Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Основы
религиозных культур и светской этики» (предметная область «Основы
религиозных культур и светской этики») (далее соответственно – программа
по ОРКСЭ, ОРКСЭ) включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы по основам религиозных культур и
светской этики, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения ОРКСЭ,
место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания
и планируемым результатам .
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в 4 классе на уровне начального общего
образования.
Планируемые результаты освоения программы по ОРКСЭ включают
личностные, метапредметные результаты, а также предметные достижения
обучающегося за весь период обучения на уровне начального общего образования.
В тематическом планировании отражено программное содержание по всем
разделам (темам) курса; раскрывается характеристика основных видов
деятельности обучающихся при изучении той или иной темы .
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по ОРКСЭ на уровне начального общего образования составлена
на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на
целевые приоритеты духовно -нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Программа по ОРКСЭ состоит из учебных модулей по выбору: «Основы
православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской
культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур
народов России», «Основы светской этики». Выбор модуля осуществляется по
заявлению
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся.
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты
по каждому учебному модулю . При конструировании планируемых результатов
учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте,
и специфика содержания каждого учебного модуля . Общие результаты содержат
3
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает
каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля . Поскольку предмет
изучается один год (4 класс), то все результаты обучения представляются за этот
3
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
период . Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации
к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении
культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также
к диалогу с представителями других культур и мировоззрений .
Основными задачами ОРКСЭ являются:
– знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской,
буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и
светской этики по выбору родителей (законных представителей);
– развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и
ценностей в жизни личности, семьи, общества;
– обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы
личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей
семьи;
– развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной,
разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного
уважения и диалога . Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ –
культурологический подход, способствующий формированию у младших
школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий
народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской
(гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и
обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации .
Культурологическая направленность предмета способствует развитию
у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных
и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения
к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама,
иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны . Коммуникативный
подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию
коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения
выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать
усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные
средства передачи информации и рефлексии . Деятельностный подход,
основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе
активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией,
обсуждения разных точек зрения и т . п .
Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса
являются психологические особенности детей, завершающих обучение
в начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие
авторитета взрослого . Психологи подчёркивают естественную открытость детей
4
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую
действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость,
4
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и
оскорблений . Всё это становится предпосылкой к пониманию законов
существования в социуме и принятию их как руководства к собственному
поведению . Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что младшие
школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции,
нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено
эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной
с проявлением или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение
конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного
поведения .
В рамках реализации ОРКСЭ в части преподавания учебных модулей
по основам религиозных культур не предусматривается подготовка обучающихся
к участию в богослужениях, обучение религиозной практике в религиозной
общине .
Общее число часов, рекомендованных для изучения ОРКСЭ, ‒ 34 часа (один
час в неделю в 4 классе).
5
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль «Основы православной культуры»
Россия – наша Родина . Введение в православную традицию . Культура
и религия . Во что верят православные христиане . Добро и зло в православной
традиции . Золотое правило нравственности . Любовь к ближнему. Отношение
к труду. Долг и ответственность . Милосердие и сострадание . Православие
в России . Православный храм и другие святыни . Символический язык
православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение,
прикладное искусство), православный календарь . Праздники . Христианская семья
и её ценности .
Любовь и уважение к Отечеству . Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России .
Модуль «Основы исламской культуры»
Россия – наша Родина . Введение в исламскую традицию . Культура и религия .
Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской
традиции . Во что верят мусульмане . Добро и зло в исламской традиции .
Нравственные основы ислама . Любовь к ближнему . Отношение к труду. Долг
и ответственность . Милосердие и сострадание . Столпы ислама . Обязанности
мусульман . Для чего построена и как устроена мечеть . Мусульманское
летоисчисление и календарь . Ислам в России . Семья в исламе . Праздники
исламских народов России: их происхождение и особенности проведения .
Искусство ислама .
Любовь и уважение к Отечеству .
