биология 8 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания.
Программа по биологии направлена на формирование естественно-научной грамотности
обучающихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе по
биологии учитываются возможности учебного предмета в реализации требований ФГОС ООО к
планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация
межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего
образования.
В программе по биологии определяются основные цели изучения биологии на уровне
основного общего образования, планируемые результаты освоения программы по биологии:
личностные, метапредметные, предметные.
Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:
формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических
систем разного уровня организации;
формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма
человека, условиях сохранения его здоровья;
формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических
систем, в том числе организма человека;
формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области
биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного
организма;
формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение
биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в
природе;
формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны
окружающей среды.
Достижение целей программы по биологии обеспечивается решением следующих задач:
приобретение обучающимися знаний о живой природе, закономерностях строения,
жизнедеятельности и средообразующей роли организмов, человеке как биосоциальном существе, о
роли биологической науки в практической деятельности людей;
овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования
и наблюдения за состоянием собственного организма;
освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных
достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание;
воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению
собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Общее число часов, отведенных для изучения биологии составляет в 8 классе – 68 часов (2 часа
в неделю).
Предлагаемый в программе по биологии перечень лабораторных и практических работ
является рекомендательным, учитель делает выбор проведения лабораторных работ и опытов с
учётом индивидуальных особенностей обучающихся, списка экспериментальных заданий,
предлагаемых в рамках основного государственного экзамена по биологии. Основная часть
практических работ будет выполняться с использованием оборудования Центра «Точка роста».

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 8 КЛАССЕ
1. Человек – биосоциальный вид
Науки о человеке (анатомия, физиология, психология, антропология, гигиена, санитария,
экология человека). Методы изучения организма человека. Значение знаний о человеке для
самопознания и сохранения здоровья. Особенности человека как биосоциального существа.
Место человека в системе органического мира. Человек как часть природы. Систематическое
положение современного человека. Сходство человека с млекопитающими. Отличие человека от
приматов. Доказательства животного происхождения человека. Человек разумный. Антропогенез,
его этапы. Биологические и социальные факторы становления человека. Человеческие расы.
2. Структура организма человека
Строение и химический состав клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
Многообразие клеток, их деление. Нуклеиновые кислоты. Гены. Хромосомы. Хромосомный набор.
Митоз, мейоз. Соматические и половые клетки. Стволовые клетки. Типы тканей организма человека:
эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Свойства тканей, их функции. Органы и
системы органов. Организм как единое целое. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза.
Лабораторные и практические работы.
Изучение микроскопического строения тканей (на готовых микропрепаратах).
Распознавание органов и систем органов человека (по таблицам).
3. Нейрогуморальная регуляция
Нервная система человека, её организация и значение. Нейроны, нервы, нервные узлы.
Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Рецепторы. Двухнейронные и трёхнейронные рефлекторные дуги. Спинной мозг, его строение
и функции. Рефлексы спинного мозга. Головной мозг, его строение и функции. Большие полушария.
Рефлексы головного мозга. Безусловные (врождённые) и условные (приобретённые) рефлексы.
Соматическая нервная система. Вегетативная (автономная) нервная система. Нервная система как
единое целое. Нарушения в работе нервной системы.
Гуморальная регуляция функций. Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Железы
смешанной секреции. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма, роста и
развития. Нарушение в работе эндокринных желёз. Особенности рефлекторной и гуморальной
регуляции функций организма.
Лабораторные и практические работы.
Изучение головного мозга человека (по муляжам).
Изучение изменения размера зрачка в зависимости от освещённости.
4. Опора и движение
Значение опорно-двигательного аппарата. Скелет человека, строение его отделов и функции.
Кости, их химический состав, строение. Типы костей. Рост костей в длину и толщину. Соединение
костей. Скелет головы. Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов. Особенности скелета
человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.
Мышечная система. Строение и функции скелетных мышц. Работа мышц: статическая и
динамическая, мышцы сгибатели и разгибатели. Утомление мышц. Гиподинамия. Роль двигательной
активности в сохранении здоровья.
Нарушения опорно-двигательной системы. Возрастные изменения в строении костей.
Нарушение осанки. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.
Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Лабораторные и практические работы.
Исследование свойств кости.

