педагогика 8 - 9 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Педагогика» для учащихся 8-9 классов составлена на основе
программы И.В. Гордиенко «Основы педагогики» и авторских учебников по педагогике и
психологии (Н.В. Бордовская, А.А. Реан, И.Ф. Исаев, И.А. Зимняя, Е.Н. Шиянов, В.А. Сластенин,
Н.Е. Щурковой и др.).
Предлагаемый курс предполагает активизацию у старшеклассников процесса личностного,
жизненного и профессионального самоопределения раскрывает основные направления деятельности
учителя.
Актуальность программы в том, что данный курс имеет профильную (гуманитарную) и
профориентационную направленность.
На уроках и практических занятиях необходимо показать старшеклассникам не только
особенность профессии, но и значимость ее для реформируемого российского общества.
Устанавливая межпредметные связи, необходимо показать, как помогают полученные гуманитарные
знания школьных предметов в дальнейшем обучении и труде при выборе профессии типа «человекчеловек». Изучив данный курс, учащиеся должны сделать выводы о своей профессиональной
пригодности в сфере профессий, связанных с взаимодействием между людьми.
Это обеспечивается не только проведением теоретических занятий, но и диагностированием
склонностей и способностей, а также практикумы и тренинги с учащимися. Для изучения этих
вопросов, предварительно учащиеся могут написать эссе, рефераты, доклады для выступления на
школьных конференциях. При этом школьники, выбравшие профессию педагога, приобретут опыт в
работе с информацией, печатными источниками, опыт публичных выступлений. Каждый учащийся,
изучивший данный курс, должен узнать общую ситуацию (формулу) выбора профессии и определить
насколько он готов работать в будущем в сфере «человек- человек», какие знания ему будут
необходимы, и какие пути достижения этой цели он наметит. Изучение курса завершается занятием,
посвященным обобщению знаний. Это занятие также должно раскрыть творческий потенциал
ученика.
Программой предлагается проведение диспута, защита рефератов (проектов), написание
размышлений (эссе, сочинений) с последующим выступлением. Форма определяется учителем в
зависимости от состава группы, индивидуальных личностных качеств учеников. Как результат,
должен быть составлен «профессиональный портрет» учителя.
Целесообразность программы курса «Педагогика» заключается в том, что учащиеся научатся
решать теоретические и практических психолого-педагогические задачи, в процессе они научатся
наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выяснять закономерности.
Основными ценностями, на осуществление которых направлена реализация настоящей программы,
являются: доброта, любовь, нравственная ответственность за судьбу родного края, школы; свободное
самоопределение личности в ценностном пространстве педагогической деятельности; личная
ответственность обучающихся за построение собственной жизни. Основанием для выбора
обучающимися данного курса будут являться их жизненные планы, склонности и интересы к
будущей педагогической деятельности. Реализация программы курса предполагается в виде
теоретических и практических занятий, ролевых игр, тренингов, общения.
Курс рассчитан на 34 учебных часа за 2 года обучения (по 0,5 часа в неделю в каждом классе).
Цели курса:
- формирование у учащихся положительной установки на педагогическую деятельность;

2

- раскрытие возможностей педагогической деятельности для творческой самореализации
личности будущего педагога.
Содержание курса направлено на решение следующих задач:
- создание условий для становления базовых компетенций личности, т.е. культуры жизненного
(личностного и профессионального) самоопределения обучающихся;
- помощь обучающимся в становлении личностно-ориентированного подхода к
образовательному процессу;
- ознакомление обучающихся с возможностями выбора собственного жизненного пути в
современном мире;
- выявление профессиональных интересов и склонностей обучающихся;
- развитие интереса к педагогическому труду;
- осознанный выбор профиля и профессии;
- познакомить с историей школы.
Планируемые результаты
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
• социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения;
ситуацию выбора профессии;
• возможные ошибки и затруднения при выборе профессии;
• правила выбора профессии;
• способы классификации профессий, понятия о психофизиологических особенностях личности,
связанных с выбором профессии;
• понятие о качествах личности, необходимых для усвоения определенных профессий.
Должны владеть информацией:
• о профессиях и специальностях педагогической направленности;
• о способах получения педагогического образования в районе, регионе, стране.
Учащиеся должны иметь представление:
• о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
• о современных формах организации труда;
• о рынке труда.
Учащиеся должны уметь:
• анализировать профессиональную деятельность (в частности, педагогическую деятельность)
по основным признакам; составлять формулу профессии;
• соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии, в том
числе профессии «учитель»;
• составлять план подготовки к профессиональному самоопределению;
• пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях
трудоустройства.
В результате освоения курса «Основы педагогики» у обучающихся должны быть сформированы
следующие компетенции:
Личностные результаты освоения программы:
• развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной
и других видах деятельности.
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
• эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;

3

• осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных
планов;
• готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
• потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
• готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
• стремление к поиску наиболее эффективных способов учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
• самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
• оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
• ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
• выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия:
• искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
• использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
• находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
• спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и способов действия;
• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
• менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

4

• координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.

