Воспользуйтесь сценарием, чтобы помочь родителям разобраться в формах непослушания и отработать приемы поведения в ответ на него. К сценарию скачайте список вопросов для игры «Барометр», карточки для ролевой игры и рекомендации, как воспитывать психологически здорового ребенка.
Спасибо за ваши ответы! Обсудим, что у нас получилось. Мы видим, что каждый родитель сталкивается с непослушанием. Мы признаем, что иногда непослушание может быть естественной реакцией ребенка, мы можем понять, почему он не слушается, и даже иногда видим, что непослушание может быть связано с нашими действиями. Иногда непослушание опасно, непонятно и раздражающе.
Сопроводите мини-лекцию презентацией с кратким изложением основных идей, фотографиями или видеоматериалами.
Родителей во всем мире беспокоит, когда ребенок не слушается. «Стал непослушным» – одна из самых частых жалоб родителей, причем это может быть сказано о детях самых разных возрастов. Широко известно, что каждый возрастной кризис сопровождается непослушанием – в год, три, семь лет и в подростковом возрасте. Послушание – это совпадение воли и решения взрослого и ребенка, непослушание – это расхождения в них. И то и другое жизненно необходимо и ребенку, и родителю. Непослушность ребенка проявляется в возражениях, крике и слезах. А физически он может отворачиваться, затыкать уши, прятаться, убегать, закрываться в комнате. Это прямые формы непослушания. А есть скрытая форма непослушания – сопротивление. Рассмотрим примеры.
Первый пример. Ребенок сел делать уроки. Он прямо не возражает, не говорит «нет, я не буду делать уроки». Он садится за уроки. Но так медленно все делает! Копается, отвлекается, забывает что-то. Отходит попить, поесть. Пытается с вами о чем-то поговорить. Роняет ручки на пол, долго их там ищет. Перелистывает учебник или тетрадь. Он вроде бы занят тем делом, которым должен заниматься, но дело почти не делается.
Второй пример. Ребенок просит маму с ним поиграть. А мама устала, наигралась, вообще хотела бы отдохнуть, посидеть спокойно. Но она не отказывает ребенку, а соглашается поиграть. Пять минут играет, потом вспоминает, что ей надо проверить что-то на кухне, потом отходит включить стирку, потом разглядывает или прибирает какие-то игрушки, смотрит в телефон. Она сопротивляется игре, ей не хочется играть, хотя прямо несогласия она не выразила.
Ведущий проводит ролевую игру «Приемы, чтобы ребенок слушался». Для игры используйте простые головоломки (змейки, лабиринты, «пятнашки», задания на поиск отличий).
Сейчас мы поиграем. Я прошу вас разделиться на пары. Один из вас будет ребенком, второй – родителем. Потом вы поменяетесь ролями. Ситуация, в которой мы будем пробовать приемы, такая: ребенок захвачен чем-то интересным, а уроки еще не сделаны. Родитель хочет, чтобы ребенок взялся за уроки. В парах мы попробуем отработать три главных приема, помогающих добиться конструктивного результата.
Для игры можно использовать другие ситуации:
– ребенок раскидал все в комнате и не думает убирать;
– пора выходить в школу и на работу, а ребенок не собрался;
– запланирована поездка к родным на выходные, а ребенок отказывается ехать;
– ребенок собирается выйти из дома в совершенно неподходящем, на взгляд взрослого, виде.
Дайте родителям время, чтобы разбиться на пары. Используйте карточки для ролевой игры «Приемы, чтобы ребенок слушался». После отработки каждого приема меняйте местами роли «родителей» и «детей». Далее проведите обсуждение.
Прошу вас высказаться о тех приемах, которые вы пробовали. Иногда я буду задавать вопросы. Прошу всех желающих поделиться своим мнением.
1. Можно ли в некоторых случаях избежать непослушания или снизить его?
2. Когда хорошо подходит первый (второй, третий) прием?
3. Бывают ли ситуации, когда нужно просто запретить что-то?
4. Как вы чувствовали себя в роли «ребенка» в игре? Было ли легче послушаться? Каким казался взрослый? Что чувствовали и думали о себе?
5. Как вы чувствовали себя в роли «взрослого» в игре? Непривычно ли? Чувствовали себя компетентнее и сильнее, чем если принуждаете к действию? Захотели ли что-то попробовать в реальной ситуации?
Используйте вопросы списка. Первый вопрос специально выбран для того, чтобы показать, что в каждой семье непослушание неизбежно. Попросите желающих прокомментировать свои ответы. Организуйте активную дискуссию на 10–15 минут, дайте возможность высказаться каждому родителю.