Изучение строения костей (на муляжах).
Изучение строения позвонков (на муляжах).
Определение гибкости позвоночника.
Измерение массы и роста своего организма.
Изучение влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц.
Выявление нарушения осанки.
Определение признаков плоскостопия.
Оказание первой помощи при повреждении скелета и мышц.
5. Внутренняя среда организма
Внутренняя среда и её функции. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты и
тромбоциты. Малокровие, его причины. Красный костный мозг, его роль в организме. Плазма крови.
Постоянство внутренней среды (гомеостаз). Свёртывание крови. Группы крови. Резус-фактор.
Переливание крови. Донорство.
Иммунитет и его виды. Факторы, влияющие на иммунитет (приобретённые иммунодефициты):
радиационное облучение, химическое отравление, голодание, воспаление, вирусные заболевания,
ВИЧ-инфекция. Вилочковая железа, лимфатические узлы. Вакцины и лечебные сыворотки. Значение
работ Л. Пастера и И.И. Мечникова по изучению иммунитета.
Лабораторные и практические работы.
Изучение микроскопического строения крови человека и лягушки (сравнение) на готовых
микропрепаратах.
6. Кровообращение
Органы кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Сердечный цикл, его
длительность. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Пульс.
Лимфатическая система, лимфоотток. Регуляция деятельности сердца и сосудов. Гигиена сердечнососудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при
кровотечениях.
Лабораторные и практические работы.
Измерение кровяного давления.
Определение пульса и числа сердечных сокращений в покое и после дозированных физических
нагрузок у человека.
Первая помощь при кровотечениях.
7. Дыхание
Дыхание и его значение. Органы дыхания. Лёгкие. Взаимосвязь строения и функций органов
дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Жизненная ёмкость лёгких. Механизмы дыхания.
Дыхательные движения. Регуляция дыхания.
Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно-капельных
инфекций. Вред табакокурения, употребления наркотических и психотропных веществ. Реанимация.
Охрана воздушной среды. Оказание первой помощи при поражении органов дыхания.
Лабораторные и практические работы.
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
Определение частоты дыхания. Влияние различных факторов на частоту дыхания.
8. Питание и пищеварение
Питательные вещества и пищевые продукты. Питание и его значение. Пищеварение. Органы
пищеварения, их строение и функции. Ферменты, их роль в пищеварении. Пищеварение в ротовой
полости. Зубы и уход за ними. Пищеварение в желудке, в тонком и в толстом кишечнике.

Всасывание питательных веществ. Всасывание воды. Пищеварительные железы: печень и
поджелудочная железа, их роль в пищеварении.
Микробиом человека – совокупность микроорганизмов, населяющих организм человека.
Регуляция пищеварения. Методы изучения органов пищеварения. Работы И.П. Павлова.
Гигиена питания. Предупреждение глистных и желудочно-кишечных заболеваний, пищевых
отравлений. Влияние курения и алкоголя на пищеварение.
Лабораторные и практические работы.
Исследование действия ферментов слюны на крахмал.
Наблюдение действия желудочного сока на белки.
9. Обмен веществ и превращение энергии
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Пластический и энергетический
обмен. Обмен воды и минеральных солей. Обмен белков, углеводов и жиров в организме. Регуляция
обмена веществ и превращения энергии.
Витамины и их роль для организма. Поступление витаминов с пищей. Синтез витаминов в
организме. Авитаминозы и гиповитаминозы. Сохранение витаминов в пище.
Нормы и режим питания. Рациональное питание – фактор укрепления здоровья. Нарушение
обмена веществ.
Лабораторные и практические работы.
Исследование состава продуктов питания.
Составление меню в зависимости от калорийности пищи.
Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах.
10. Кожа
Строение и функции кожи. Кожа и её производные. Кожа и терморегуляция. Влияние на кожу
факторов окружающей среды.
Закаливание и его роль. Способы закаливания организма. Гигиена кожи, гигиенические
требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждения. Профилактика и первая
помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях.
Лабораторные и практические работы.
Исследование с помощью лупы тыльной и ладонной стороны кисти.
Определение жирности различных участков кожи лица.
Описание мер по уходу за кожей лица и волосами в зависимости от типа кожи.
Описание основных гигиенических требований к одежде и обуви.
11. Выделение
Значение выделения. Органы выделения. Органы мочевыделительной системы, их строение и
функции. Микроскопическое строение почки. Нефрон. Образование мочи. Регуляция
мочеобразования и мочеиспускания. Заболевания органов мочевыделительной системы, их
предупреждение.
Лабораторные и практические работы.
Определение местоположения почек (на муляже).
Описание мер профилактики болезней почек.
12. Размножение и развитие
Органы репродукции, строение и функции. Половые железы. Половые клетки.
Оплодотворение. Внутриутробное развитие. Влияние на эмбриональное развитие факторов
окружающей среды. Роды. Лактация. Рост и развитие ребёнка. Половое созревание. Наследование
признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Набор хромосом,

