Сценарий родительского собрания «Как помочь родителям создать гармоничные отношения с ребенком»

Участники
Родители учеников, учитель, педагог-психолог.
Цель
Познакомить родителей с методами воспитания, чтобы сформировать эмоционально благополучные отношения с ребенком.
Задачи
Вовлечь родителей в диалог, проанализировать эмоциональные связи между членами семьи, осознать, что нужно делать, чтобы ребенок был эмоционально благополучен и с ним были сформированы гармоничные отношения.
Оборудование
Ноутбук с возможностью воспроизводить видео, учебный кабинет с проектором и экраном, парты со стульями, которые поставлены в круг или полукруг, фломастеры разных цветов, карандаши, мешочек и маленькие игрушки.
Примерное время
80 минут.

Предлагаем сценарий родительского собрания, на котором вы поможете родителям установить гармоничные отношения с детьми.

Этап 1. Вступительная часть

10 минут

Чтобы подготовиться к родительскому собранию, используйте чек-лист.

Учитель

Здравствуйте, уважаемые родители, рада вас видеть! Для начала предлагаю вам обратить внимание на экран и посмотреть видеопритчу «Об одуванчиках» И. Вачкова. Когда вы будете слушать притчу, найдите ассоциативные образы на взаимоотношениях «родитель  ребенок».

Включите притчу «Об одуванчиках» (И. Вачков). Старайтесь вовлечь участников в диалог об их отношении к нежелательным проявлениям в поведении ребенка. В ходе обсуждения помогите родителям осознать важность понимания причин нежелательного поведения («корни одуванчика»).

1

Вопросы для обсуждения.

Учитель

О чем для вас эта притча?
Какие ассоциации и метафорические образы у вас возникают на взаимоотношения «родитель – ребенок»?
«Лужайка» – это кто?
«Одуванчики» – это что?

2
Учитель

Капризы, агрессия, непослушание, истерики, нежелание что-либо делать – это то, что родителей огорчает в поведении и в характере ребенка. Действительно, что же делать, если дети делают все не то? Как можно успокоить и по-мирному договориться. Важно понять, что поведение ребенка, которое нас злит, раздражает, за которое бывает стыдно, – это «цветочки», а причины такого поведения – это скрытые «под землей корни одуванчика». Иногда мы еще «поливаем и удобряем» нежелательные проявления в поведении ребенка.

3

Вопрос для обсуждения.

Учитель

Как вы думаете, каким образом мы подкрепляем нежелательное поведение детей?

4
Учитель

Верно, это наши реакции, например, когда мы, не разобравшись, выдали непостоянство в требованиях. Это и есть «полив» и «удобрение» для роста числа нежелательных поступков. Поэтому нужно научиться задавать себе вопрос: «А почему ребенок так делает?» Мне нравится фраза: «Родителями не рождаются, ими становятся!»

5

Вопросы для обсуждения.

Учитель

Что вы думаете по поводу этой фразы?
Какие жизненные ситуации говорят о том, что мы становимся родителями?

6

Этап 2. Основная часть

60 минут

Игра «Чудесный мешочек» (В.В. Ткачева).

Педагог-психолог

Давайте сейчас с помощью ассоциативных образов поразмышляем над образом вашей семьи. Сейчас каждый из вас поочередно опустит руку в мешочек и, не заглядывая в него, возьмет любой предмет. Вытащите и назовите этот предмет. Найдите сходство между этим предметом и вашей семьей, отношениями. Долго не размышляйте, говорите сразу, какие образы и мысли приходят в голову. Например, мне достался шарик, он круглый, в нем нет углов, а значит, нет неразрешимых проблем, и все трудности разрешимы.

1

Вопросы для обсуждения.

Педагог-психолог

О чем для вас этот предмет или игрушка?
Как это относится к семье и отношениям с ребенком?
Как вы для себя это понимаете?
Опишите: о чем это для вас?
Как это характеризует вас или ваши отношения?

