психология 8 - 9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подростковый период – важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во
многом определяют последующую судьбу. Несмотря на разницу социально-культурного
окружения, почти все подростки с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом
через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности и т.д. Поэтому так важно, чтобы у
детей была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить новые знания о себе.
Программа психологических занятий для подростков должна обеспечивать с одной стороны
формирование их психологического здоровья, с другой стороны - выполнение основных задач
развития. Данная программа включает в себя основные направления работы: аксиологическое,
инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее. Аксиологическое направление
учит ребенка принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие
достоинства и недостатки. Инструментальное направление формирует умение осознавать свои
чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. помогает
личностной рефлексии ребенка. Потребностно-мотивационное направление для подростков
предполагает развития умения сделать выбор, готовность нести за него ответственность, а также
формирование потребности в самоизменении и личностном росте.
В 8-9 классе основными проблемами, которые важны для подростков в силу возрастных
особенностей развития, выступают отношения с родителями, другими взрослыми и сверстниками,
контроль собственной раздражительности, застенчивость и неуверенность в себе, пути решения
конфликтов, формирование их понимания своего призвания, умения видеть смысл жизни,
временным перспективам и эмоциональным привязанностям, профессиональному выбору и
будущей семейной жизни.
Предлагаемая программа психологических занятий направлена на формирование и
сохранение психологического здоровья подростков. Она способствует развитию интереса ребёнка к
познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей,
формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит
умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе
повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт
условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является
психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в
этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым
критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к
социуму.
Рабочая программа учебного предмета «Психология» разработана на основе следующих
нормативных документов:
• Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
• Основной образовательной программы МБОУ ООШ пос. Тельмана;
• Учебного плана МБОУ ООШ пос. Тельмана на текущий учебный;
• Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель изучения программы курса «Психология» - решение основных проблем возраста с целью
сохранения психологического здоровья детей, а также развитие коммуникативной, познавательной
и личностной сфер ребенка.
Задачи программы:
Обучающие:
- научить положительному самоотношению и принятию других людей;
- научить рефлексивным умениям;
- формировать потребность в саморазвитии.

Воспитательные:
- воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;
- сохранять и поддерживать психологическое здоровье ребенка;
- воспитывать нравственные качества обучающихся.
Развивающие:
-создавать условия для развития личности каждого ребёнка;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- развивать умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить
жизненные планы.
Программа учебного предмета «Психология» предназначена для учащихся 8-9 классов.
Реализация программы осуществляется за счёт часов части, формируемой участниками
образовательных отношений в количестве 17 часов за учебный год в каждом классе, 34 часа за два
года обучения.
Результаты освоения программы
Сформулированная цель реализуется через достижение образовательных результатов. Эти
результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим
индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные,
метапредметные и личностные результаты.
Особенность курса «Психология» заключается в том, что полученные знания о себе, своих
личностных особенностях, а также работа со своим эмоциональным состоянием будут
способствовать успешному усвоению школьной программы.
Предметные результаты:
По окончании курса дети должны знать/понимать:
- нормы и правила, существующие в мире;
- основные понятия социальной психологии;
- основные понятия конфликтологии;
- важность эмоциональной сферы в жизни человека, соблюдение психогигиены эмоциональной
жизни;
- важность положительного самоотношения, самопринятия, самопрограммирования;
- основные состояния человека и их поведенческие проявления;
- правила эффективного общения с окружающими;
- свои индивидуальные особенности (характер, темперамент, мотивы, интересы)
- важность профессионального и жизненного самоопределения;
Личностные УУД:
- оценивать свои и чужие поступки, выбирать, как поступить, отвечать за свой выбор
- осознавать важность саморазвития, использовать это знание в жизненных ситуациях
- осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать свои
мировоззренческие позиции
- понимать чувства других людей
- идти на взаимные уступки в разных ситуациях
- осознавать свои эмоции, мысли, черты характера, адекватно выражать и контролировать их в
общении
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы (курса и для решения жизненных задач) в различных источниках
информации
- анализировать свои и чужие поступки (действия, чувства; изменения в самом себе)