половые хромосомы, гены. Роль генетических знаний для планирования семьи. Инфекции,
передающиеся половым путём, их профилактика.
Лабораторные и практические работы.
Описание основных мер по профилактике инфекционных вирусных заболеваний: СПИД и
гепатит.
13. Органы чувств и сенсорные системы
Органы чувств и их значение. Анализаторы. Сенсорные системы. Глаз и зрение. Оптическая
система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы. Зрительное восприятие. Нарушения зрения и их
причины. Гигиена зрения.
Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Механизм работы слухового анализатора.
Слуховое восприятие. Нарушения слуха и их причины. Гигиена слуха.
Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие
сенсорных систем организма.
Лабораторные и практические работы
Определение остроты зрения у человека.
Изучение строения органа зрения (на муляже и влажном препарате).
Изучение строения органа слуха (на муляже).
14. Поведение и психика
Психика и поведение человека. Потребности и мотивы поведения. Социальная
обусловленность поведения человека. Рефлекторная теория поведения. Высшая нервная
деятельность человека, работы И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Механизм образования условных
рефлексов. Торможение. Динамический стереотип. Роль гормонов в поведении. Наследственные и
ненаследственные программы поведения у человека. Приспособительный характер поведения.
Первая и вторая сигнальные системы. Познавательная деятельность мозга. Речь и мышление.
Память и внимание. Эмоции. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент,
характер, одарённость. Типы высшей нервной деятельности и темперамента. Особенности психики
человека. Гигиена физического и умственного труда. Режим труда и отдыха. Сон и его значение.
Гигиена сна.
Лабораторные и практические работы.
Изучение кратковременной памяти.
Определение объёма механической и логической памяти.
Оценка сформированности навыков логического мышления.
15. Человек и окружающая среда
Человек и окружающая среда. Экологические факторы и их действие на организм человека.
Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Микроклимат жилых помещений.
Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Здоровье человека как социальная ценность. Факторы, нарушающие здоровье: гиподинамия,
курение, употребление алкоголя, наркотиков, несбалансированное питание, стресс. Укрепление
здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Культура
отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Всемирная организация
здравоохранения.
Человек как часть биосферы Земли. Антропогенные воздействия на природу. Урбанизация.
Цивилизация. Техногенные изменения в окружающей среде. Современные глобальные
экологические проблемы. Значение охраны окружающей среды для сохранения человечества.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования должно
обеспечить достижение следующих обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по биологии основного общего образования
должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и
проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
2) патриотического воспитания:
отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и
советских учёных в развитие мировой биологической науки;
3) духовно-нравственного воспитания:
готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм
экологической культуры;
понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии;
4) эстетического воспитания:
понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной
среде;
сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием;
6) трудового воспитания:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, населенного пункта, края) биологической и экологической направленности, интерес к
практическому изучению профессий, связанных с биологией;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей
среды;
осознание экологических проблем и путей их решения;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:

ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических
закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков
исследовательской деятельности;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
адекватная оценка изменяющихся условий;
принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа
биологической информации;
планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических
закономерностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по биологии основного общего образования,
должны отражать овладение следующими универсальными учебными действиями:
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений,
процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов,
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию,
мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта
(процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между
собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и
эксперимента;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения
практических и лабораторных работ;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие
и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, уметь

обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой;
овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические
знания;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом
биологическом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы по биологии к концу обучения в 8 классе:
характеризовать науки о человеке (антропологию, анатомию, физиологию, медицину, гигиену,
экологию человека, психологию) и их связи с другими науками и техникой;
объяснять положение человека в системе органического мира, его происхождение, отличия
человека от животных, приспособленность к различным экологическим факторам (человеческие
расы и адаптивные типы людей), родство человеческих рас;
приводить примеры вклада российских (в том числе И. М. Сеченов, И. П. Павлов, И. И.
Мечников, А. А. Ухтомский, П. К. Анохин) и зарубежных (в том числе У. Гарвей, К. Бернар, Л.
Пастер, Ч. Дарвин) учёных в развитие представлений о происхождении, строении,
жизнедеятельности, поведении, экологии человека;
применять биологические термины и понятия (в том числе: цитология, гистология, анатомия
человека, физиология человека, гигиена, антропология, экология человека, клетка, ткань, орган,
система органов, питание, дыхание, кровообращение, обмен веществ и превращение энергии,
движение, выделение, рост, развитие, поведение, размножение, раздражимость, регуляция,
гомеостаз, внутренняя среда, иммунитет) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
проводить описание по внешнему виду (изображению), схемам общих признаков организма
человека, уровней его организации: клетки, ткани, органы, системы органов, организм;
сравнивать клетки разных тканей, групп тканей, органы, системы органов человека; процессы
жизнедеятельности организма человека, делать выводы на основе сравнения;
различать биологически активные вещества (витамины, ферменты, гормоны), выявлять их роль
в процессе обмена веществ и превращения энергии;
характеризовать биологические процессы: обмен веществ и превращение энергии, питание,
дыхание, выделение, транспорт веществ, движение, рост, регуляция функций, иммунитет, поведение,
развитие, размножение человека;
выявлять причинно-следственные связи между строением клеток, органов, систем органов
организма человека и их функциями, между строением, жизнедеятельностью и средой обитания
человека;
применять биологические модели для выявления особенностей строения и функционирования
органов и систем органов человека;
объяснять нейрогуморальную регуляцию процессов жизнедеятельности организма человека;
характеризовать и сравнивать безусловные и условные рефлексы, наследственные и
ненаследственные программы поведения, особенности высшей нервной деятельности человека, виды
потребностей, памяти, мышления, речи, темпераментов, эмоций, сна, структуру функциональных
систем организма, направленных на достижение полезных приспособительных результатов;
различать наследственные и ненаследственные (инфекционные, неинфекционные) заболевания
человека, объяснять значение мер профилактики в предупреждении заболеваний человека;
выполнять практические и лабораторные работы по морфологии, анатомии, физиологии и
поведению человека, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и

временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и
инструментов цифровой лаборатории;
решать качественные и количественные задачи, используя основные показатели здоровья
человека, проводить расчёты и оценивать полученные значения;
аргументировать основные принципы здорового образа жизни, методы защиты и укрепления
здоровья человека: сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, занятия
физкультурой и спортом, рациональная организация труда и полноценного отдыха, позитивное
эмоционально-психическое состояние;
использовать приобретённые знания и умения для соблюдения здорового образа жизни,
сбалансированного питания, физической активности, стрессоустойчивости, для исключения вредных
привычек, зависимостей;
владеть приёмами оказания первой помощи человеку при потере сознания, солнечном и
тепловом ударе, отравлении, утоплении, кровотечении, травмах мягких тканей, костей скелета,
органов чувств, ожогах и отморожениях;
демонстрировать на конкретных примерах связь знаний наук о человеке со знаниями
предметов естественно-научного и гуманитарного циклов, различных видов искусства, технологии,
основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры;
использовать методы биологии: наблюдать, измерять, описывать организм человека и
процессы его жизнедеятельности, проводить простейшие исследования организма человека и
объяснять их результаты;
соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием,
химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности;
владеть приёмами работы с информацией: формулировать основания для извлечения и
обобщения информации из нескольких (4–5) источников; преобразовывать информацию из одной
знаковой системы в другую;
создавать письменные и устные сообщения, используя понятийный аппарат изученного раздела
биологии, сопровождать выступление презентацией с учётом особенностей аудитории обучающихся.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС
Количество часов