и многоконфессионального народа России .
Патриотизм
многонационального
Модуль «Основы буддийской культуры»
Россия – наша Родина . Введение в буддийскую духовную традицию . Культура
и религия . Будда и его учение . Буддийские святыни . Будды и бодхисатвы . Семья
в буддийской культуре и её ценности . Буддизм в России . Человек в буддийской
картине мира . Буддийские символы . Буддийские ритуалы . Буддийские святыни .
Буддийские священные сооружения . Буддийский храм . Буддийский календарь .
Праздники в буддийской культуре . Искусство в буддийской культуре .
Любовь и уважение к Отечеству .
и многоконфессионального народа России .
Патриотизм
многонационального
6
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
Модуль «Основы иудейской культуры»
Россия – наша Родина . Введение в иудейскую духовную традицию . Культура
и религия . Тора – главная книга иудаизма . Классические тексты иудаизма .
6
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
Патриархи еврейского народа . Пророки и праведники в иудейской культуре . Храм
в жизни иудеев . Назначение синагоги и её устройство . Суббота (Шабат)
в иудейской традиции . Иудаизм в России . Традиции иудаизма в повседневной
жизни евреев . Ответственное принятие заповедей . Еврейский дом . Еврейский
календарь: его устройство и особенности . Еврейские праздники: их история
и традиции . Ценности семейной жизни в иудейской традиции .
Любовь и уважение к Отечеству .
и многоконфессионального народа России .
Патриотизм
многонационального
Модуль «Основы религиозных культур народов России»
Россия – наша Родина . Культура и религия . Религиозная культура народов
России . Мировые религии и иудаизм . Их основатели . Священные книги
христианства, ислама, иудаизма, буддизма . Хранители предания в религиях .
Человек в религиозных традициях народов России . Добро и зло . Священные
сооружения . Искусство в религиозной культуре . Религия и мораль . Нравственные
заповеди христианства, ислама, иудаизма, буддизма . Обычаи и обряды . Праздники
и календари в религиях . Семья, семейные ценности . Долг, свобода,
ответственность, труд . Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные
проблемы общества и отношение к ним разных религий .
Любовь и уважение к Отечеству . Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России .
Модуль «Основы светской этики»
Россия – наша Родина . Этика и её значение в жизни человека . Праздники как
одна из форм исторической памяти . Образцы нравственности в культуре
Отечества, в культурах разных народов России . Государство и мораль гражданина,
основной закон (Конституция) в государстве как источник российской светской
(гражданской)
этики .
Трудовая
мораль .
Нравственные
традиции
предпринимательства . Что значит быть нравственным в наше время . Нравственные
ценности, идеалы, принципы морали . Нормы морали . Семейные ценности и этика
семейных отношений . Этикет . Образование как нравственная норма . Методы
нравственного самосовершенствования .
Любовь и уважение к Отечеству .
и многоконфессионального народа России .
Патриотизм
многонационального
7
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по ОРКСЭ на уровне начального
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно -нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, формирования внутренней позиции личности. В результате
изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе
у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
– понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать
чувство гордости за свою Родину;
– формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать
свою этническую и национальную принадлежность;
– понимать значение гуманистических и демократических ценностных
ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;
– понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни
личности, семьи, общества;
– осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную
религию или не исповедовать никакой религии;
– строить своё общение, совместную деятельность на основе правил
коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать
другое мнение независимо от принадлежности собеседников к религии или
к атеизму;
– соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми
в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов
России, терпимость к представителям разного вероисповедания;
– строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять
в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении,
желание при необходимости прийти на помощь;
– понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной
культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных
поступков и действий, оскорбляющих других людей;
– понимать необходимость
и духовным ценностям .
бережного
отношения
к
материальным
8
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего образования
у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
8
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность .
Метапредметные результаты:
– овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
– формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата,
вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки
и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности;
– совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности
и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств
и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных
коммуникативных и познавательных задач;
– совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
– овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей
и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии
с задачами коммуникации;
– овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою
собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
и оценку событий;
– совершенствовать организационные умения в области коллективной
деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений
договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих .
