биология 9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО БИОЛОГИИ 9 КЛАССА
Рабочая программа по биологии 9 класса составлена в соответствии со следующими документами:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения Приказ МО РФ №1897 от 17.12.2010г.
- Примерной программы основного общего образования по биологии.
- Основной образовательная программой основного общего образования МБОУ ООШ пос. Тельмана.
- Учебный план МБОУООШ пос. Тельмана
- Биология. 5-9 классы: программа / авт.-сост. И.Н.Пономарёва, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов. – М.: Вентана-Граф, 2017.
- учебник Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Биология. 9 класс. – М.: Вентана-Граф, 2022.
Программа реализуется за 68 часов
Промежуточная аттестация проводится по графику в форме тестирования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «БИОЛОГИЯ» к концу 9 класса
Изучение курса «Биология. 9 класс» должно быть направлено на овладение обучающимися следующих умений и навыков:
Выпускник научится:
• характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
• использовать методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых
микропрепаратах, экосистемы своей местности;
• использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей,
свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки
живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных
источников;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
• Раскрывать роль биологии в практической деятельности людей, роль различных организмов в жизни человека;
• Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биология;
• Работать с увеличительными приборами, наблюдать микрообъекты и процессы; делать рисунки микропрепаратов, фиксировать результаты
наблюдений;
• Устанавливать связь строения частей клетки с выполняемыми функциями;
• Сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения;
• Находить связь строения и функции клеток разных тканей; раскрывать сущность процессов жизнедеятельности клеток; выделять
существенные признаки строения клеток разных царств; делать выводы о единстве строения клеток представителей разных царств и о том,
какой объект имеет более сложное строение;
• Доказывать родство организмов на основе их клеточного строения;
• Объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических
объектов;
• Выявлять особенности сред обитания, раскрывать сущность приспособления организмов к среде обитания;
• Выделять существенные признаки вида, объяснять причины многообразия видов;

•

Аргументировать необходимость сохранения биологического разнообразия для сохранения биосферы; анализировать и оценивать влияние
деятельности человека на биосферу.
Выпускник получит возможность научиться:
• выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
• Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта или
исследования по биологии;
• Выдвигать версии решения биологических и экологических проблем;
• Наблюдать биологические объекты и проводить биологические эксперименты;
• Работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
• Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию; работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью
деятельности, исправлять ошибки, используя самостоятельно подобранные средства ( в том числе Интернет);
• Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик биологического объекта; преобразовывать биологическую
информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации; определять возможные
источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
• Соблюдать принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха.
Личностные:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.
2. Формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к учению и познанию.
3. Знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии.
4. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений
(доказывать, стоить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
5. Формирование личностных представлений о целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений
науки.
6. Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости на основе достижений науки.
7. Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов,
толерантности и миролюбия
8. Развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств в процессе разнообразной творческой
деятельности
9. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые социальные
сообщества, участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций.
10. Развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
11. Формирование коммуникативной компетентности в обществе и сотрудничества с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в
процессе образовательной, общественно - полезной деятельности.

12. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах.
13. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
14. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, понятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи.
15. Умение применять полученные знания в практической деятельности
16. Осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе в рамках самостоятельной деятельности вне школы; умение определять
жизненные ценности, объяснять причины успехов и неудач в учебной деятельности, применять полученные знания в практической
деятельности;
17. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
18. Критическое отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия; умение преодолевать трудности в процессе
достижения намеченных целей.
Метапредметные:
1) Познавательные УУД:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить новые задачи в учебе и в познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы познавательной деятельности.
2. Овладеть исследовательской и проектной деятельностью. Научиться видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать
определения понятиям, квалифицировать, наблюдать, делать выводы, защищать свои идеи.
3. Уметь работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках,
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую.
4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
5. Формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ.
6. Проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты.
7. Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. Использовать учебные действия для
формулировки ответов.
8. Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций.
9. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность.
10. Составлять схематические модели с выделением существенных характеристик объектов.
2) Регулятивные УУД:
1. Организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последовательность
действий и прогнозировать результаты работы).
2. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью
своему и окружающих.
3. Самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирая средства
достижения цели. Умение соотносить свои действия с планируемым результатом.
4. Работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
3) Коммуникативные УУД:
1. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
2. Умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою точку зрения.
3. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе, находить общее решение.
4. Умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Предметные:
1) В познавательной (интеллектуальной) сфере:
1. Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития.
2. Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, овладение
понятийным аппаратом биологии.
3. Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для
изучения живых организмов.
4. Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире.
5. Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние
факторов риска на здоровье человека, осознание необходимости сохранения природы.
6. Научиться объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе.
7. Овладение методами: наблюдение, описание. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных
результатов.
8. Формирование представлений о значении биологических наук в решении глобальных проблем.
9. Освоение приемов оказания первой помощи, рациональная организация труда и отдыха.
10. Понимание смысла биологических терминов. Их применение при решение биологических проблем и задач.
11. Формулирование правил техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ.
2) В ценностно-ориентационной сфере: знать основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни, применять их на
практике; оценивать поведение человека с точки зрения ЗОЖ. Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды,
зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.
3) В сфере трудовой деятельности: знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и
инструментами.
4) В сфере физической деятельности: демонстрирование навыков оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями и грибами,
укусе ядовитыми животными.
5) В эстетической сфере: оценивать с эстетической точки зрения красоту и разнообразие мира природы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ. 9 класс»
Тема 1. Общие закономерности жизни (5 ч )
• Биология — наука о живом мире Биология — наука, исследующая жизнь. Изучение природы в обеспечении выживания людей на Земле.
Биология — система разных биологических областей науки. Роль биологии в практической деятельности людей
• Методы биологических исследований Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, сравнение, описание, эксперимент,
моделирование. Правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами
• Общие свойства живых организмов Отличительные признаки живого и неживого: химический состав, клеточное строение, обмен веществ,
размножение, наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость. Взаимосвязь живых организмов и среды
• Многообразие форм жизни Среды жизни на Земле и многообразие их организмов. Клеточное разнообразие организмов и их царства. Вирусы
— неклеточная форма жизни. Разнообразие биосистем, отображающее структурные уровни организации жизни
Тема 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч)
• Многообразие клеток Обобщение ранее изученного материала. Многообразие типов клеток: свободноживущие и образующие ткани,
прокариоты, эукариоты. Роль учёных в изучении клетки.
• Химические вещества в клетке Обобщение ранее изученного материала. Особенности химического состава живой клетки и его сходство у
разных типов клеток. Неорганические и органические вещества клетки. Содержание воды, минеральных солей, углеводов, липидов, белков в
клетке и организме. Их функции в жизнедеятельности клетки
• Строение клетки Структурные части клетки: мембрана, ядро, цитоплазма с органоидами и включениями
• Органоиды клетки и их функции Мембранные и немембранные органоиды, отличительные особенности их строения и функции
• Обмен веществ — основа существования клетки Понятие об обмене веществ как совокупности биохимических реакций, обеспечивающих
жизнедеятельность клетки. Значение ассимиляции и диссимиляции в клетке. Равновесие энергетического состояния клетки — обеспечение
её нормального функционирования
• Биосинтез белка в живой клетке Понятие о биосинтезе. Этапы синтеза белка в клетке. Роль нуклеиновых кислот и рибосом в биосинтезе
белков
• Биосинтез углеводов — фотосинтез Понятие о фотосинтезе как процессе создания углеводов в живой клетке. Две стадии фотосинтеза:
световая и темновая. Условия протекания фотосинтеза и его значение для природы
• Обеспечение клеток энергией Понятие о клеточном дыхании как о процессе обеспечения клетки энергией. Стадии клеточного дыхания:
бескислородная (ферментативная, или гликолиз) и кислородная. Роль митохондрий в клеточном дыхании
• Размножение клетки и её жизненный цикл Размножение клетки путём деления — общее свойство клеток одноклеточных и многоклеточных
организмов. Клеточное деление у прокариот — деление клетки надвое. Деление клетки у эукариот. Митоз. Фазы митоза. Жизненный цикл
клетки: интерфаза, митоз. Разделение клеточного содержимого на две дочерние клетки.
• Лабораторные работы:
1. Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток
2. Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками

Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (17 ч)
• Организм — открытая живая система (биосистема) Организм как живая система. Компоненты системы, их взаимодействие,
обеспечивающее целостность биосистемы «организм». Регуляция процессов в биосистеме
• Бактерии и вирусы Разнообразие форм организмов: одноклеточные, многоклеточные и неклеточные. Бактерии как одноклеточные
доядерные организмы. Вирусы как неклеточная форма жизни. Отличительные особенности бактерий и вирусов. Значение бактерий и вирусов
в природе
• Растительный организм и его особенности Главные свойства растений: автотрофность, неспособность к активному передвижению,
размещение основных частей — корня и побега — в двух разных средах. Особенности растительной клетки: принадлежность к эукариотам,
наличие клеточной стенки, пластид и крупных вакуолей. Способы размножения растений: половое и бесполое. Особенности полового
размножения.Типы бесполого размножения: вегетативное, спорами, делением клетки надвое
• Многообразие растений и значение в природе Обобщение ранее изученного материала. Многообразие растений: споровые и семенные.
Особенности споровых растений: водорослей, моховидных, папоротников, хвощей и плаунов; семенных растений: голосеменных и
цветковых (покрытосеменных). Классы отдела Цветковые: двудольные и однодольные растения. Особенности и значение семени в
сравнении со спорой
• Организмы царства грибов и лишайников Грибы, их сходство с другими эукариотическими организмами — растениями и животными — и
отличие от них. Специфические свойства грибов. Многообразие и значение грибов: плесневых, шляпочных, паразитических. Лишайники как
особые симбиотические организмы; их многообразие и значение
• Животный организм и его особенности. Особенности животных организмов: принадлежность к эукариотам, гетеротрофность, способность к
активному передвижению, забота о потомстве, постройка жилищ (гнёзд, нор). Деление животных по способам добывания пищи:
растительноядные, хищные, паразитические, падальщики, всеядные
• Многообразие животных Деление животных на два подцарства: Простейшие и Многоклеточные. Особенности простейших:
распространение, питание, передвижение. Многоклеточные животные: беспозвоночные и позвоночные. Особенности разных типов
беспозвоночных животных. Особенности типа Хордовые
• Сравнение свойств организма человека и животных Обобщение ранее изученного материала. Сходство человека и животных. Отличие
человека от животных. Системы органов у человека как организма: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная. Органы
чувств. Умственные способности человека. Причины, обусловливающие социальные свойства человека
• Размножение живых организмов Типы размножения: половое и бесполое. Особенности полового размножения: слияние мужских и женских
гамет, оплодотворение, образование зиготы. Бесполое размножение: вегетативное, образование спор, деление клетки надвое. Биологическое
значение полового и бесполого размножения. Смена поколений — бесполого и полового — у животных и растений
• Индивидуальное развитие организмов Понятие об онтогенезе. Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный. Стадии развития
эмбриона: зигота, дробление, гаструла с дифференциацией клеток на эктодерму, энтодерму и мезодерму, органогенез. Особенности процесса
развития эмбриона, его зависимость от среды. Особенности постэмбрионального развития. Развитие животных организмов с превращением и
без превращения
• Образование половых клеток. Мейоз Понятие о диплоидном и гаплоидном наборе хромосом в клетке. Женские и мужские половые клетки —
гаметы. Мейоз как особый тип деления клетки. Первое и второе деление мейоза. Понятие о сперматогенезе и оогенезе
• Изучение механизма наследственности Начало исследований наследственности организмов. Первый научный труд Менделя и его значение.
Достижения современных исследований наследственности. Условия для активного развития исследований наследственности в ХХ в.

•
•
•
•
•

Основные закономерности наследственности организмов Понятие о наследственности и способах передачи признаков от родителей
потомству. Набор хромосом в организме. Ген и его свойства. Генотип и фенотип. Изменчивость и её проявление в организме
Закономерности изменчивости Понятие об изменчивости и её роли для организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Типы наследственной (генотипической) изменчивости: мутационная, комбинативная.
Ненаследственная изменчивость Понятие о ненаследственной (фенотипической) изменчивости, её проявлении у организмов и роли в их
жизнедеятельности. Знакомство с примерами ненаследственной изменчивости у растений и животных.
Основы селекции организмов Понятие о селекции. История развития селекции. Селекция как наука. Общие методы селекции: искусственный
отбор, гибридизация, мутагенез. Селекция растений, животных, микроорганизмов. Использование микробов человеком, понятие о
биотехнологии
Лабораторные работы:
3. Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов
4. Изучение изменчивости у организмов

Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч)
• Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания Гипотезы происхождения жизни на Земле. Опыты Ф. Реди и Л.
Пастера, опровергающие гипотезы о самозарождении жизни
• Современные представления о возникновении жизни на Земле Биохимическая гипотеза А.И. Опарина. Условия возникновения жизни на
Земле. Гипотеза Дж. Холдейна
• Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни Особенности первичных организмов. Появление
автотрофов — цианобактерий. Изменения условий жизни на Земле. Причины изменений. Появление биосферы
• Этапы развития жизни на Земле Общее направление эволюции жизни. Эры, периоды и эпохи в истории Земли. Выход организмов на сушу.
Этапы развития жизни
• Идеи развития органического мира в биологии Возникновение идей об эволюции живого мира. Теория эволюции Ж.-Б. Ламарка
• Чарлз Дарвин об эволюции органического мира Исследования, проведённые Ч. Дарвином. Основные положения эволюции видов, изложенные
Дарвином. Движущие силы процесса эволюции: изменчивость, наследственность, борьба за существование и естественный отбор.
Результаты эволюции. Значение работ Ч. Дарвина
• Современные представления об эволюции органического мира Популяция как единица эволюции. Важнейшие понятия современной теории
эволюции
• Вид, его критерии и структура Вид — основная систематическая единица. Признаки вида как его критерии. Популяции — внутривидовая
группировка родственных особей. Популяция — форма существования вида
• Процессы образования видов Видообразование. Понятие о микроэволюции. Типы видообразования: географическое и биологическое
• Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов Условия и значение дифференциации вида. Понятие о макроэволюции.
Доказательства процесса эволюции: палеонтологические, эмбриологические, анатомо-морфологические (рудименты и атавизмы)
• Основные направления эволюции Прогресс и регресс в живом мире. Направления биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация,
общая дегенерация организмов

•
•
•
•
•
•
•
•
•

Примеры эволюционных преобразований живых организмов Обобщение ранее изученного материала об эволюции. Эволюция — длительный
исторический процесс. Эволюционные преобразования животных и растений. Уровни преобразований
Основные закономерности эволюции Закономерности биологической эволюции в природе: необратимость процесса, прогрессивное
усложнение форм жизни, непрограммированное развитие жизни, адаптации, появление новых видов.
Человек — представитель животного мира Эволюция приматов. Ранние предки приматов. Гоминиды. Современные человекообразные
обезьяны
Эволюционное происхождение человека Накопление фактов о происхождении человека. Доказательства родства человека и животных.
Важнейшие особенности организма человека. Проявление биологических и социальных факторов в историческом процессе происхождения
человека. Общественный (социальный) образ жизни — уникальное свойство человека
Ранние этапы эволюции человека Ранние предки человека. Переход к прямохождению — выдающийся этап эволюции человека. Стадии
антропогенеза: предшественники, человек умелый, древнейшие люди, древние люди, современный человек
Поздние этапы эволюции человека Ранние неоантропы — кроманьонцы. Отличительные признаки современных людей. Биосоциальная
сущность человека. Влияние социальных факторов на действие естественного отбора в историческом развитии человека
Человеческие расы, их родство и происхождение Человек разумный — полиморфный вид. Понятие о расе. Основные типы рас.
Происхождение и родство рас
Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли Человек — житель биосферы. Влияние человека на биосферу. Усложнение и
мощность воздействия человека в биосфере. Сохранение жизни на Земле — главная задача человечества
Лабораторная работа:
5. Приспособленность организмов к среде обитания

Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 ч)
• Условия жизни на Земле Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. Условия жизни
организмов в разных средах. Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные
• Общие законы действия факторов среды на организмы Закономерности действия факторов среды: закон оптимума, закон незаменимости
фактора. Влияние экологических факторов на организмы. Периодичность в жизни организмов. Фотопериодизм
• Приспособленность организмов к действию факторов среды Примеры приспособленности организмов. Понятие об адаптации. Разнообразие
адаптаций. Понятие о жизненной форме. Экологические группы организмов
• Биотические связи в природе Биотические связи в природе: сети питания, способы добывания пищи. Взаимодействие разных видов в
природном сообществе: конкуренция, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм. Связи организмов разных видов. Значение
биотических связей
• Взаимосвязи организмов в популяции Популяция как особая надорганизменная система, форма существования вида в природе. Понятие о
демографической и пространственной структуре популяции. Количественные показатели популяции: численность и плотность
• Функционирование популяций в природе Демографические характеристики популяции: численность, плотность, рождаемость, смертность,
выживаемость. Возрастная структура популяции, половая структура популяции. Популяция как биосистема. Динамика численности и
плотности популяции. Регуляция численности популяции

•

Природное сообщество — биогеоценоз Природное сообщество как биоценоз, его ярусное строение, экологические ниши, пищевые цепи и
сети питания. Главный признак природного сообщества — круговорот веществ и поток энергии. Понятие о биотопе. Роль видов в биоценозе
• Биогеоценозы, экосистемы и биосфера Экосистемная организация живой природы. Функциональное различие видов в экосистемах
(производители, потребители, разлагатели). Основные структурные компоненты экосистемы. Круговорот веществ и превращения энергии —
основной признак экосистем. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский о биосфере. Компоненты, характеризующие состав и
свойства биосферы: живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Роль живого вещества в биосфере
• Развитие и смена природных сообществ Саморазвитие биогеоценозов и их смена. Стадии развития биогеоценозов. Первичные и вторичные
смены (сукцессии). Устойчивость биогеоценозов (экосистем). Значение знаний о смене природных сообществ
• Многообразие биогеоценозов (экосистем) Обобщение ранее изученного материала. Многообразие водных экосистем (морских,
пресноводных) и наземных (естественных и культурных). Агробиогеоценозы (агроэкосистемы), их структура, свойства и значение для
человека и природы
• Основные законы устойчивости живой природы Цикличность процессов в экосистемах. Устойчивость природных экосистем. Причины
устойчивости экосистем: биологическое разнообразие и сопряжённая численность их видов, круговорот веществ и поток энергии,
цикличность процессов
• Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы Обобщение ранее изученного материала. Отношение человека к природе в истории
человечества. Проблемы биосферы: истощение природных ресурсов, загрязнение, сокращение биологического разнообразия. Решение
экологических проблем биосферы: рациональное использование ресурсов, охрана природы, всеобщее экологическое образование населения.
• Лабораторная работа:
6. Оценка качества окружающей среды
• Экскурсия в природу:
1. Изучение и описание экосистемы своей местности»
Экскурсия:
«Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира» (по выбору учителя).

Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 9 классе
№

Дата

Колво

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

часов
1

1

2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

7

1

8

1

9

1

10

1

Тема 1. Общие закономерности жизни (5 ч )
Биология — наука о живом мире
Называть и характеризовать различные научные области биологии.
Характеризовать роль биологических наук в практической деятельности
людей
Методы биологических исследований
Объяснять назначение методов исследования в биологии. Соблюдать
правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
Общие свойства живых организмов

Сравнивать свойства живых организмов со свойствами тел неживой
природы, делать выводы
Многообразие форм живых организмов
Характеризовать отличительные особенности представителей разных царств
живой природы. Объяснять понятие «биосистема». Называть структурные
уровни организации жизни
Контроль знаний по теме «Общие
Овладевать умением аргументировать свою точку зрения при обсуждении
закономерности жизни»
проблемных вопросов темы, выполняя итоговые задания. Находить в
Интернете дополнительную информацию об учёных-биологах
Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч)
Лабораторная работа № 1 «Многообразие
Называть отличительный признак различия клеток прокариот и эукариот.
клеток эукариот. Сравнение растительных и
Выделять существенные признаки жизнедеятельности клетки
животных клеток»
свободноживущей и входящей в состав ткани. Рассматривать, сравнивать и
зарисовывать клетки растительных и животных тканей. Фиксировать
результаты наблюдений и делать выводы.
Химические вещества в клетке
Различать и называть основные неорганические и органические вещества
клетки. Сравнивать химический состав клеток живых организмов и тел
неживой природы, делать выводы
Строение клетки
Называть и объяснять существенные признаки всех частей клетки. Различать
основные части клетки. Сравнивать особенности клеток растений и
животных
Органоиды клетки и их функции
Выделять и называть существенные признаки строения органоидов.
Различать органоиды клетки на рисунке учебника. Объяснять функции от
дельных органоидов в жизнедеятельности растительной и животной клеток
Обмен веществ — основа существования
Характеризовать и сравнивать роль ассимиляции и диссимиляции в