2
Педагог-психолог

Каждый из вас попытался описать свою семью и отношения в ней с помощью ассоциаций и образов. Как вы могли заметить, все семьи разные, как и разные планеты во Вселенной. Есть планеты, например, как Марс, там нет условий для жизни, а на планете Земля – идеальные условия для жизни: есть кислород, природа, дышится легко, температура на планете комфортная. Для того чтобы лучше понять, какие условия в вашей семье и эмоциональные связи существуют между членами вашей семьи, предлагаю вам изобразить свою семью как планету.

3

Упражнение «Планета СемьЯ в фигурах».

Раздайте шаблоны фигур участникам.

Педагог-психолог

У вас на столе есть круг, он изображает планету – вашу семью. Выберите из геометрических фигур-шаблонов себя и членов вашей семьи и расположите их в круге как острова или материки так, как вам захочется. Теперь возьмите желтый фломастер, обведите шаблоны и подпишите, кто есть кто: где вы, где супруг, где ребенок.

Педагог-психолог предоставляет участникам время на выполнение задания.

4
Педагог-психолог

Сейчас каждый из вас сможет проанализировать: «какая(ой) я», «какой(ая) супруг/жена», «какой мой ребенок». Для этого посмотрите на экран и ознакомьтесь со значением выбранных геометрических фигур. Это то, как вы видите себя и своих близких. Помните, нет хороших или плохих характеристик человека. В каждом описании есть и сильные, и слабые качества человека, зная которые вам легче будет выстраивать гармоничные отношения.

Предоставьте участникам возможность познакомиться с видеопояснениями.

5
Педагог-психолог

Чтобы лучше понять, какие эмоциональные связи и отношения сложились на данный момент в вашей семье, предлагаю вам зеленым фломастером соединить фигуры. Это так называемые мостики: прямой линией – хорошие отношения; волнистой – эмоционально неуравновешенные; пунктиром – слабые; жирной линией – авторитарные.

Дайте возможность желающим прокомментировать созданное изображение.

6

Вопросы для обсуждения.

Педагог-психолог

Все ли вас устраивает на полученном изображении?
Какие-либо отношения требуют на данный момент изменений?

7
Педагог-психолог

А сейчас я предлагаю карандашом разделить ваш круг на четыре части и увидеть позиции всех членов семьи. Расположенные члены семьи в верхнем левом углу – это позиция Острова-«короля». В верхнем правом углу – позиция Острова-«королевы». В нижнем левом и правом – позиции Острова-детей «принца» и «принцессы» соответственно. Посмотрите, кто у вас на «троне».

8

Вопросы для обсуждения.

Педагог-психолог

Кто правит вашей планетой, родитель или ребенок?
Согласны ли вы с увиденным изображением?

9
Учитель

Итак, мы с вами провели серьезную работу по анализу своей семьи. Представьте, что ваш ребенок имеет внутри резервуар, который наполняется атмосферой семьи. Давайте вместе разберем, как можно наполнить атмосферу в семье и душе ребенка?

Выслушайте варианты ответов родителей.

10
Учитель

Важно осознавать и помнить три важных момента, про которые знают почти все родители, но почему-то не придают этому значения. А эти методы способствуют не только эмоциональному благополучию и гармоничным взаимоотношениям в семье, но и нормальному развитию вашего ребенка. Общение с ребенком происходит через «взгляды», «слова» и «прикосновения». Тактильный контакт, прикосновения для ребенка очень важны. Объятия не портят характер людей, всегда доступны, приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако объятия оказывают немедленный внутренний терапевтический эффект. Синим фломастером изобразим на планете Семья – океан Объятий, который нежно и заботливо окутывает все острова и материки, каждого члена семьи. Далее, через взгляд мы передаем ребенку свои чувства. Как можно чаще смотрите в глаза своему ребенку с любовью и нежностью. Синим фломастером изобразите на планете Семья – море Любящих и Нежных взглядов. Слова, как и взгляд, имеют огромное значение. Предлагаю вам вспомнить, какие слова ваш ребенок слышит чаще всего.