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия
– ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности
общества – мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность,
а также используемых в разных религиях (в пределах изученного);
9
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
– использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и
светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
– применять логические действия и операции для решения учебных задач:
сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого
фактического материала;
9
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
– признавать возможность существования разных точек
обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;
зрения;
– выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы .
Работа с информацией:
– воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать
её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;
– использовать разные средства для получения информации в соответствии
с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
– находить дополнительную информацию к основному учебному материалу
в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях
контролируемого входа);
– анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных
источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность .
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных
притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа
и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики,
речевого этикета;
– соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать
вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение
к собеседнику с учётом особенностей участников общения;
– создавать
небольшие
тексты-описания,
тексты-рассуждения
для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных
в религиозных учениях и светской этике.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация и самоконтроль:
– проявлять
самостоятельность,
инициативность,
организованность
в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных
ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального
благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их
предупреждения;
– проявлять готовность изменять себя,
ориентируясь
на
нравственные
правила
оценивать свои поступки,
и
нормы
современного
10
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению
в поведении;
– анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и
негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам
трудовой деятельности);
10
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
– выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам,
действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление
несправедливости, жадности, нечестности, зла;
– проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету,
желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета .
Совместная деятельность:
– выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым
качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать
замечания к своей работе, объективно их оценивать;
– владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться,
руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
– готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и
дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией .
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Модуль «Основы православной культуры»
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной
культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося:
– выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений
о себе, людях, окружающей действительности;
– выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
– выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов
России, российского общества как источника и основы духовного развития,
нравственного совершенствования;
– рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их
значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении
и деятельности;
– раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной
культуре, традиции (любовь, вера, милосердие , прощение, покаяние, сострадание,
ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом,
спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей
и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала;
11
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской
традиции;
– первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций православной этики;
11
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
– раскрывать
своими
словами
первоначальные
представления
о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице,
Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;
– рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет, Новый
Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых,
священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств,
смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве
и монастырях в православной традиции;
– рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно
храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения
с мирянами и священнослужителями;
– рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая
Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении
поста;
– раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери,
братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных
ценностей;
– распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её
смысл (православный крест) и значение в православной культуре;
– рассказывать о художественной культуре в православной традиции,
об иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами;
– излагать основные исторические сведения о возникновении православной
религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль
православия в становлении культуры народов России, российской культуры
и государственности;
– первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе
(храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению
и представлению её результатов;
– приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой
на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности,
поступать согласно своей совести;
– выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного
(приводить
примеры),
понимание
российского
общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей
12
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
– называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой),
народы России, для которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислам, буддизм, иудаизм;
12
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
– выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре,
традиции .