клетки

11

1

12

1

13

1

14

1

15

1

16

1

17

1

18

1

19

1

20

1

21

1

жизнедеятельности клетки, делать выводы на основе сравнения. Объяснять
роль АТФ как универсального переносчика и накопителя энергии.
Характеризовать энергетическое значение обмена веществ для клетки и
организма
Биосинтез белка в клетке
Выделять и называть основных участников биосинтеза белка в клетке.
Различать и характеризовать этапы биосинтеза белка в клетке
Биосинтез углеводов — фотосинтез
Определять понятие «фотосинтез». Характеризовать значение фотосинтеза
для растительной клетки и природы в целом. Сравнивать стадии
фотосинтеза, делать выводы на основе сравнения
Обеспечение клеток энергией
Определять понятие «клеточное дыхание». Характеризовать значение
клеточного дыхания для клетки и организма. Сравнивать стадии клеточного
дыхания и делать выводы. Выявлять сходство и различие дыхания и
фотосинтеза
Размножение клетки и её жизненный цикл.
Давать определение понятия «митоз». Сравнивать деление клетки прокариот
Лабораторная работа № 2 «Рассматривание
и эукариот, делать выводы на основе сравнения. Наблюдать, описывать и
микропрепаратов с делящимися клетками»
зарисовывать делящиеся клетки по готовым микропрепаратам. Фиксировать
результаты наблюдений, формулировать выводы.
Контроль знаний по теме «Закономерности
Обобщать и систематизировать знания по материалам темы. Контроль
жизни на клеточном уровне»
знаний.
Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (17 ч)
Организм — открытая живая система
Выделять существенные признаки биосистемы «организм». Объяснять
(биосистема)
целостность и открытость биосистемы. Обосновывать отнесение живого
организма к биосистеме
Примитивные организмы
Выделять существенные признаки бактерий, цианобактерий и вирусов.
Объяснять (на конкретных примерах) строение и значение бактерий,
цианобактерий и вирусов.
Растительный организм и его особенности
Сравнивать значение полового и бесполого способов размножения растений,
делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль различных растений в
жизни человека
Многообразие растений и значение в природе
Выделять и обобщать существенные признаки растений разных групп,
особенности строения споровых растений. Сравнивать значение семени и
споры в жизни растений
Организмы царства грибов и лишайников
Выделять и характеризовать существенные признаки строения и процессов
жизнедеятельности грибов и лишайников. Сравнивать строение грибов со
строением растений и животных, делать выводы
Животный организм и его особенности
Выделять и обобщать существенные признаки строения и процессов
жизнедеятельности животных. Характеризовать способы питания,

22

1

Разнообразие животных

23

1

Сравнение свойств организма человека и
животных

24

1

Размножение живых организмов

25

1

Индивидуальное развитие организмов

26

1

Образование половых клеток. Мейоз

27

1

Изучение механизма наследственности

28

1

Основные закономерности наследственности
организмов

29

1

Закономерности изменчивости. Лабораторная
работа № 3 «Выявление наследственных и
ненаследственных признаков у растений
разных видов»

30

1

Ненаследственная изменчивость
Лабораторная работа № 4 «Изучение
изменчивости у организмов»