- обобщать (делать выводы, доказывать), устанавливать причинно-следственные связи (поступков,
ситуаций)
- обогатить представления о собственных ценностях, эмоциональном мире человека, их роли в
жизни
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблему в учебной деятельности (на занятии)
- выдвигать версии в группе и индивидуально
- определять цель, проблему в жизненно-практической деятельности, оценивать степень и способы
достижения цели в жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки
- планировать свою деятельность в учебной и жизненной ситуациях
- прогнозировать последствия собственных и чужих поступков
Коммуникативные УУД:
- излагать свое собственное мнение и позицию с аргументами, фактами
- понимать позицию другого (выраженную в явном и неявном виде: чувства, причины действий,
поступков), корректировать свое мнение, достойно признавать его ошибочность
- самостоятельно решать проблемы в общении с взрослыми и друзьями
- преодолевать конфликты, толерантно относиться к другому человеку
Метапредметные результаты:
-умение анализировать;
-умение работать с текстом;
-развитие воображения;
-развитие внимания и памяти.

Учебно-тематическое планирование занятий в 8 классе
№
п/п

Дата

К-во
часов

Тема

1

1

Вводное занятие.

2

1

Зачем человеку занятия психологией?

3

1

Чувства бывают разные.

4

1

Что такое страх и как с ним справиться.

5

1

Имею ли я право сердиться и обижаться.

6

1

Кто я, какой я?

7

1

Я и мои способности.

8

1

Я мечтаю!

9

1

Я – это мои цели.

10

1

Каждый видит мир и чувствует по – разному.

11

1

Мой внутренний мир ценен и уникален.

12

1

Чему могут научить трудные ситуации.

13

1

Моё будущее.

14

1

Кем бы я хотел стать.

15

1

Я умею понимать другого.

16

1

Я умею договариваться с людьми.

17

1

Итоговое занятие.

Учебно-тематическое планирование занятий в 9 классе
№
п/п

Дата

К-во
часов

Тема

1

1

Что я знаю о своих возможностях.

2

1

Темперамент и профессия. Определение темперамента.

3

1

Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

4

1

Определение типа мышления.

5

1

Внимание и память.

6

1

Классификации профессий. Признаки профессии.

7

1

Определение типа будущей профессии.

8

1

Интересы и склонности в выборе профессии.

9

1

Определение профессионального типа личности.

10

1

Профессионально важные качества.

11

1

Способности общие и специальные.

12

1

Уровни профессиональной пригодности.

13

1

Мотивы и потребности.

14

1

Ошибки в выборе профессии.

15

1

Современный рынок труда.

16

1

Навыки самопрезентации.

17

1

Итоговое занятие. Защита проекта “Моя будущая профессия”.

Список литературы
Литература для педагога:
1. Айзенк Р. Познай свои способности! М., 1992.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди,
которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 1988.
3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1989.

4. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М.:
Просвещение, 1991.
5. Журнал «Школьный психолог».
6. Игры: обучение, тренинг, досуг // под ред. Петрусинского В.В. М.: Новая школа, 1994.
7. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1987.
8. Колпачников В.В. Психологический практикум общения и самопознания. Программа курса для
старшеклассников // Методические рекомендации по образовательной области “Технология”.
Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1996.
9. Никитин Б.П. Ступеньки к творчеству, или Развивающие игры. М.: Просвещение, 1990.
10. Пекелис В. Твои возможности, человек! М.: Знание, 1986.
11. Познавательные процессы и способности в обучении //под ред. Шадрикова В.Д. М, 1990.
12. Психология. Словарь // под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, М, 1990.
13. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в
подростковом и старшем школьном возрасте // под ред. Дубровиной И.В. М.: Академия, 1995.
14. Сафонова Л.В. Дневник самопознания, в 2-х частях. Екатеринбург, 1999.
15. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х частях.
М.: Генезис, 2000.
Литература, рекомендованная для обучающихся:
1. Андреев О.А. Учимся быть внимательными / О.А. Андреев. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
2. Бьюзен Т. Максимально используйте свой разум / Т.Бьюзен. Минск,2004.
3. Гамезо М.В. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие по курсу «Психология
человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домащенко М.: Педагогическое общество России, 2001.
4. Жариков Е.С. Для тебя и о тебе / Е.С. Жариков, Е.Л. Крушельницкий М.: Просвещение, 1991.
5. Тертель А.Л. Психология в вопросах и ответах: Учебное пособие/ А.Л.Тертель М.: Проспект,
2005.
6. Бабушкина Т. Что хранится в карманах детства. Уроки фантазии. / Т.Бабушкина М.: Издательство
«Атлант»,2004.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».