Модуль «Основы исламской культуры»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы исламской культуры» должны отражать сформированность умений:
– выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений
о себе, людях, окружающей действительности;
– выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
– выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов
России, российского общества как источника и основы духовного развития,
нравственного совершенствования;
– рассказывать о нравственных заповедях, нормах исламской религиозной
морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми,
в общении и деятельности;
– раскрывать основное содержание нравственных категорий в исламской
культуре, традиции (вера, искренность, милосердие, ответственность,
справедливость, честность, великодушие, скромность, верность, терпение,
выдержка, достойное поведение, стремление к знаниям);
– первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций исламской этики;
– раскрывать
своими
словами
первоначальные
представления
о мировоззрении (картине мира) в исламской культуре, единобожии, вере и её
основах;
– рассказывать о Священном Коране и сунне – примерах из жизни пророка
Мухаммада; о праведных предках, о ритуальной практике в исламе (намаз, хадж,
пост, закят, дуа, зикр);
– рассказывать о назначении и устройстве мечети (минбар, михраб), нормах
поведения в мечети, общения с верующими и служителями ислама;
– рассказывать о праздниках в исламе (Ураза-байрам, Курбан-байрам,
Маулид);
– раскрывать основное содержание норм отношений в исламской семье,
обязанностей и ответственности членов семьи; норм отношений детей к отцу,
13
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; норм отношений
с дальними родственниками, соседями; исламских семейных ценностей;
– распознавать исламскую символику, объяснять своими словами её смысл
и охарактеризовать назначение исламского орнамента;
13
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
– рассказывать о художественной культуре в исламской традиции,
религиозных напевах, каллиграфии, архитектуре, книжной миниатюре,
религиозной атрибутике, одежде;
– излагать основные исторические сведения о возникновении исламской
религиозной традиции в России, своими словами объяснять роль ислама
в
становлении
культуры
народов
России,
российской
культуры
и государственности;
– первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исламского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе
(мечети, медресе, памятные и святые места), оформлению и представлению её
результатов;
– приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой
на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности
поступать согласно своей совести;
– выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного
(приводить
примеры),
понимание
российского
общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей
общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
– называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой),
народы России, для которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислам, буддизм, иудаизм;
– выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в исламской духовно- нравственной культуре, традиции .
Модуль «Основы буддийской культуры»
Предметные
результаты
освоения
образовательной
программы
модуля «Основы буддийской культуры» должны отражать сформированность
умений:
– выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений
о себе, людях, окружающей действительности;
– выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
14
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
– выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов
России, российского общества как источника и основы духовного развития,
нравственного совершенствования;
14
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
– рассказывать о нравственных заповедях, нормах буддийской религиозной
морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми,
в общении и деятельности;
– раскрывать основное содержание нравственных категорий в буддийской
культуре, традиции (сострадание, милосердие, любовь, ответственность, благие
и неблагие деяния, освобождение, борьба с неведением, уверенность в себе,
постоянство перемен, внимательность); основных идей (учения) Будды о сущности
человеческой жизни, цикличности и значения сансары; понимание личности как
совокупности всех поступков; значение понятий «правильное воззрение»
и «правильное действие»;
– первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций буддийской этики;
– раскрывать
своими
словами
первоначальные
представления
о мировоззрении (картине мира) в буддийской культуре, учении о Будде (буддах),
бодхисаттвах, Вселенной, человеке, обществе, сангхе, сансаре и нирване;
понимание ценности любой формы жизни как связанной с ценностью человеческой
жизни и бытия;
– рассказывать о буддийских писаниях, ламах, службах; смысле принятия,
восьмеричном пути и карме;
– рассказывать о назначении и устройстве буддийского храма, нормах
поведения в храме, общения с мирскими последователями и ламами;
– рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе;
– раскрывать основное содержание норм отношений в буддийской семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери,
братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; буддийских семейных
ценностей;
– распознавать буддийскую символику, объяснять своими словами её смысл
и значение в буддийской культуре;
– рассказывать о художественной культуре в буддийской традиции;
– излагать основные исторические сведения о возникновении буддийской
религиозной традиции в истории и в России, своими словами объяснять роль
буддизма в становлении культуры народов России, российской культуры
и государственности;
– первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
буддийского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе
(храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению
и представлению её результатов;
15
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
– приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой
на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности,
поступать согласно своей совести;
– выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
15
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного
(приводить
примеры),
понимание
российского
общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей
общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
– называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой),
народы России, для которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислам, буддизм, иудаизм;
– выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в буддийской духовно-нравственной культуре, традиции .