расселения, переживания неблагоприятных условий и постройки жилищ
животными
Выделять и обобщать существенные признаки строения и процессов
жизнедеятельности животных. Выявлять принадлежность животных к
определённой систематической группе (классификации).
Приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными.
Сравнивать клетки, ткани организма человека и животных, делать выводы.
Выделять особенности биологической природы человека и его социальной
сущности, делать выводы
Выделять и характеризовать существенные признаки двух типов
размножения организмов. Сравнивать половое и бесполое размножение,
женские и мужские половые клетки, делать выводы
Давать определение понятия «онтогенез». Сравнивать и характеризовать
значение этапов развития эмбриона. Объяснять зависимость развития
эмбриона от наследственного материала и условий внешней среды
Называть и характеризовать женские и мужские половые клетки,
диплоидные и гаплоидные клетки организмов. Анализировать и оценивать
биологическую роль мейоза. Характеризовать и сравнивать первое и второе
деление мейоза, делать выводы
Характеризовать этапы изучения наследственности организмов. Объяснять
существенный вклад в исследования наследственности и изменчивости Г.
Менделя. Выявлять и характеризовать современные достижения науки в
исследованиях наследственности и изменчивости
Сравнивать понятия «наследственность» и «изменчивость». Давать
определение понятия «ген». Объяснять механизмы наследственности и
изменчивости организмов.
Выделять существенные признаки изменчивости. Называть и объяснять
причины наследственной изменчивости. Сравнивать проявление
наследственной и ненаследственной изменчивости организмов. Объяснять
причины проявления различных видов мутационной изменчивости.
Обобщать информацию и формулировать выводы.
Выявлять признаки ненаследственной изменчивости. Называть и объяснять
причины ненаследственной изменчивости. Сравнивать проявление
ненаследственной изменчивости у разных организмов, делать выводы.
Выявлять, наблюдать, описывать и зарисовывать признаки изменчивости
организмов на примере листьев клёна и раковин моллюсков

Основы селекции организмов

Называть и характеризовать методы селекции растений, животных и
микроорганизмов. Анализировать значение селекции и биотехнологии в
жизни людей
Контроль знаний по теме «Закономерности
Обобщать и систематизировать знания по материалам темы. Обсуждать
жизни на организменном уровне»
проблемные вопросы, предложенные в учебнике
Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч)

31

1

32

1

33

1

Представления о возникновении жизни на
Земле в истории естествознания

34

1

Современные представления о возникновении
жизни на Земле

35

1

36

1

37

1

38

1

39

1

40

1

41

1

Объяснять постановку и результаты опытов Л. Пастера. Выделять и пояснять
основные идеи гипотез о происхождении жизни

Объяснять процессы возникновения коацерватов как первичных организмов.
Характеризовать и сравнивать основные идеи гипотез о происхождении
жизни Опарина и Холдейна, делать выводы на основе сравнения
Значение фотосинтеза и биологического
Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности первичных
круговорота веществ в развитии жизни
организмов. Объяснять роль биологического круговорота веществ.
Аргументировать процесс возникновения биосферы. Отмечать изменения
условий существования жизни на Земле.
Этапы развития жизни на Земле
Выделять существенные признаки эволюции жизни. Отмечать изменения
условий существования живых организмов на Земле. Различать эры в
истории Земли. Характеризовать причины выхода организмов на сушу.
Описывать изменения, происходящие в связи с этим на Земле и в свойствах
организмов
Идеи развития органического мира в биологии Выделять существенные положения теории эволюции Ж.-Б. Ламарка.
Характеризовать значение теории эволюции Ламарка для биологии.
Аргументировать несостоятельность законов, выдвинутых Ламарком, как
путей эволюции видов.
Чарлз Дарвин об эволюции органического мира Выделять и объяснять существенные положения теории эволюции Дарвина.
Характеризовать движущие силы эволюции. Называть и объяснять
результаты эволюции. Аргументировать значение трудов Ч. Дарвина
Современные представления об эволюции
Выделять и объяснять основные положения эволюционного учения.
органического мира
Называть факторы эволюции, её явления, материал, элементарную единицу.
Объяснять роль популяции в процессах эволюции видов
Вид, его критерии и структура
Выявлять существенные признаки вида. Объяснять на конкретных примерах
формирование приспособленности организмов вида к среде обитания.
Сравнивать популяции одного вида, делать выводы
Процессы образования видов
Объяснять причины многообразия видов. Приводить конкретные примеры
формирования новых видов. Объяснять причины двух типов
видообразования. Анализировать и сравнивать примеры видообразования

42

1

Макроэволюция как процесс появления
надвидовых групп организмов

43

1

Основные направления эволюции

44

1

Примеры эволюционных преобразований
живых организмов

45

1

46

1

Основные закономерности эволюции.
Лабораторная работа № 5
«Приспособленность организмов к среде
обитания»
Человек — представитель животного мира