№
п/п

Наименование разделов и тем программы

1

Человек — биосоциальный вид

3

2

Структура организма человека

3

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

3

Нейрогуморальная регуляция

8

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

4

Опора и движение

5

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

5

Внутренняя среда организма

4

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

6

Кровообращение

4

1.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

7

Дыхание

4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

8

Питание и пищеварение

6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

9

Обмен веществ и превращение энергии

4

1.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

10

Кожа

5

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

11

Выделение

3

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

12

Размножение и развитие

5

0.5

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41aa8c
13

Органы чувств и сенсорные системы

5

1.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

14

Поведение и психика

6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

15

Человек и окружающая среда

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c
0

15

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС
№
п/
п

Количество часов
Тема урока

Все
го

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

Науки о человеке

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863df188

2

Структура тела. Человек как часть
природы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863df354

3

Антропогенез. Расы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863df354

4

Строение и химический состав клетки

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863df4a8

5

Типы тканей организма человека.
Практическая работа «Изучение
микроскопического строения тканей (на
готовых микропрепаратах)»

1

6

Органы и системы органов человека.
Уровни организации организма

1

7

Эндокринная система человека.
Особенности рефлекторной и
гуморальной регуляции функций
организма

1

8

Роль гормонов в обмене веществ, росте и
развитии организма

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e0c36

9

Нервная система человека, ее
организация и значение. Нервные клетки.
Рефлекс. Рецепторы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863dfc6e
https://m.edsoo.ru/863dfdb8

10

Вегетативная нервная система.

1

Библиотека ЦОК

0.5 (с
использованием
оборудования в

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863df606

центре ТР)

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863dfae8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e098e

Нейрогуморальная регуляция

https://m.edsoo.ru/863e0682

11

Спинной мозг, его строение и функции

12

Головной мозг, его строение и функции.
Практическая работа «Изучение
головного мозга человека (по муляжам)»

1

13

Контроль знаний по итогам 1-й четверти

1

14

Как действуют органы чувств и
анализаторы

1

15

Глаз и зрение. Практическая работа
«Изучение строения органа зрения (на
муляже и влажном препарате)»

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863dff0c

1
0.5 (с
использованием
оборудования в

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e00ba

центре ТР)

1

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e4fd4
0.5 (с
использованием
оборудования в

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e4fd4

центре ТР)

16

Механизм работы зрительного
анализатора. Гигиена зрения.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e50ec
https://m.edsoo.ru/863e51fa

17

Ухо и слух. Органы равновесия

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e5416

18

Мышечное чувство, осязание. Вкусовой и
обонятельный анализаторы.
Взаимодействие сенсорных систем
организма

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e5538
https://m.edsoo.ru/863e5538

19

Скелет. Кости, их химический состав,
строение. Типы костей. Практическая
работа «Исследование свойств кости»

1

20

Скелет головы и туловища

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e0d9e

21

Скелет конечностей

1

Библиотека ЦОК

0.5 (с
использованием
оборудования в

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e0d9e

центре ТР)

https://m.edsoo.ru/863e0d9e
22

Первая помощь при травмах: растяжении
связок, вывихах суставов, переломах
костей

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e15f0

23

Мышечная система человека.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e1398

24

Работа мышц

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e1398

25

Нарушение осанки и плоскостопие.
Развитие опорно-двигательной системы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e15f0

26

Контроль знаний по итогам 2-й четверти

1

27

Внутренняя среда организма и ее
функции. Состав крови. Лабораторная
работа «Изучение микроскопического
строения крови человека и лягушки»