Модуль «Основы иудейской культуры»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы иудейской культуры» должны отражать сформированность умений:
– выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения чело- веком значимых для жизни представлений
о себе, людях, окружающей действительности;
– выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
– выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов
России, российского общества как источника и основы духовного развития,
нравственного совершенствования;
– рассказывать о нравственных заповедях, нормах иудейской морали,
их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении
и деятельности;
– раскрывать основное содержание нравственных категорий в иудейской
культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание,
ответственность, послушание, исполнение заповедей, борьба с грехом и спасение),
основное содержание и место заповедей (прежде всего, Десяти заповедей) в жизни
человека; объяснять «золотое правило нравственности» в иудейской религиозной
традиции;
– первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций иудейской этики;
– раскрывать
своими
словами
первоначальные
представления
о мировоззрении (картине мира) в иудаизме, учение о единобожии, об основных
принципах иудаизма;
16
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
– рассказывать о священных текстах иудаизма – Торе и Танахе, о Талмуде,
произведениях выдающихся деятелей иудаизма, богослужениях, молитвах;
– рассказывать о назначении и устройстве синагоги, о раввинах, нормах
поведения в синагоге, общения с мирянами и раввинами;
16
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
– рассказывать об иудейских праздниках (не менее четырёх, включая
Рош-а-Шана, Йом-Киппур, Суккот, Песах), постах, назначении поста;
– раскрывать основное содержание норм отношений в еврейской семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношений детей к отцу, матери,
братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; иудейских традиционных
семейных ценностей;
– распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами её смысл
(магендовид) и значение в еврейской культуре;
– рассказывать о художественной культуре в иудейской традиции,
каллиграфии, религиозных напевах, архитектуре, книжной миниатюре,
религиозной атрибутике, одежде;
– излагать основные исторические сведения о появлении иудаизма
на территории России, своими словами объяснять роль иудаизма в становлении
культуры народов России, российской культуры и государственности;
– первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
иудейского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе
(синагоги, кладбища, памятные и святые места), оформлению и представлению её
результатов;
– приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой
на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности,
поступать согласно своей совести;
– выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного
(приводить
примеры),
понимание
российского
общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей
общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
– называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой),
народы России, для которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислам, буддизм, иудаизм;
– выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в иудейской духовно-нравственной культуре, традиции .
Модуль «Основы религиозных культур народов России»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы религиозных культур народов России» должны отражать
сформированность умений:
17
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
– выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения чело- веком значимых для жизни представлений
о себе, людях, окружающей действительности;
17
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
– выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
– выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно- нравственной культуры народов
России, российского общества как источника и основы духовного развития,
нравственного совершенствования;
– рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных
религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении
в выстраивании отношений в семье, между людьми;
– раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг, свобода,
ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в религиозной
культуре народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме); объяснять
«золотое правило нравственности» в религиозных традициях;
– соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами,
заповедями в традиционных религиях народов России;
– раскрывать
своими
словами
первоначальные
представления
о мировоззрении (картине мира) в вероучении православия, ислама, буддизма,
иудаизма; об основателях религий;
– рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов
России (Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях предания
и служителях религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины),
религиозных обрядах, ритуалах, обычаях (1–2 примера);
– рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов)
традиционных религий народов России, основных нормах поведения в храмах,
общения с верующими;
– рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных
религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее
одного религиозного праздника каждой традиции);
– раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье
(православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных
ценностях в традиционных религиях народов России; понимание отношения
к труду, учению в традиционных религиях народов России;
– распознавать религиозную символику традиционных религий народов
России (православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по одному
символу), объяснять своими словами её значение в религиозной культуре;
– рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов
России (православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская танкопись);
18
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
главных особенностях религиозного искусства православия, ислама, буддизма,
иудаизма (архитектура, изобразительное искусство, язык и поэтика религиозных
текстов, музыки или звуковой среды);
18
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
– излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий
в становлении культуры народов России, российского общества, российской
государственности;
– первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия традиционных религий народов России
в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые
места), оформлению и представлению её результатов;
– приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой
на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности
поступать согласно своей совести;
– выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного
(приводить
примеры),
понимание
российского
общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей
общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
– называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм,
иудаизм;
– выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в традиционных религиях народов России .
