения.
Диалог-расспрос – сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов, выражать своё отношение
к обсуждаемым фактам и событиям, запрашивать интересующую информацию, переходить с позиции спрашивающего на
позицию отвечающего и наоборот.
Данные умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках
тематического содержания речи с использованием ключевых слов, речевых ситуаций и (или) иллюстраций, фотографий с
соблюдением нормы речевого этикета, принятых в стране (странах) изучаемого языка.
Объём диалога – до 7 реплик со стороны каждого собеседника.
Развитие коммуникативных умений монологической речи:
создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи:
описание (предмета, местности, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера
реального человека или литературного персонажа); повествование или сообщение; выражение и
аргументирование своего мнения по отношению к услышанному (прочитанному); изложение
(пересказ) основного содержания, прочитанного (прослушанного) текста; составление рассказа
по картинкам; изложение результатов выполненной проектной работы.
Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках
тематического содержания речи с использованием вопросов, ключевых слов, плана и (или) иллюстраций, фотографий,
таблиц.
Объём монологического высказывания – 9–10 фраз.
Аудирование
При непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная (невербальная)
реакция на услышанное, использовать переспрос или просьбу повторить для уточнения отдельных деталей.
При опосредованном общении: дальнейшее развитие восприятия и понимания на слух несложных аутентичных
текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления, с разной глубиной проникновения в их содержание в
зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной
(интересующей, запрашиваемой) информации.
Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему (идею) и
главные факты (события) в воспринимаемом на слух тексте, отделять главную информацию от второстепенной,
прогнозировать содержание текста по началу аудирования, игнорировать незнакомые слова, не существенные для
понимания основного содержания.
Аудирование с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации предполагает умение выделять
нужную (интересующую, запрашиваемую) информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в
воспринимаемом на слух тексте.
Тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ,
сообщение информационного характера.
Время звучания текста (текстов) для аудирования – до 2 минут.
Смысловое чтение
Развитие умения читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие
отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от
поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной (интересующей,
запрашиваемой) информации, с полным пониманием содержания.
Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умения: определять тему (основную мысль),
выделять главные факты (события) (опуская второстепенные), прогнозировать содержание текста по заголовку (началу
текста), определять логическую последовательность главных фактов, событий, игнорировать незнакомые слова,
несущественные для понимания основного содержания, понимать интернациональные слова.
Чтение с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации предполагает умение находить в
прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, оценивать
найденную информацию с точки зрения её значимости для решения коммуникативной задачи.
Чтение несплошных текстов (таблиц, диаграмм, схем) и понимание представленной в них информации.
Чтение с полным пониманием содержания несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные
языковые явления. В ходе чтения с полным пониманием формируются и развиваются умения полно и точно понимать
текст на основе его информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных частей текста,
выборочного перевода). В ходе чтения с полным пониманием формируются и развиваются умения устанавливать
причинно-следственную взаимосвязь изложенных в тексте фактов и событий, восстанавливать текст из разрозненных
абзацев.
Тексты для чтения: интервью, диалог (беседа), рассказ, отрывок из художественного произведения, отрывок из статьи
научно-популярного характера, сообщение информационного характера, объявление, кулинарный рецепт, меню,
электронное сообщение личного характера, стихотворение.
Объём текста (текстов) для чтения – 350–500 слов.
Письменная речь
Развитие умений письменной речи:
составление плана (тезисов) устного или письменного сообщения; заполнение анкет и формуляров: сообщать о себе
основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство,
адрес, увлечения) в соответствии с нормами, принятыми в стране (странах) изучаемого языка; написание электронного
сообщения личного характера в соответствии с нормами неофициального общения,
принятыми в стране (странах) изучаемого языка. Объём письма – до 110 слов; создание небольшого письменного
высказывания с использованием образца, плана, таблицы и (или) прочитанного (прослушанного) текста. Объём
письменного высказывания – до 110 слов.
Языковые знания и умения
Фонетическая сторона речи
Различение на слух, без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с
соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе
отсутствия фразового ударения на служебных словах, чтение новых слов согласно основным правилам чтения.
Чтение вслух небольших аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением
правил чтения и соответствующей интонации, демонстрирующих понимание текста.
Тексты для чтения вслух: сообщение информационного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера,
рассказ, диалог (беседа).
Объём текста для чтения вслух – до 110 слов.
Орфография и пунктуация
Правильное написание изученных слов.
Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце
предложения, запятой при перечислении.
Пунктуационно правильно, в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в стране (странах) изучаемого
языка, оформлять электронное сообщение личного характера.
Лексическая сторона речи
Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых
клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в
немецком языке нормы лексической сочетаемости.
Объём – 1050 лексических единиц для продуктивного использования (включая лексических единиц, изученных
ранее) и 1250 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 1050 лексических единиц продуктивного
минимума).
