Сценарий конференции с детьми «Как противостоять буллингу: советы литературных героев»

Участники
Ученики 6–11-х классов
Цель
Привлечь внимание учащихся к проблемам взаимоотношений в классе
Задачи
Формировать отрицательное отношение к жестокости, ответственность учащихся за свои поступки. Развивать умение размышлять над прочитанным. Сформировать мотивацию к чтению
Материалы
Книжная выставка по теме конференции, читательские дневники, диски с художественными фильмами
Оборудование
Экран, DVD-проигрыватель
Примерное время
50 мин

Воспользуйтесь готовым сценарием читательской конференции. Обсудите с учащимися художественные произведения о буллинге в школе. В статье есть полный список книг по этой теме. Они вошли в сборник «Буллинг-story: как не стать жертвой». Сборник подготовили сотрудники Мурманской областной детско-юношеской библиотеки. Чтобы вызвать интерес учащихся к конференции, следуйте рекомендациям.

Ход конференции

50 мин

Эпиграф конференции: эпизоды из художественного фильма «Чучело» (режиссер Р. Быков, 1983 год).

Ведущий:

Здравствуйте, ребята. Наверняка, многие из вас были свидетелями ситуаций, когда учащиеся в классе объединялись против одного ученика и каждый день насмехались над ним, дразнили, задирали. Знакомо?.. Увы, подобные ситуации сегодня стали распространенными. Для этого явления даже есть определение. Ответьте, пожалуйста, на вопрос.

Что такое буллинг?

1
Ведущий:

Этим понятием обозначают агрессивное преследование, травлю одного или нескольких членов коллектива. Оскорбления, унижения, шантаж, угрозы, бойкот, физическое насилие, преследование в интернете – все это формы буллинга. Сегодня мы обсудим эту проблему и способы выхода из подобных ситуаций на примере историй литературных героев.

Травля появилась не сегодня. Давайте перенесемся в XIX век, в эпоху благородных девиц. Да, они тоже вели себя скверно! И это в полной мере ощутила Лиза, или Ло, как называла ее бабушка, – главная героиня повести Лидии Алексеевны Чарской «Некрасивая».

2
Учащийся 1:

Лиза – хорошая, но обделенная красотой девушка. Обстоятельства вынуждают ее оставить уютный пансион и поступить на учебу в Институт благородных девиц. Казалось бы, доброе сердце и скромный характер четырнадцатилетней Ло должны были помочь завести друзей, освоиться в новой обстановке. Но с самого начала она сталкивается с враждебностью сверстниц.

Учащиеся разыгрывают сцену из главы 3. Зачитывают отрывки из глав 4, 5.

3
Учащийся 1:

Лиза пытается быть как все, но в то же время не нарушать своих жизненных принципов. Героине приходится сделать выбор: отомстить обидчикам или простить их. Великодушие девочки дарит ей друзей и уважение одноклассниц.

4
Ведущий:

Из своего времени Ло спешит преподать нам урок доброты. Откройте, пожалуйста, свои читательские дневники. Сегодня мы составим памятку «Как справляться с неприятностями» и запишем в нее советы от литературных героев.

Какой совет Лиза дает читателям?

Совет 1. Не нарушай своих жизненных принципов. Будь великодушным к своим обидчикам.

5
Ведущий:

Быть жертвой травли невыносимо. Кажется, что остаешься один на один с проблемой, не знаешь, куда идти, что делать, у кого просить помощи. В такой ситуации оказалась и Лена Бессольцева – героиня повести Владимира Карповича Железникова «Чучело». Написал он ее на основе случая, который произошел с его собственной внучкой.

В 1983 году вышел одноименный художественный фильм Роллана Быкова, в котором главные роли сыграли Юрий Никулин и Кристина Орбакайте.

6
Учащийся 2:

История, которая произошла с главной героиней, дана в форме ее исповеди. Лена Бессольцева – новенькая в шестом классе. И вроде отношения с одноклассниками у нее складываются нормально. Но однажды все меняется: ее обвиняют в том, чего она не совершала.