Модуль «Основы светской этики»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы светской этики» должны отражать сформированность умений:
– выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений
о себе, людях, окружающей действительности;
– выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
– выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов
России, российского общества как источника и основы духовного развития,
нравственного совершенствования;
– рассказывать о российской светской (гражданской) этике как
общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения
19
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях,
конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина
в России;
19
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
– раскрывать основное содержание нравственных категорий российской
светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность
и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие,
милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми
в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;
– высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности
в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать
нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры;
– первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской)
этики;
– раскрывать своими словами первоначальные представления об основных
нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский
патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков,
исторического и культурного наследия и особенностей народов России,
российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого
человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;
– рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа,
общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные,
семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории
и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных
традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее
одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;
– раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье
на основе российских традиционных духовных ценностей (семья – союз мужчины
и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения
и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей
о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков);
российских традиционных семейных ценностей;
– распознавать российскую государственную символику, символику своего
региона,
объяснять
её
значение;
выражать
уважение
российской
государственности, законам в российском обществе;
– рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой
деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную
ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся,
результатам труда;
– рассказывать о российских культурных и природных памятниках,
о культурных и природных достопримечательностях своего региона;
20
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
– раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики
на примерах образцов нравственности, российской гражданственности
и патриотизма в истории России;
20
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
– объяснять своими словами роль светской
в становлении российской государственности;
(гражданской)
этики
– первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия народов России, российского общества
в своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;
– приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой
на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю
установку личности поступать согласно своей совести;
– выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного
(приводить
примеры),
понимание
российского
общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей
общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
– называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм,
иудаизм;
– выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике .
21
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
№
п/п
Наименование
разделов и тем
учебного предмета
Количество
часов
Программное
содержание
Характеристика основных видов
деятельности обучающихся
22
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
1
Россия – наша
Родина
1
Россия –
многонациональное
Использовать систему условных обозначений
при выполнении заданий, рассматривать
государство .
иллюстративный материал, соотносить текст
с иллюстрациями .
Духовный мир человека .
Культурные традиции .
Культурное
многообразие России .
Народы и религии
в России . Традиционные
религии народов России
Читать и отвечать на вопросы по прочитанному .
Размышлять о роли духовных традиций народов
России, их значении в жизни человека, семьи,
общества, духовном мире человека .
Называть традиционные религии в России,
народы России, для которых традиционными
религиями являются православие, ислам, буддизм,
иудаизм .
Использовать ключевые понятия учебной темы
в устной и письменной речи, применять их
при анализе и оценке явлений и фактов
действительности .
Осознавать ценность дружеских отношений
между людьми .
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения .
22
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
Приводить примеры единения народов России
(например, «День народного единства» и т . д .)
2
Культура и религия.
Введение
в православную
духовную традицию
2
Культура и религия .
Выделять тему и идею учебного текста,
Что такое культура?
Что такое религия?
формулировать вопросы к тексту и отвечать
на них .
Как человек создаёт
культуру . Истоки
русской культуры –
в православной религии
Объяснять соотношение культуры и религии,
сущность культуры, значение религии как
духовной культуры человека, народа,
общества .
Рассказывать о том, как человек создаёт культуру;
об истоках русской культуры в православной
религии .
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения
23
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
3
Во что верят
православные
христиане
4
Бог – Творец, который
создал весь мир
и человеческий род .
Бог есть Любовь .
Использовать ключевые понятия темы в устной
и письменной речи, применять их при анализе
и оценке фактов действительности .
Раскрывать своими словами первоначальные
Бог и человек .
представления о мировоззрении (картине мира)
в православии, вероучении о Боге-Троице,
Вера в Бога и её влияние
на поступки людей .
Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе
как Спасителе, Церкви .