Содержание программы:
В содержание курса «Педагогика» входят темы, раскрывающие социальное значение и характер
педагогического труда. Программа построена так, чтобы школьники имели представление об
умениях, навыках, необходимых в работе учителя, познакомились с методикой проведения
внеклассного мероприятия.
Большое внимание уделяется анализу психолого-педагогических ситуаций и решению
педагогических
задач
как
средствам
формирования
профессионально-педагогической
направленности.

8 класс
Введение.
Мотивы выбора профессии. Интересы и склонности в выборе профессии. Способности общие и
специальные. Способности к практическим видам деятельности.
Путь в профессию
Понятие о профессии, специальности и квалификации. Современный рынок труда и его требования к
профессионалу. Становление и развитие педагогической профессии: от античности до наших дней.
Виды и формы получения профессионального образования. Знакомство с учреждениями высшего и
среднего профессионального педагогического образования. Заочные и очные экскурсии в
учреждения профессионального образования. Современный рынок труда и его требования к
профессионалу. Образование на современном этапе. Личностные качества педагога. Обсуждениедискуссия образов учителей; деловая игра по личным воспоминаниям об учителях. Портрет «Каким
должен быть учитель?» Мир педагогических профессий: воспитатель, психолог, методист, логопед,
тренер, учитель. Преподаватель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования,
социальный педагог. Инспектор по делам несовершеннолетних, тьютор, и т.д. Встреча с
выпускниками школы, выбравшими профессию учителя. Встреча с ветеранами педагогического
труда, работниками школы
Педагогическое взаимодействие
Педагогическая этика, сферы ответственности учителя (педагога) – вовлечение каждого ребёнка в
образовательный процесс, обеспечение индивидуальной и совместной деятельности, эмоциональной
безопасности и безопасности жизни и здоровья детей. Решение педагогических задач, содержащих
примеры нарушения этики педагога. Анализ решений. Культура внешнего вида учителя. Культура
педагогического общения. Общие основы и структура педагогической этики. Этика
взаимоотношений учителя с участниками образовательного процесса.
Педагогические технологии организации образовательной деятельности
Типология и структура уроков. Традиционные и нетрадиционные типы уроков. Структура
традиционного урока. ФГОС. Современный урок по новым стандартам. Как поставить цель урока,

5

задачи урока. Формы, методы и средства обучения Фронтальная, групповая, индивидуальная формы
работы, классификация методов обучения, приёмы, средства обучения. Образовательные технологии.
Технологии обучения. Технология игровой деятельности – виды игр, их функции и задачи.
Квестовые, экскурсионные технологии, технологии малых форм и т. д. Мастер-классы учителей
школы. Открытые уроки. Составление технологической карты урока, самоанализ урока Современные
требования к уроку. Этапы подготовки учителя к уроку. Проведение урока (занятия) на своих
сверстниках с последующим обсуждением.
Заключение.
Рефлексия. Проведение мониторинга профессиональной готовности.
9 класс
История становления педагогики как науки.
Образование и воспитание на Руси с древнейших времен до конца ХVII века. Воспитание и
образование в Киевской (Х-ХIII вв.) и Московской (ХIV -ХVII вв.) Руси. Славяно-греко-латинская
академия (1687 г.). Образование и педагогическая мысль в России ХVIII первой половины XIX вв.
Цифирные и гарнизонные школы. Открытие Академии наук (1725г.). Образовательная деятельность
Л.Ф. Магницкого. Выдающиеся представители отечественного образование и педагогической мысли
второй половины XIX-начала XX века: К.Л. Ушинский, Н.И. Пирогов, В.И. Водовозов, П.Г. Редкий,
В.Я. Стоюнин, Д.И. Менделеев, Л.Н. Толстой, С.А. Рачинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, В.П.
Вахтеров. К.Н. Вентцель, С.И. Гессен, А.С. Макаренко и др.Входящее тестирование: выявление
педагогических интересов и педагогической направленности школьников, знаний истории
зарождения педагогической мысли.
Практическое задание:
Подготовить презентацию «Педагогические идеи в русском народном творчестве: русских
народных сказках, былинах, потешках, колыбельных песнях»
Задания для самостоятельной работы:
Написать эссе на тему «Мой идеал учителя».
Особенности педагогической профессии.
Профессия и специальность педагога. Профессии типа «Человек–Человек». Возникновение и
становление педагогической профессии. Содержание педагогического труда. Условия труда учителя.
Творческий характер учительской деятельности. Компоненты профессиональной деятельности
учителя-предметника. Карьера в рамках образования: тест «В педагоги я пойду – стану
карьеристом…».
Задание для самостоятельной работы:
Организовать встречу с ветеранами педагогического труда, работниками школы. (Собрать
материал и подготовить сообщение о педагогической деятельности своего представителя).
Портрет личности учителя и требования к ней.
Основные признаки психолого-педагогической культуры педагога: психолого-педагогическая
грамотность, уровень педагогического мастерства, степень развития педагогических способностей,
нравственно-профессиональная воспитанность. Требования, предъявляемые к учителю,
работающему в учебных заведениях. Этические и психологические установки педагога: отношение к
обучающимся, отношение к организации коллективной деятельности, отношение к самому себе.
Практическое задание:
Решение педагогических задач.

