Воспользуйтесь готовым сценарием читательской конференции. Обсудите с учащимися художественные произведения о буллинге в школе. В статье есть полный список книг по этой теме. Они вошли в сборник «Буллинг-story: как не стать жертвой». Сборник подготовили сотрудники Мурманской областной детско-юношеской библиотеки. Чтобы вызвать интерес учащихся к конференции, следуйте рекомендациям.
Здравствуйте, ребята. Наверняка, многие из вас были свидетелями ситуаций, когда учащиеся в классе объединялись против одного ученика и каждый день насмехались над ним, дразнили, задирали. Знакомо?.. Увы, подобные ситуации сегодня стали распространенными. Для этого явления даже есть определение. Ответьте, пожалуйста, на вопрос.
Этим понятием обозначают агрессивное преследование, травлю одного или нескольких членов коллектива. Оскорбления, унижения, шантаж, угрозы, бойкот, физическое насилие, преследование в интернете – все это формы буллинга. Сегодня мы обсудим эту проблему и способы выхода из подобных ситуаций на примере историй литературных героев.
Травля появилась не сегодня. Давайте перенесемся в XIX век, в эпоху благородных девиц. Да, они тоже вели себя скверно! И это в полной мере ощутила Лиза, или Ло, как называла ее бабушка, – главная героиня повести Лидии Алексеевны Чарской «Некрасивая».
Лиза – хорошая, но обделенная красотой девушка. Обстоятельства вынуждают ее оставить уютный пансион и поступить на учебу в Институт благородных девиц. Казалось бы, доброе сердце и скромный характер четырнадцатилетней Ло должны были помочь завести друзей, освоиться в новой обстановке. Но с самого начала она сталкивается с враждебностью сверстниц.
Из своего времени Ло спешит преподать нам урок доброты. Откройте, пожалуйста, свои читательские дневники. Сегодня мы составим памятку «Как справляться с неприятностями» и запишем в нее советы от литературных героев.
Какой совет Лиза дает читателям?
Совет 1. Не нарушай своих жизненных принципов. Будь великодушным к своим обидчикам.
Быть жертвой травли невыносимо. Кажется, что остаешься один на один с проблемой, не знаешь, куда идти, что делать, у кого просить помощи. В такой ситуации оказалась и Лена Бессольцева – героиня повести Владимира Карповича Железникова «Чучело». Написал он ее на основе случая, который произошел с его собственной внучкой.
В 1983 году вышел одноименный художественный фильм Роллана Быкова, в котором главные роли сыграли Юрий Никулин и Кристина Орбакайте.
Лена взяла вину Димы на себя. Она во всем верила ему, считала его смелым и справедливым. Лена была уверена, что Димка расскажет ребятам всю правду, только чуть-чуть придет в себя. Ей не просто объявили бойкот, класс гонял ее по улицам города, как зайца. Все кричали на нее, обзывая Чучелом. Но Лена терпела, надеясь, что скоро Димка расскажет всю правду и все встанет на свои места. Но Димка трусил и вел двойную игру. Самое страшное для Лены, что тот, в кого она верила, согласился поджечь костер с чучелом.
Никто не хочет быть жертвой издевательств. Если такое случается – важно постараться изменить ситуацию. Представьте себе самого доброго и обаятельного мальчишку, которого только можно вообразить… Представили?.. А теперь познакомьтесь – Август Пулман, герой повести американской писательницы Р. Дж. Паласио «Чудо». Ему десять лет, он обожает своего пса и фанатеет от «Звездных войн».
Августа очень любят родные. Но когда он смотрит на остальных людей, в их глазах видит отвращение, неприязнь и даже страх. А все потому, что из-за редкого генетического заболевания его лицо похоже на картины художников-авангардистов: нос, рот, уши словно поменялись местами. Мальчик перенес 27 операций и никогда не ходил в обычную школу. Но вот вроде со здоровьем у Августа стало все в порядке, и он собрался пойти в пятый класс.
В школе его обходили стороной, как будто он заразен, боялись до него дотрагиваться и даже придумали глупую игру «Чума». Угадайте, кто был чумой?.. Представьте, что на вас каждый день показывают пальцем и шепчутся о том, какой ты урод!.. Что бы вы чувствовали?.. А Август терпел и прощал, не терял оптимизма и… заводил друзей. Да! Перед его добротой невозможно было устоять. Первыми это поняли Джек и Джун. Втроем ребята много пережили – против них была вся школа! Но вместе они справились с издевательствами и насмешками.
Какой совет дает Август Пулман?
Совет 3. Не смей чувствовать себя жертвой! Учись прощать и дарить доброту всем вокруг. И тогда даже обидчик станет твоим другом.
Над Ленькой издевались всегда – в интернате, в школе. И в пионерском лагере он тоже стал жертвой. Да и как над ним не издеваться? Ведь Ленька сам себя не любит! Он считает, что нет в нем ничего хорошего, только что-то жалкое, вызывающее насмешку. Не понимал мальчик, что никто не заслуживает издевательств! А за себя нужно бороться, иногда кулаками, иногда словами, иногда просто чувствовать, что обидчики не правы! Ленька выбрал другой путь: он стал доносить и подлизываться, подличать. Даже когда у него появился друг, он струсил и не смог сберечь дружбу.
О чем эта история? Какой совет вы получили?
Совет 4. Борись за себя. Пытайся изменить ситуацию – иначе ситуация изменит тебя. Ни один человек не заслуживает издевательского отношения к себе.