Основные способы словообразования:
аффиксация: образование имён существительных при помощи суффикса -ik
(Grammatik); образование имён прилагательных при помощи суффикса -los
(geschmacklos); словосложение: образование сложных прилагательных путём
соединения двух прилагательных (dunkelblau).
Многозначные лексические единицы. Синонимы. Антонимы.
Различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности (zuerst, denn, zum Schluss usw.).
Грамматическая сторона речи
Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических
конструкций немецкого языка.
Различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (утвердительные, отрицательные),
вопросительные (общий, специальный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме).
Сложноподчинённые предложения времени с союзами wenn, als.
Глаголы в видовременных формах страдательного наклонения (Präsens, Präteritum).
Наиболее распространённые глаголы с управлением и местоимённые наречия.
Склонение прилагательных.
Предлоги, используемые с дательным падежом.
Предлоги, используемые с винительным падежом.
Социокультурные знания и умения
Осуществление межличностного и межкультурного общения с использованием знаний о национально-культурных
особенностях своей страны и страны (стран) изучаемого языка, основных социокультурных элементов речевого
поведенческого этикета в немецкоязычной среде, знание и использование в устной и письменной речи наиболее
употребительной тематической фоновой лексики в рамках тематического содержания.
Понимание речевых различий в ситуациях официального и неофициального общения в рамках отобранного
тематического содержания и использование лексико-грамматических средств с их учётом.
Соблюдение норм вежливости в ме межкультурном общении.
Знание
социокультурного
портрета родной
страны
и
страны
(стран)
изучаемого
языка:
символики, достопримечательностей, культурных особенностей (национальные праздники, традиции),
образцы поэзии и прозы, доступные в языковом отношении.
Развитие умений:
кратко представлять Россию и страну (страны) изучаемого языка.
кратко представлять некоторые культурные явления родной страны и страны (стран) изучаемого языка; кратко
рассказывать о некоторых выдающихся людях родной страны и страны (стран) изучаемого языка (ученых,
писателях, поэтах, художниках, музыкантах, спортсменах).
оказывать помощь иностранным гостям в ситуациях повседневного общения (объяснить местонахождение объекта,
сообщить возможный маршрут и другое).
Компенсаторные умения
Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки, использовать при
говорении и письме перифраз (толкование), синонимические средства, описание предмета вместо его названия, при
непосредственном общении догадываться о значении незнакомых слов с помощью используемых собеседником жестов и
мимики.
Переспрашивать, просить повторить, уточняя значения незнакомых слов.
Использование при формулировании собственных высказываний, ключевых слов, плана.
Игнорирование информации, не являющейся необходимой для понимания основного содержания, прочитанного
(прослушанного) текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.
Сравнение (в том числе установление основания для сравнения) объектов, явлений, процессов, их элементов и
основных функций в рамках изученной тематики.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№
урока
№
I.
Тема урока
Количество
часов
Тема: Прекрасно было летом!
24
1.
Воспоминание о летних каникулах. Обучение чтению и говорению
1
2.
Где и как проводят лето немецкие школьники? Обучение чтению и говорению.
1
3.
Где и как проводят лето немецкие школьники. Обучение чтению и говорению
1
4.
Мои летние каникулы. Обучение говорению.
1
5
Молодёжные турбазы в Германии. Обучение чтению
1
6
Место расположения кемпинга. Обучение чтению. 1 ч
1
7
Летние планы немецких школьников. Обучение чтению и говорен
1
8
Входная контрольная работа.
1
9
Письма из лета .Обучение чтению и письму.
1
10
Остров из сыра. Обучение чтению и говорению
1
11
Капитан Кюммелькорн и тигриная охота. Обучение чтению и говорению
1
12
Где и как немцы предпочитают проводить отпуск? Обучение чтению и аудировани
1
13
Занятия школьников во время летних каникул. Обучение грамматике. Perfekt и Prӓteritum
1
14
Занятия школьников во время летних каникул. Обучение грамматике. Plusquamperfekt
1
15
Развитие навыков чтения. Как Мюнхаузен по России путешествовал
1
16
Как Мюнхаузен по России путешествовал. Обучение грамматике. Придаточные времени.
1
17
Встреча после летних каникул. Обучение диалогической речи
1
18
Развитие диалогической речи по теме "Встреча после летних каникул"
1
19
Любимые места отдыха. Обучение говорению
1
20
Письма Андреа. Обучение чтению и говорению.
1
21
Контрольная работа №1. ( лексико- грамматический тест)
1
22
Анализ контрольной работы. Обучение грамматике. Система времён прошедшего времени
1
23
Письмо о летних каникулах. Обучение письму
1
24
Учить немецкий- значит знакомиться со страной и людьми. Обучение чтению.
1
Тема: И снова школа!
21
25
Снова в школу. Обучение чтению.
1
26
Система образования в Германии. Обучение чтению
1
27
Система образования в Германии. Обучение чтению и говорению
1
28
Эмманюэль и школа. Обучение чтению и говорению
1
29
Учитель в нашей школе. Какой он? Обучение говорению
1
30
Советы психолога школьникам. Обучение чтению и говорению
1
31
Поговорим о школе. Обучение говорению.