6

Задание для самостоятельной работы:
Написать эссе «Каким должен быть современный учитель?» или «Имидж современного
педагога».
Педагогические способности будущего педагога
Понятие о структуре педагогических способностей. Интерес и склонность к педагогической
работе – условие развития педагогических способностей. Трудолюбие как фактор, способствующий
развитию способностей.
Психологические основы самовоспитания при подготовке к педагогической деятельности.
Методы оптимизации эмоционального состояния педагога: дыхательные упражнения, техники
самовнушения и аутотренинга.
Практическое задание:
- Изучение рекомендаций по формированию способностей к педагогическому общению,
организаторских способностей.
Педагогические мастерские: посещение уроков учителей и обсуждение увиденного
Возможные задания обучающимся для наблюдения при посещении урока:
Оценить, в какой степени педагог, ведущий учебное занятие, умеет (владеет навыком):
• Управлять своим психофизическим состоянием.
• Слышать настроение в классе.
• Распределять внимание при работе с обучающимися на уроке.
• Выразительностью своего отношения к происходящему.
• Выразительностью речи и т.п.
Семинар-диспут «Чего мне не хватает сегодня, чтобы стать учителем?»
Задание:
1. Подготовить эссе на тему: «Портрет учителя – героя нашего времени».
2. Составить схему (модель) взаимоотношений классного руководителя и учеников
(обсуждение полученных результатов лучше проводить в присутствии учителя и учеников).
3. Описать педагогические способности, которые следует в себе развить

№
п/п
1
2
3
4

Учебно-тематический план (8 класс)
Тема

Введение
Путь в профессию
Педагогическое взаимодействие
Психолого-педагогические технологии организации образовательной
деятельности
5
Заключение
Итого:
Учебно-тематический план (9 класс)
№
Тема
п/п
1
История становления педагогики как науки.

Количество
часов
2
7
3
4
1
17
Количество
часов
2

7

2
Особенности педагогической профессии
3
Портрет личности учителя и требования к ней
4
Педагогические способности будущего педагога
5
Педагогические мастерские
6
Чего мне не хватает сегодня, чтобы стать учителем? Зачѐтное занятие
Итого:

Календарно-тематическое планирование (8 класс)
№
Тема
п/п
І. Введение – 2ч.
1.
Я пришел в педкласс (ожидания). Всякому молодцу ремесло к лицу

3
2
3
5
2
17

К-во
часов

Дата

1

Мотивы выбора профессии. Интересы и склонности в выборе профессии. 1
Способности общие и специальные. Способности к практическим видам
деятельности.
ІІ . Путь в профессию – 7ч.
3.
Путешествие в страну «Педагогика». История становления и развития
1
педагогической профессии. Известные педагоги прошлого и настоящего.
2.

1

6.

Мир педагогических профессий: воспитатель, психолог, методист,
логопед, тренер, учитель. Преподаватель, педагог-организатор, педагог
дополнительного образования, социальный педагог. Инспектор по делам
несовершеннолетних, тьютор, и т.д.
Знакомство с учреждениями высшего и среднего профессионального
педагогического образования.
Личностные качества педагога. Имидж учителя.

7.

Престиж педагогической профессии.

1

8.

Плюсы и минусы педагогической профессии.

1

9.

Диалог поколений: встреча с ветеранами педагогического труда,
опытными педагогами.

1

4.

5.

1
1

ІІІ. Педагогическое взаимодействие – 3ч.
10.

Педагогическая этика. Решение педагогических задач, содержащих
примеры нарушения этики педагога. Анализ решений.

1

11.

Культура внешнего вида учителя. Культура речи учителя.