Учащиеся разыгрывают сцену из главы 6 – ребята сбегают с урока, разговор Димы Сомова с Маргаритой Ивановной; из главы 7 – ученики узнают, что не едут в Москву, Железная Кнопка проводит расследование.

7
Учащийся 2:

Лена взяла вину Димы на себя. Она во всем верила ему, считала его смелым и справедливым. Лена была уверена, что Димка расскажет ребятам всю правду, только чуть-чуть придет в себя. Ей не просто объявили бойкот, класс гонял ее по улицам города, как зайца. Все кричали на нее, обзывая Чучелом. Но Лена терпела, надеясь, что скоро Димка расскажет всю правду и все встанет на свои места. Но Димка трусил и вел двойную игру. Самое страшное для Лены, что тот, в кого она верила, согласился поджечь костер с чучелом.

Покажите эпизод фильма, в котором ученики сжигают чучело.

8
Ведущий:

Эта история показывает, насколько жестокими и подлыми могут быть подростки, но и вселяет веру в доброту и благородство людей.

Какой совет дает нам Лена Бессольцева?

Совет 2. Не будь жестоким. Будь внимательным к окружающим. Думай о последствиях своих действий и учись отвечать за свои поступки.

9
Ведущий:

Никто не хочет быть жертвой издевательств. Если такое случается – важно постараться изменить ситуацию. Представьте себе самого доброго и обаятельного мальчишку, которого только можно вообразить… Представили?.. А теперь познакомьтесь – Август Пулман, герой повести американской писательницы Р. Дж. Паласио «Чудо». Ему десять лет, он обожает своего пса и фанатеет от «Звездных войн».

10
Учащийся 3:

Августа очень любят родные. Но когда он смотрит на остальных людей, в их глазах видит отвращение, неприязнь и даже страх. А все потому, что из-за редкого генетического заболевания его лицо похоже на картины художников-авангардистов: нос, рот, уши словно поменялись местами. Мальчик перенес 27 операций и никогда не ходил в обычную школу. Но вот вроде со здоровьем у Августа стало все в порядке, и он собрался пойти в пятый класс.

11
Учащийся 4:

В школе его обходили стороной, как будто он заразен, боялись до него дотрагиваться и даже придумали глупую игру «Чума». Угадайте, кто был чумой?.. Представьте, что на вас каждый день показывают пальцем и шепчутся о том, какой ты урод!.. Что бы вы чувствовали?.. А Август терпел и прощал, не терял оптимизма и… заводил друзей. Да! Перед его добротой невозможно было устоять. Первыми это поняли Джек и Джун. Втроем ребята много пережили – против них была вся школа! Но вместе они справились с издевательствами и насмешками.

Какой совет дает Август Пулман?

Совет 3. Не смей чувствовать себя жертвой! Учись прощать и дарить доброту всем вокруг. И тогда даже обидчик станет твоим другом.

12
Ведущий:

А вот с Ленькой, героем повести армянской писательницы Виктории Николаевны Вартан «Заморыш», все случилось по-другому.

13
Учащийся 5:

Над Ленькой издевались всегда – в интернате, в школе. И в пионерском лагере он тоже стал жертвой. Да и как над ним не издеваться? Ведь Ленька сам себя не любит! Он считает, что нет в нем ничего хорошего, только что-то жалкое, вызывающее насмешку. Не понимал мальчик, что никто не заслуживает издевательств! А за себя нужно бороться, иногда кулаками, иногда словами, иногда просто чувствовать, что обидчики не правы! Ленька выбрал другой путь: он стал доносить и подлизываться, подличать. Даже когда у него появился друг, он струсил и не смог сберечь дружбу.

О чем эта история? Какой совет вы получили?

Совет 4. Борись за себя. Пытайся изменить ситуацию – иначе ситуация изменит тебя. Ни один человек не заслуживает издевательского отношения к себе.

14
Ведущий:

А вот у героя книги американского писателя Карла Хайасена «У-гу» свой способ справляться с неприятностями.

15
Учащийся 6:

Рой Эберхард считает себя профи по общению с обидчиками. Мальчик не первый раз меняет школу и знает, что всегда попадется драчливый одноклассник, который будет над тобой издеваться. Его никогда не подводило простое правило: «В этом деле главное не сдаваться, и они оставят тебя в покое и переключатся на кого-нибудь другого. Но самому задирать их – дело опасное».