Что такое православие
Бог-Троица . Что значит
Пересказывать прочитанное, составлять рассказ
с введением в него новых фактов; соотносить
молиться . Кто такие
прочитанное с личным жизненным опытом .
Рассказывать о том, как вера в Бога влияет
святые . Священное
Предание . Священное
Писание христиан –
на поступки людей, что такое молитва, кто такие
23
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
Библия . Ветхий и Новый
Заветы в Библии
святые, что такое Священное Предание Церкви,
что его составляет, о Священном Писании
(Библии), Ветхом и Новом Заветах .
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения
24
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
4
Добро и зло
в православной
традиции.
Золотое правило
нравственности.
Любовь к ближнему
4
Добро . Зло . Грех . Работа
совести . Покаяние .
Рассказывать о том, что такое заповеди Бога,
какие заповеди Бог дал Моисею .
Десять ветхозаветных
Анализировать содержание Десяти ветхозаветных
заповедей, данных Богом заповедей с религиозной и нравственно-этической
точки зрения .
Моисею . Заповеди
Рассуждать о возможности и необходимости
Иисуса Христа –
Заповеди Блаженств, их
содержание и
соблюдения нравственных норм жизни (свобода,
разум, совесть, доброта, любовь).
соотношение с Десятью
заповедями .
Кто для христиан
Рассказывать о нравственных заповедях Иисуса
Христа – Заповедях Блаженства, их соотношении
с Десятью ветхозаветными заповедями .
ближний, любовь
христианстве, кто такой ближний, что означает
любовь к ближнему, как понимается
к ближним .
«Золотое правило
нравственности»
в православной
культуре .
Объяснять понимание в православном
в православной традиции «золотое правило
нравственности» (поступайте с другими так, как
хотели бы, чтобы с вами поступили), о святости
и святых в православной традиции .
Размышлять и рассуждать на морально-этические
Святость в православной темы .
традиции, святые
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения
24
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
5
Отношение к труду.
Долг и
ответственность
2
Заповеди Творца
Читать и пересказывать учебный текст .
Прародителям .
Отношение к труду
Объяснять значение слов (терминов и понятий)
с опорой на текст учебника .
в Православии .
Уважение к труду.
Совесть . Нравственный
долг и ответственность
человека в православной
традиции
Использовать знакомые слова в новом
мировоззренческом контексте .
Рассказывать о грехопадении Прародителей,
о заповедях, о роли труда в жизни православных
христиан .
Устанавливать логическую связь между фактами;
участвовать в беседе .
Анализировать прочитанное с точки зрения
полученных ранее знаний .
Соотносить изученное с примерами из жизни,
литературных произведений .
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения
25
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
6
Милосердие
и сострадание
2
Милосердие
и сострадание
в православной
христианской традиции .
Особенности
христианской морали,
отношение к личным
врагам .
Христианское
Рассуждать о необходимости соблюдения
нравственных норм жизни (заботиться о других,
любить друг друга, сочувствовать, не лениться,
не лгать).
Раскрывать основное содержание нравственных
категорий в православной культуре, традиции
(любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние,
сострадание, ответственность, послушание,
спасение), Заповедей Блаженства .
На примере милосердия и сострадания объяснять
милосердие . Милосердие
нравственный идеал православной культуры .
к животным . Деятельное
25
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
сострадание людям,
нуждающимся
Выражать первоначальный опыт осмысления
и нравственной оценки поступков, поведения
(своих и других людей) с позиций православной
этики, понимания милосердия и сострадания
в православной культуре .
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения
7
Православие
в России
5
Крещение Руси . Святые
равноапостольные
Объяснять значение слов (терминов и понятий)
с опорой на учебный текст .
княгиня Ольга и князь
Владимир Креститель .
Развитие православной
культуры,
Осуществлять поиск необходимой информации
для выполнения заданий .
распространение
Владимиром, почему Русь называют Святой,
о русских святых, житиях святых .
христианства на Руси .
Святая Русь . Русские
святые . Православие
в русской культуре,
в современной России
Рассказывать, как христианство пришло на Русь,
о Крещении Руси равноапостольным князем
Соотносить содержание текста с иллюстративным
рядом .