1
32
Любимые предметы. Система образования в Германии. Обучение говорению
1
33
Школьный обмен. Обучение чтению.
1
34
Роль иностранных языков в нашей школе. Обучение говорению
1
35
Немецкая гимназия. Обучение аудированию.
1
36
Летающий класс. Обучение навыкам аудирования.
1
37
Обучение грамматике. Futur.
1
38
Обучение грамматике. Придаточные предложения
1
II.
39
Перед уроком. Обучение чтению и говорению.
1
40
Поговорим о нашей школе. Обучение говорению
1
41
Поговорим о нашей школе. Развитие монологической речи
1
42
Что мы знаем о системе образования в Германии? Обучение говорению
1
43
Контрольная работа №2 ( лексико- грамматический тест)
1
44
Развитие навыков чтения.
1
45
Учить немецкий - значит знакомиться со страной и людьми. Обучение чтению.
1
Тема: Мы готовимся к путешествию по Германии.
28
46
Мы готовимся к путешествию по Германии. Ознакомление с НЛЕ
1
47
Что мы знаем о Германии? Обучение говорению
1
48
Что мы берём с собой в дорогу? Обучение говорению
1
49
Что мы покупаем в дорогу? Обучение говорению
1
50
Берлин и молодёжь. Обучение чтению.
1
51
Что интересного мы можем увидеть в Кёльне ? Обучение чтению.
1
52
Подготовка к путешествию. Обучение чтению и говорению
1
53
Гномики из Кёльна. Обучение чтению.
1
54
Что мы знаем о Германии? Неопределённо- личное местоимение man.
1
55
Обучение грамматике. Склонение относительных местоимений.
1
56
Обучение грамматике. Придаточные определительные.
1
57
Обучение грамматике. Придаточные определительные .
1
58
Гости могут приезжать. Обучение чтению. и говорению.
1
59
Гости могут приезжать. Обучение диалогической речи.
1
60
ПРограмма пребывания русских гостей в Германии. Обучение диалогической речи
1
III
61
В продуктовом магазине. Обучение диалогической речи
1
62
Ещё раз о том, как мы готовимся к путешествию. Обучение говорению
1
63
В универмаге. Обучение диалогической речи
1
64
В продуктовом магазине. Обучение диалогической речи.
1
65
Обучение диалогической речи «В магазине».
1
66
Обучение грамматике. Порядок слов в придаточных определительных
1
67
Обучение грамматике. Порядок слов в придаточных определительных.
1
68
Учить немецкий язык- значит знакомиться со страной и людьми.
1
69
Заполнение формуляра для выезда за границу.
1
70
Контрольная работа №3 (лексико- грамматический тест)
1
71
Анализ контрольной работы. Обучение грамматике. Придаточные предложения
1
72
Заполнение формуляра для выезда за границу. Обучение письму
1
73
Обучение навыкам письма. Заполнение формуляра для выезда за границу.
1
Тема: Путешествие по Германии.
32
74
Что мы знаем о Германии? Обучение говорению
1
75
У карты Германии. Обучение говорению
1
76
Мюнхен. Обучение чтению. и говорению
1
77
Мюнхен. Обучение говорению.
1
78
Берлин. Обучение чтению и говорению.
1
79
Берлин. Обучение чтению и говорению
1
80
Что интересного мы можем увидеть в Мюнхене ещё? Обучение чтению и говорению
1
81
Вдоль Рейна. Обучение чтению.
1
82
Вдоль Рейна. Обучение чтению и говорению
1
83
На экскурсии по городу. Обучение говорению.
1
84
На железнодорожном вокзале. Обучение чтению и говорению
1
85
Мы путешествуем по железной дороге. Обучение чтению и говорению
1
86
Обучение чтению
1
87
Развитие навыков аудирования
1
88
Поговорим о Мюнхаузене. Обучение грамматике. Предлоги винительного и дательного падежей
1
89
Страдательный залог. Обучение грамматике.
1
90
Путешествуем по Кёльну. Обучение чтению и говорению
1
91
Мы вспоминаем о путешествии по Германии. Обучение говорению
1
92
В ресторане. Обучение диалогической речи
1
93
Мы вспоминаем о путешествии по Германии. Обучение говорению
1
94
Немецкие праздники. Обучение чтению и говорению
1
95
Учить немецкий язык- значит знакомиться со страной и людьми. Немецкие города. Обучение чтению
1
96
Учить немецкий язык- значит знакомиться со страной и людьми. Себастьян Бах. Обучение чтению
1
97
Контрольная работа №4 ( итоговый комбинированный тест)
1
98
Анализ контрольной работы. Обучение лексике и грамматике
1
99
Повторяем разговорные темы. Обучение говорению
1
100
Контроль монологической и диалогической речи по темам курса
1
101
Развитие навыков чтения. Немецкая молодёжь сегодня
1
102
Повторяем разговорные темы. Обучение говорению
1
ИТОГО
102