А еще Рой считал, что важно найти себе друзей! И это может случиться в любой момент. Так и получилось. Недавно переехавший во Флориду Рой заметил бегущего мимо мальчика, когда верзила-однокашник прижал его к окну школьного автобуса, и ему, хочешь не хочешь, пришлось в него смотреть. Мальчик был необычный – босой, отчаянный и, как выяснилось позже, никому не известный. Новеньким не так уж легко завести друзей. Может быть, поэтому Рой и решил разузнать, кто этот таинственный бегун. Поиски привели его к совиным норам, аллигаторам в туалете, девочкам, способным прокусить велосипедную шину, и расследованию одного очень важного и немного опасного дела.

16
Ведущий:

Но главное, Рой всегда придерживался одного правила.

Какой совет от Роя Эберхарда занесем в памятку?

Совет 5. Помоги другому – и это поможет тебе!

Ребята, вы не раз, наверное, слышали выражение «белая ворона». А кого так называют?.. Вот такой «белой вороной» поначалу был Гриша Крупицин – герой повести Олега Раина «Человек Дейтерия».

Учащийся зачитывает отрывок из повести – со слов «Гриша Крупицин уже точно не помнил, когда он впервые превратился в невидимку…» и до «Он даже реветь перестал, потому что детским своим умишком внезапно понял: его НЕ ВИДЯТ и НЕ СЛЫШАТ! Даже родные люди».

17
Учащийся 7:

Самое удивительное для Гриши было то, что его невидимость не распространялась на обидчиков. Его колотили все кому не лень, даже некоторые из девочек. Чувствовал Гришка себя незначительным, ненужным.

18
Учащийся 8:

Но однажды совершенно случайно выяснилось, что у мальчика уникальный художественный дар. Он рисует так, как никто другой не может. А самое главное – у него появился друг! Степка. Он и с обидчиками помог разобраться, и научил, как постоять за себя. И поверил Гришка в свою уникальность! Его стали уважать одноклассники, замечать учителя, и обидчиков своих он на место поставил.

Чему учит нас история Гриши Крупицина?

Совет 6. Помни: ты уникален и неповторим! Если человек знает это, он и себе помочь сможет, и слабого в обиду не даст!

19
Ведущий:

Каждый из вас, ребята, уникальный и неповторимый! Следующую историю рассказала Екатерина Мурашова в своей повести «Класс коррекции». В 2014 году одноименный фильм по этой повести стал победителем Международного кинофестиваля, который проходил в Марокко, в городе в Марракеше.

20
Учащийся 9:

Е-класс – класс изгоев. Здесь нет благополучных подростков, у каждого своя проблема: со здоровьем, с поведением, в семье. Травят их тоже коллективно – и дети, и взрослые. Помощи ребятам ждать неоткуда, но они привыкли. И вот в такой класс приходит Юрка – инвалид-колясочник. Добрый, светлый, смешливый мальчишка. Он сразу нашел себе друзей. Давал всем желающим кататься на своей коляске. Но нашлись и те, кто высмеивал, передразнивал мальчишку, указывал пальцем, издевался над ним.

Учащийся зачитывает отрывок из главы 3 – со слов «Дальше так и было. Юра иногда приезжал в школу с коляской, иногда приходил на таких сложных костылях, в которые вставлялись руки и локти…» и до «Сами понимаете, в другой раз эти кретины Юру уже не передразнивали. Всем же хочется умными казаться».

21
Учащийся 9:

А еще у Юрки был свой волшебный мир, в котором возможно все! И этим миром он поделился со всем классом!

Поставьте отрывок из художественного фильма «Класс коррекции» (режиссер И. Твердовский, киностудия «Новые люди», 2014 год).

22
Ведущий:

Чему учит нас история Юры?

Совет 7. Поделись частичкой своего мира с тем, кто рядом. Просто улыбнись ему.