1

12.

Этика взаимоотношений учителя и учащихся.

1

ІV. Психолого-педагогические технологии организации образовательной деятельности – 4ч.
13.

Урок: типология и структура уроков. Тема, цель и задачи урока.

1

14.

Открытые уроки учителей школы. Анализ посещенных уроков.

2

8

15.

Педагогические пробы. Организация досуга младших школьников.

1

V. Заключение – 1ч.
16.

Написание эссе на тему: «Педагог. Быть или не быть?»

1
ИТОГО 17часов

Календарно-тематическое планирование (9 класс)
№
Тема
Кол-во
Дата
УУД
п/п
часов
І. История становления педагогики как науки – 2ч.
-научатся наблюдать,
сравнивать,
1
История становления педагогики.
1
классифицировать,
группировать;
2
Зависимость содержания и характера
-делать выводы,
1
воспитания от образа жизни людей и
выяснять
социальных условий.
закономерности;
ІІ . Особенности педагогической профессии – 3ч.
-научатся
3
Возникновение
и
становление
самостоятельно
2
педагогической профессии. Карьера в
мыслить;
рамках образования.
-приобретут новые
4
Роль
педагога
в
учебно1
коммуникативные
воспитательном процессе
качества, мотивацию
ІІІ. Портрет личности учителя и требования к ней - 2ч.
к самообразованию и
5
Основные
признаки
психологотворчеству;
1
педагогической культуры педагога.
-научатся
Требования,
предъявляемые
к
практическим
учителю.
навыкам организации
6
Решение психолого-педагогических
внеклассной
1
задач.
деятельности,
-выполнять и
ІV. Педагогические способности будущего педагога – 3ч.
защищать задания и
проекты.
7
Понятие о структуре педагогических
научатся на занятиях,
способностей.
2
решать
Психологические основы
педагогические
самовоспитания при подготовке к
ситуации, оформлять
педагогической деятельности
диагностические
8
Изучение рекомендаций по
работы.
формированию способностей к
1
педагогическому общению,
организаторских способностей.
V. Педагогические мастерские – 5ч.
9
Посещение урока воспитателей ДОУ
1
10

Классный руководитель или «моя
вторая мама»? Посещение классного
часа

1

9

11

Посещение урока в начальной школе

12

Посещение урока в основной школе

13

Посещение кружкового занятия

1
1
1

VІ. Чего мне не хватает сегодня, чтобы стать учителем? – 2ч.
14
Написание эссе на тему: «Портрет
1
учителя – героя нашего времени».
15
Зачётное занятие.
1
ИТОГО 17часов

Рекомендуемая литература:
1. Балакирева Э.В. «Старшеклассники в поле профессионального выбора: педагогический профиль» /
Учебно-методическое пособие для учителей. – С-П.: КАРО, 2005.
2. Белова С.В. Элективные курсы гуманитарной направленности для различных профилей обучения:
учеб.-метод.пособие. – М.: Глобус, 2007.
3. Болдина Е., Ащеулова К. «Педагогические ситуации». – М.: Школьная пресса, 2000.
4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб: изд-во «Питер», 2000.
5. Гаврюшин Н.К. «Сокровища у порога: Эстетическое воспитание в краеведческой работе» / книга
для учителя. – М.: Просвещение, 1982.
6. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. вуза. – М.: Изд.центр
«Академия», 2008.
7. Журнал «Учитель»: 2002 № 6; 2003 № 4, 2002005 № 1, 3; 2006 № 1.
8. Иркутский городской центр занятости населения «Всѐ о профессиях» /Сборник
профессиографического материала. / Выпуск 1. – Иркутск, 2003.
9. Канн-Калик В.А. «Учителю о педагогическом общении» / Книга для учителя. – М.: Просвещение,
1987.
10. Каспаржак А.Г. «Проблема выбора: элективные курсы в школе».– М.: Новая школа, 2004.
11. Мудрик А.В. «Учитель: мастерство и вдохновение» / Книга для старшеклассников. – М.:
Просвещение, 1986.
12. Научно-практический журнал «Завуч» № 5, 2000.
Дополнительная литература:
1. Зеер, Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учебное пособие / Э.Ф.Зеер, А.М.Павлова,
Н.О.Садовникова. М.:Академический проезд; Екатеринбург: Деловая книга, 2008.
2. Кухарчук, А.М. Человек и его профессия: учебное пособие / А.М.Кухарчук. – Мн., Современное
слово, 2008.
3. Профессиональная ориентация учащихся. /Сост. О.А.Хаткевич. Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт»,
2008.
4. Резапкина, Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника / Г.В. Резапкина. – М.:
Генезис, 2008.
5. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2008.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».