1

28

Иммунитет и его виды

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e1942

29

Тканевая совместимость. Переливание
крови. Группы крови

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e182a

30

Органы кровообращения Строение и
работа сердца

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e1d70

31

Сосудистая система. Практические
работы «Измерение кровяного давления»,
«Определение пульса и числа сердечных
сокращений в покое и после
дозированных физических нагрузок у
человека»

1

Регуляция деятельности сердца и
сосудов. Профилактика сердечно-

1

32

1
0.5 (с
использованием
оборудования в
центре ТР)

0.5 (с
использованием
оборудования в

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e1712
https://m.edsoo.ru/863e1712

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e1e9c

центре ТР)

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e20d6

сосудистых заболеваний.
33

Первая помощь при кровотечениях.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e220c

34

Дыхание и его значение. Органы дыхания

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e231a

35

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и
тканях

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e231a

36

Механизмы дыхания. Регуляция дыхания

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e25fe

37

Заболевания органов дыхания и их
профилактика

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e2aae

38

Оказание первой помощи при поражении
органов дыхания

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e2e64

39

Питательные вещества и пищевые
продукты. Питание и его значение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e2f9a

40

Органы пищеварения, их строение и
функции

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e2f9a

41

Пищеварение в ротовой полости и в
желудке. Практическая работа
«Исследование действия ферментов
слюны на крахмал»

1

42

Пищеварение в кишечнике. Всасывание
питательных веществ

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e30d0

43

Регуляция пищеварения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e3422

44

Заболевания органов пищеварения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e3422

45

Контроль знаний по итогам 3-й четверти

1

0.5 (с
использованием
оборудования в

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e30d0

центре ТР)

1

46

Обмен веществ и превращение энергии в
организме человека.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e3792

47

Нормы и режим питания. Гигиена
питания

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e3666

48

Витамины и их роль для организма.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e39ae

49

Значение выделения. Органы
мочевыделительной системы, их
строение и функции.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e4516

50

Заболевания органов мочевыделительной
системы, их предупреждение.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e485e

51

Строение и функции кожи.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e3f76

52

Заболевания кожи и их предупреждение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e41ba

53

Гигиена кожи. Закаливание. Кожа и
терморегуляция

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e4084

54

Психика и поведение человека.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e5646

55

Врождённое и приобретённое поведение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e588a

56

Высшая нервная деятельность человека,
история ее изучения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e5768

57

Закономерности работы головного мозга

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e5768

58

Сон и бодрствование. Режим труда и
отдыха

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e5bf0

59

Особенности ВНД человека.
Познавательные процессы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e5ac4

60

Воля и эмоции. Память и внимание.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e5ac4

61

Психологические особенности личности

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e5ac4

62

Половая система человека

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e4ec6

63

Наследственные болезни, их причины.
Инфекции, передающиеся половым
путем, их профилактика.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e4ec6

64

Внутриутробное развитие организма.
Развитие после рождения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e4da4

65

Здоровье и образ жизни. О вреде
наркогенных веществ

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e5d12

66

Человек как часть биосферы Земли

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e600a

67

Контрольная работа за курс биологии 8
класса

1

68

Итоговый урок

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

1

4

7

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Биология: 8 класс: учебник / А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, В.С Кучменко. – 7-е изд.,
перераб. - Москва: Вентана-Граф, 2019

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
https://cdn.catalog.prosv.ru/attachment/bb7a544e82a3964d32a8060066d447d0a09fc78b.pdf
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://www.yaklass.ru/p/bioloa
https://resh.edu.ru/subject/5/5/
https://foxford.ru/wiki/biologiya
https://interneturok.ru/subject/biology/class/5
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Справочные таблицы;
Муляжи;
Влажные препараты;
Коллекции;
Демонстрационные модели

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ,
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Интерактивная доска;
Мультимедийный проектор;
Ноутбук;
Биологическая микролаборатория;
Набор микропрепаратов;
Учебные микроскопы
Оборудование школьного Центра «Точка роста».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».