47

1

Эволюционное происхождение человека

48

1

Ранние этапы эволюции человека

49

1

Поздние этапы эволюции человека

50

1

Человеческие расы, их родство и
происхождение

51

1

Человек как житель биосферы и его влияние на
природу Земли

(судак, одуванчик), приведённые в учебнике
Выделять существенные процессы дифференциации вида. Объяснять
возникновение надвидовых групп. Приводить примеры, служащие
доказательством процесса эволюции жизни на Земле.
Давать определения понятий «биологический прогресс» и «биологический
регресс». Характеризовать направления биологического прогресса.
Объяснять роль основных направлений эволюции. Анализировать и
сравнивать проявление основных направлений эволюции
Характеризовать эволюционные преобразования у животных на примере
нервной, пищеварительной, репродуктивной систем. Характеризовать
эволюционные преобразования репродуктивной системы у растений.
Объяснять причины формирования биологического разнообразия видов на
Земле
Называть и характеризовать основные закономерности эволюции.
Анализировать иллюстративный материал учебника для доказательства
существования закономерностей процесса эволюции, характеризующих её
общую направленность.
Различать и характеризовать основные особенности предков приматов и
гоминид. Сравнивать и анализировать признаки ранних гоминид и
человекообразных обезьян на рисунках учебника.
Характеризовать основные особенности организма человека.Сравнивать по
рисунку учебника признаки сходства строения организма человека и
человекообразных обезьян. Доказывать на конкретных примерах единство
биологической и социальной сущности человека
Различать и характеризовать стадии антропогенеза. Находить в Интернете
дополнительную информацию о предшественниках и ранних предках
человека
Называть решающие факторы формирования и развития Человека разумного.
Обосновывать влияние социальных факторов на формирование
современного человека
Называть существенные признаки вида Человек разумный. Объяснять
приспособленность организма человека к среде обитания. Характеризовать
родство рас на конкретных примерах. Называть и объяснять главный
признак, доказывающий единство вида Человек разумный.
Выявлять причины влияния человека на биосферу. Характеризовать
результаты влияния человека на биосферу. Приводить конкретные примеры
полезной и губительной деятельности человека в природе.

52

1

53

1

54

1

55

1

56

1

57

1

58

1

59

1

60

1

61

1

62

1

63

1

64

1

65

1

66

1

67
68

1
1

Контроль знаний по теме «Закономерности
Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы.
происхождения и развития жизни на Земле»
Контроль знаний.
Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 ч)
Условия жизни на Земле. Среды жизни и
Характеризовать особенности четырех сред жизни на Земле.
экологические факторы.
Характеризовать закономерности действия экологических факторов среды.
Общие законы действия факторов среды на
Характеризовать природное сообщество (экосистему и биогеоценоз)
организмы.
Приспособленность организмов к действию
Характеризовать законы, отражающие разнообразные стороны действия
факторов среды.
факторов среды на организмы. Объяснять периодичность.
Лабораторная работа №6 «Оценка качества
Анализировать условия окружающей среды. Сравнивать измерения. Делать
окружающей среды»
выводы на основе анализа и синтеза с точки зрения биологических законов.
Биотические связи в природе.
Характеризовать биологическую роль адаптаций. Объяснять принципы
деления живых организмов на экологические группы.
Популяции
Характеризовать типы взаимоотношений между организмами. Определять
биологические понятия: популяция, цепь питания.
Функционирование популяции в природе
Определять биологические понятия: популяция, цепь питания. Объяснять
свойства популяций.
Сообщества
Характеризовать структуру сообщества живых организмов. Объяснять роль
видов в биоценозе.
Биоценозы, экосистемы и биосфера
Характеризовать экологические ниши организмов. Объяснять состав
биоценозов.
Учение о биосфере
Характеризовать основные положения научного учения. Объяснять
круговорот веществ в природе.
Развитие и смена биогеоценозов
Характеризовать структурные компоненты биогеоценоза. Объяснять
значение круговорота веществ и его роли в природе.
Итоговая контрольная работа
Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы.
Контроль знаний.
Основные законы устойчивости живой
Объяснять причины смены биогеоценоза. Давать определение устойчивого
природы
биогеоценоза.
Экологические проблемы в биосфере
Анализировать условия окружающей среды. Сравнивать изменения. Делать
выводы на основе анализа и синтеза с точки зрения биологических законов.
Охрана природы
Презентация экологических проектов
Итоговый урок


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».