Рой Эберхард считает себя профи по общению с обидчиками. Мальчик не первый раз меняет школу и знает, что всегда попадется драчливый одноклассник, который будет над тобой издеваться. Его никогда не подводило простое правило: «В этом деле главное не сдаваться, и они оставят тебя в покое и переключатся на кого-нибудь другого. Но самому задирать их – дело опасное».
А еще Рой считал, что важно найти себе друзей! И это может случиться в любой момент. Так и получилось. Недавно переехавший во Флориду Рой заметил бегущего мимо мальчика, когда верзила-однокашник прижал его к окну школьного автобуса, и ему, хочешь не хочешь, пришлось в него смотреть. Мальчик был необычный – босой, отчаянный и, как выяснилось позже, никому не известный. Новеньким не так уж легко завести друзей. Может быть, поэтому Рой и решил разузнать, кто этот таинственный бегун. Поиски привели его к совиным норам, аллигаторам в туалете, девочкам, способным прокусить велосипедную шину, и расследованию одного очень важного и немного опасного дела.
Но главное, Рой всегда придерживался одного правила.
Какой совет от Роя Эберхарда занесем в памятку?
Совет 5. Помоги другому – и это поможет тебе!
Ребята, вы не раз, наверное, слышали выражение «белая ворона». А кого так называют?.. Вот такой «белой вороной» поначалу был Гриша Крупицин – герой повести Олега Раина «Человек Дейтерия».
Но однажды совершенно случайно выяснилось, что у мальчика уникальный художественный дар. Он рисует так, как никто другой не может. А самое главное – у него появился друг! Степка. Он и с обидчиками помог разобраться, и научил, как постоять за себя. И поверил Гришка в свою уникальность! Его стали уважать одноклассники, замечать учителя, и обидчиков своих он на место поставил.
Чему учит нас история Гриши Крупицина?
Совет 6. Помни: ты уникален и неповторим! Если человек знает это, он и себе помочь сможет, и слабого в обиду не даст!
Е-класс – класс изгоев. Здесь нет благополучных подростков, у каждого своя проблема: со здоровьем, с поведением, в семье. Травят их тоже коллективно – и дети, и взрослые. Помощи ребятам ждать неоткуда, но они привыкли. И вот в такой класс приходит Юрка – инвалид-колясочник. Добрый, светлый, смешливый мальчишка. Он сразу нашел себе друзей. Давал всем желающим кататься на своей коляске. Но нашлись и те, кто высмеивал, передразнивал мальчишку, указывал пальцем, издевался над ним.
В ситуации, когда задирают не тебя, а одноклассника, друга, просто хорошего знакомого, тоже непросто. Противоречивые желания помочь и не оказаться на месте преследуемого, не прослыть ябедой, не навредить своими действиями еще больше приводят к растерянности и беспомощности, которая превращает человека в такую же жертву. И все же самая незавидная роль в школьной травле у обидчика! Ответьте, пожалуйста, на вопросы.
Человек, у которого все в порядке, станет нападать на беззащитного? Счастливые люди так делают?
Его же никто не любит, все боятся и ненавидят. Вряд ли кому-то это нравится. Но вдруг можно ему помочь?.. Помочь перестать быть монстром?..
Брэдли, героя повести американского писателя Луиса Сашара «Я не верю в монстров», все считают монстром. Да он и сам не отрицает. Думаете, просто быть монстром?.. Во-первых, ты всегда один и вокруг никого нет. От этого хочется залезть в шкаф и не вылезать оттуда. Но кто-то взял и придумал, чтобы монстры тоже ходили в школу. Вот и приходится Брэдли Джонсу сидеть на уроке.
Во-вторых, нужно делать безразличный вид, когда никто не хочет садиться с тобой и даже всего лишь улыбнуться. В-третьих, никогда не делать уроки и все контрольные разрезать на кусочки. В-четвертых, врать. Ведь даже монстры не хотят расстраивать маму. В-пятых, научиться метко плеваться. В-шестых, всех ненавидеть. Ведь если ты всех ненавидишь, то тебе все равно, что они думают, а их издевательства тебя не трогают…
Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос.
Можно не любить человека за цвет волос?
А вот Светку, героиню рассказа Елены Глебовой «Не пускайте Рыжую на озеро», не любят, потому что она рыжая. Вся в веснушках, а глаза зеленые, как у лягушки. Да и одевается она так себе – единственные джинсы, и те линялые. Понятно, что такую дразнить будут. Особенно девчонки. Никто ее в походы не зовет, а она все равно ходит! Да еще и песни поет. Вот и пришлось проучить ее, чтобы отпало желание распугивать своим пением рыбу на озере…
В буллинге нет победителей! От него страдают все – жертвы, наблюдатели, обидчики. И если не справиться с подобной ситуацией, последствия будут влиять на всю дальнейшую жизнь. Так что же делать?
К сожалению, готового однозначного ответа нет. Но абсолютно точно – бездействие может привести к большой трагедии!
Сегодня вы услышали истории разных героев, таких же детей и подростков, как и вы. Каждый из них находил свой способ взаимодействия с окружающими.
Кто из литературных героев, о которых мы говорили, вам понравился больше? Почему? Сталкивались ли вы с ситуациями, когда группа учащихся издевалась над кем-то из учеников? Что бы вы сказали одной и другой стороне?
Надеюсь, когда вы увидели ситуации с разных сторон, познакомились с вариантами и способами действий, вы научитесь находить выход в сложных жизненных обстоятельствах, научитесь общаться со своими сверстниками. И мне хочется верить, что вы захотите прочитать эти и другие истории.
Елена Гизун,
ведущий библиограф информационно-библиографического отдела Мурманской областной детско-юношеской библиотеки
Эпиграф конференции: эпизоды из художественного фильма «Чучело» (режиссер Р. Быков, 1983 год).