Использовать речевые средства, навыки
смыслового чтения учебных текстов, участвовать
в беседе .
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения .
Уметь рассказывать о праздновании Крещения
26
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
Руси, Дней славянской письменности и культуры
8
Православный храм
и другие святыни
3
Православный храм –
его устройство и
Объяснять значение слов (терминов и понятий)
с опорой на учебный текст .
убранство . Алтарь,
Осуществлять поиск необходимой информации
26
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
Царские врата,
иконостас, притвор .
Нормы поведения
в православном храме .
Миряне и
священнослужители .
для выполнения заданий .
Соотносить содержание текста с иллюстративным
рядом .
Рассказывать о назначении и устройстве
православного храма (собственно храм, притвор,
алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения
Богослужение в храме .
Таинства Церкви .
в храме, общения с мирянами
и священнослужителями, богослужениях
Монастыри, монашество
в храмах, Таинствах, о монашестве и монастырях
в православной традиции .
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения
27
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
9
Символический язык
православной
культуры:
христианское
6
Христианская
символика . Крест
Объяснять значение слов (терминов и понятий)
с опорой на учебный текст .
Христов . Православная
художественная
Распознавать христианскую символику, объяснять
своими словами её смысл и значение
искусство (иконы,
фрески, церковное
пение, прикладное
искусство),
православный
культура . Православная
икона, виды икон .
в православной культуре .
Рассказывать о художественной культуре
Церковное пение .
в православной традиции, о церковном пении,
иконописи, особенностях икон в сравнении
календарь .
Праздники
Православный
календарь . Праздники
Называть православные праздники, объяснять их
значение (не менее трёх, включая Воскресение
и посты в православном
календаре . Двунадесятые
праздники . Воскресение
Христово (Пасха).
Христово и Рождество Христово), о православных
постах, назначении поста в жизни православных
Церковное прикладное
искусство .
с картинами .
христиан .
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
27
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
Рождество Христово .
Праздники святым
достижения .
Православные праздники: «Воскресение Христово
(Пасха)», «Рождество Христово», «День
славянской письменности и культуры», «День
семьи, любви и верности»
28
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
10
Христианская семья
и её ценности
3
Семья в православной
традиции – Малая
Церковь . Таинство
Объяснять значение слов (терминов и понятий)
с опорой на учебный текст .
Рассказывать о традициях заключения брака,
о том, что такое православная семья, Таинство
Венчания, о взаимоотношениях в православной
в отношениях родителей, семье на примерах житий святых, литературных
членов семьи . Взаимное произведений .
прощение и терпение
Размышлять и рассуждать на морально-этические
членов семьи . Семейные темы .
традиции, праздники .
Раскрывать основное содержание норм отношений
Образцы православной
в православной в семье, обязанностей
семьи, отношений
и ответственности членов семьи, отношении детей
в семье
и родителей .
Венчания . Любовь
Осуществлять поиск необходимой информации
для выполнения заданий .
Применять навыки осознанного построения
речевых высказываний в соответствии
с коммуникативными задачами .
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения .
Праздник «День семьи, любви и верности»
28
Федеральная рабочая программа ОРКСЭ . 4 класс
11
Любовь и уважение
к Отечеству.
2
Служение человека
обществу, Родине .
Патриотизм
Патриотизм
многонационального
и многоконфессио нального народа
многонационального и
многоконфессионального
народа России .
России
Война справедливая –
оборонительная . Святые
защитники Отечества
Закреплять и систематизировать представления
о духовных традициях многонационального
народа России, духовном мире человека, религии,
религиях народов России, их значении в жизни
человека, семьи, общества .
Проводить соотношение между религией и
Отечеством, объяснять отношение православных
христиан к Отечеству, защите Родины,
патриотизму.
Отвечать на вопросы, соотносить определения
с понятиями, делать выводы .
Использовать основные понятия темы в устной
и письменной речи .
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
29