23
Ведущий:

В ситуации, когда задирают не тебя, а одноклассника, друга, просто хорошего знакомого, тоже непросто. Противоречивые желания помочь и не оказаться на месте преследуемого, не прослыть ябедой, не навредить своими действиями еще больше приводят к растерянности и беспомощности, которая превращает человека в такую же жертву. И все же самая незавидная роль в школьной травле у обидчика! Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

Человек, у которого все в порядке, станет нападать на беззащитного? Счастливые люди так делают?

Его же никто не любит, все боятся и ненавидят. Вряд ли кому-то это нравится. Но вдруг можно ему помочь?.. Помочь перестать быть монстром?..

24
Учащийся 10:

Брэдли, героя повести американского писателя Луиса Сашара «Я не верю в монстров», все считают монстром. Да он и сам не отрицает. Думаете, просто быть монстром?.. Во-первых, ты всегда один и вокруг никого нет. От этого хочется залезть в шкаф и не вылезать оттуда. Но кто-то взял и придумал, чтобы монстры тоже ходили в школу. Вот и приходится Брэдли Джонсу сидеть на уроке.

Во-вторых, нужно делать безразличный вид, когда никто не хочет садиться с тобой и даже всего лишь улыбнуться. В-третьих, никогда не делать уроки и все контрольные разрезать на кусочки. В-четвертых, врать. Ведь даже монстры не хотят расстраивать маму. В-пятых, научиться метко плеваться. В-шестых, всех ненавидеть. Ведь если ты всех ненавидишь, то тебе все равно, что они думают, а их издевательства тебя не трогают…

25
Учащийся 11:

Можно продолжать и продолжать доводы Брэдли. Но вот однажды появился человек, который убедил мальчика в том, что и его можно любить и что монстров не существует. Их создают другие люди, когда не видят в ком-то хорошее.

26
Ведущий:

Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос.

Можно не любить человека за цвет волос?

А вот Светку, героиню рассказа Елены Глебовой «Не пускайте Рыжую на озеро», не любят, потому что она рыжая. Вся в веснушках, а глаза зеленые, как у лягушки. Да и одевается она так себе – единственные джинсы, и те линялые. Понятно, что такую дразнить будут. Особенно девчонки. Никто ее в походы не зовет, а она все равно ходит! Да еще и песни поет. Вот и пришлось проучить ее, чтобы отпало желание распугивать своим пением рыбу на озере…

Учащиеся разыгрывают сцену на теплоходе.

27
Ведущий:

Только после окончания школы одноклассники поняли, что опростоволосились. Никакая Светка не рыжая, а золотая – как все звезды!

Учащийся зачитывает отрывок из рассказа – со слов «А еще через пять лет произошла вот такая история…» и до «А рыжие мы. Весь класс рыжий».

28
Ведущий:

Какой вывод можно сделать из этой истории?

Совет 8. Думай, как поступить сегодня, чтобы не жалеть о своих поступках в будущем.

29
Ведущий:

В буллинге нет победителей! От него страдают все – жертвы, наблюдатели, обидчики. И если не справиться с подобной ситуацией, последствия будут влиять на всю дальнейшую жизнь. Так что же делать?

К сожалению, готового однозначного ответа нет. Но абсолютно точно – бездействие может привести к большой трагедии!

Сегодня вы услышали истории разных героев, таких же детей и подростков, как и вы. Каждый из них находил свой способ взаимодействия с окружающими.

Кто из литературных героев, о которых мы говорили, вам понравился больше? Почему? Сталкивались ли вы с ситуациями, когда группа учащихся издевалась над кем-то из учеников? Что бы вы сказали одной и другой стороне?

Надеюсь, когда вы увидели ситуации с разных сторон, познакомились с вариантами и способами действий, вы научитесь находить выход в сложных жизненных обстоятельствах, научитесь общаться со своими сверстниками. И мне хочется верить, что вы захотите прочитать эти и другие истории.

Ведущий раздает учащимся список литературы по теме конференции. В заключение поставьте последние эпизоды из художественного фильма «Чучело» – когда 6 «Б» просит прощения.

30

Елена Гизун,
ведущий библиограф информационно-библиографического отдела Мурманской областной детско-юношеской библиотеки