11

Раздайте участникам силуэты человека.

Учитель

Возьмите силуэт человечка. Давайте по очереди произнесем фразы, которые ребенок слышит от нас утром во время пробуждения, когда он никак не встает, а вы уже опаздываете на работу, а он в школу или когда он что-то натворил, уронил, не сделал или сделал плохо. Озвучивая каждую фразу, будем сгибать силуэт человечка.

Дайте родителям время на размышление: пусть каждый вспомнит, какую фразу часто говорит своему ребенку. Обозначьте первую фразу сами, далее предлагайте родителям. Если возникают затруднения, обратите внимание участников практикума на экран с подсказками.

12
Учитель

«Ну, сколько можно тебе говорить, а ну-ка, вставай быстро, лежебока ты мой!» – сгибаем силуэт человечка.

Родители по очереди произносят фразы. Каждую сказанную фразу предложите сопровождать действиями с силуэтом человечка.

13
Учитель

Возможно, человек сжимается от страха перед родителем или от чувства неполноценности при этих словах. Вот что творится с человеком, когда он слышит неприятные, обидные слова и фразы. Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом родители удивляются, что ребенок отдалился, стал скрытен, агрессивен, недоверчив, не уверен в себе. Ну вот мы опомнились!..

Выдержите небольшую паузу.

14
Учитель

Все это можно сказать ребенку другими словами. И сейчас, называя слова и фразы, которые несут в себе положительное содержание, выравниваем человечка.

Обозначьте первую фразу сами, далее предлагайте родителям. Если возникают затруднения, обратите внимание участников практикума на экран с подсказками. Примеры фраз: «Просыпайся, моя радость, тебя сегодня ждут хорошее настроение и успехи в школе!», «Ты самый любимый, ты самый родной!», «Ты очень многое можешь!», «Спасибо, что бы мы без тебя делали!», «Иди ко мне, моя радость!», «Садись с нами!..», «Я помогу тебе...», «Я радуюсь твоим успехам! Я горжусь тобой!».

15

Вопросы для обсуждения.

Учитель

Что мы видим?
Какой стала фигурка человечка?
Какой мы можем сделать вывод?

16
Учитель

Верно, что бы мы ни делали после сказанных нами обидных слов и фраз, следы остаются. Давайте синим фломастером изобразим на планете СемьЯ реки положительных фраз и слов, которые ласкают душу ребенка. Таким образом, вы обозначили на своей планете СемьЯ три важнейших правила общения с ребенком – «Объятия», «Любящие взгляды» и «Слова, ласкающие душу ребенка». Давайте наполним своего ребенка Любовью и Вниманием. Предлагаю достать свой телефон и отправить ребенку короткое сообщение или смайлик, например сердечко или поцелуй.

17

Этап 3. Рефлексия

10 минут

Упражнение «Мой чемоданчик».

Учитель

В качестве заключения предлагаю вам собрать свой «Родительский чемоданчик», то есть написать или символически нарисовать, что вы возьмете с собой после нашей встречи в мир общения с ребенком и с семьей в целом. Перед вами лежат сложенные листы бумаги. Я предлагаю их развернуть и заполнить.

1

Вопрос для обсуждения.

Учитель

Поделитесь, что вы нарисовали или написали (по одному пункту на ваше усмотрение).

2
Учитель

Наше собрание подошло к концу, и мне хочется сказать, что вы самые лучшие и ответственные родители. Помните, что ключ к ребенку и к другим членам семьи лежит в вас самих. Благодарю за активную работу!

3

Надежда Боянович,
педагог-психолог МАОУ СОШ № 60 г. Тюмени, победитель, занявший III место на Всероссийском конкурсе «Педагог-психолог России – 2020»