Пояснительная записка
Настоящая программа соответствует ФГОС ООШ второго поколения.
Рабочая программа учебного предмета Русский язык разработана на основе примерной
программы по русскому языку (стандарты 2 поколения) основного общего образования, программы
по русскому языку авторов М.Т.Баранова, Т.Я.Ладыженской, Н.М.Шанского и обеспечена
учебником. Учебник «Русский язык» 8 класс /С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов,
Л.А.Чешко / 3-е издание; М.Просвещение 2022 г.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа учебного времени из расчета 3 часа в неделю в
соответствии с учебным планом МБОУ ООШ п. Тельмана
. Цель изучения русского языка в основной школе - воспитание духовно богатой, нравственно
ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского
сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно
относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство
общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство
освоения морально-этических норм, принятых в обществе.
Задачи:
•
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности
и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом
самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными
учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности,
самообразования;
•
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования,
развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать
языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение
объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и
пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования
лексики и фразеологии русского языка;
•
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой
культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения,
нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию,
осознание эстетической ценности родного языка;
совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к
сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
•
Общая характеристика программы
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также
преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний,
умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации
принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы
выстраивают обучение русскому языку в 8 классе на высоком, но доступном уровне трудности,
изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый
план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства
их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность
процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под
руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и
групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для
контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий. Для пробуждения познавательной
активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка,
прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь. Материал в программе
подается с учетом возрастных возможностей учащихся. В программе предусмотрены вводные уроки
о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами.
Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится
повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 8 классе в разделе
«Повторение изученного в 5–7 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано
необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном
обучения. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора
подобраны примеры из художественной литературы. Разделы учебника «Русский язык. 8 класс»
содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым
предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность
учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся,
формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать
последовательность действий, контролировать и др.). В программе также специально выделены часы
на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над
текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает
равномерность обучения речи, условия для его организации. В системе школьного образования
учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но
и средством обучения.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память
и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и
самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык
неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других
школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Форма
организации образовательного процесса: классно-урочная система. Технологии, используемые в
обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития
исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в
начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных,
словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих,
свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями тестов, проверочных работ,
комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант,
комплексный анализ текста.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного
образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,
гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты проявляются в:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести
самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свернутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом
замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение разными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных
правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять
полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на
уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты состоят в следующем:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка
русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь,
речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения;
разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной
литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста;
основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными),
нормами
речевого
этикета;
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное
употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7)
проведение
различных
видов
анализа
слова
(фонетического,
морфемного,
словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания
и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры,
принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового
оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону
речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Ученик научится:
- по фонетике: производить фонетический разбор слов;
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова разных частей речи;
- по лексике и фразеологии: употреблять фразеологизмы в соответствии с их лексическим
значением; пользоваться фразеологическим словарем; пользоваться этимологическим словарём;
- по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор
слов; различать словоизменение и словообразование;
- по морфологии: классифицировать части речи; составлять письменный и устный ответ о любой
части речи и её категориях;
- по синтаксису: различать и составлять разные виды словосочетаний; различать и составлять
разные виды простых предложений; предложения
со сравнительными оборотами; с
однородными членами; с обособленными членами, с вводными словами и обращениями; производить синтаксический разбор простых предложений.
- по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; обосновывать
выбор написания; правильно писать слова с изученными орфограммами; классифицировать
орфограммы по типам и видам; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно
писать изученные в 8-м классе слова с непроверяемыми написаниями; производить
орфографический разбор слов;
- по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и текстах;
пунктуационно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака
препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки
препинания по их функции; производить пунктуационный разбор
предложения;
- по связной речи, чтению и работе с информацией: использовать стилистически обоснованно
разные типы простого предложения, варианты форм сказуемого, варианты согласования
сказуемого с подлежащим; составлять предложение в соответствии со стилистическими задачами; читать и пересказывать (устно и письменно) художественные тексты, тексты
публицистического и научного стиля (повествование с элементами рассуждения, рассуждения с
элементами описания и т. п.); создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле речи;
писать заявление, автобиографию.
Ученик получит возможность научиться:
− понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том
числе в СМИ), анализировать и комментировать еѐ в устной форме;
− извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на еѐ
решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официальноделовых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы;
− создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат,
тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебнонаучные темы;
− составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить
выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле;
принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы
речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учѐтом
внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой
употребления языковых средств;
− анализировать образцы публичной речи с точки зрения еѐ композиции, аргументации,
языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
− характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнѐзда, устанавливая
смысловую и структурную связь однокоренных слов;
− опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и
оценивать их;
− использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического
значения слова;
− опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и
художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических
средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
− извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового
словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов,
фразеологического словаря др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать
эту информацию в различных видах деятельности;
− опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и
художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических
средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
− анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их
функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи;
− демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
− характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа —
носителя языка;
− анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов
России и мира.
Содержание учебного предмета
Введение (1ч)
Повторение изученного в 5 – 7 классах (8 ч)
Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания в сложном предложении. Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и
раздельное написание не с различными частями речи.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (3 ч)
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.
Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в
словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.
Простое предложение (4 ч)
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении. Интонация.
Описание памятника культуры.
Двусоставные предложения (9 ч)
Главные члены предложения
Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное
именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения (9 ч)
Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. Определение. Приложение. Знаки препинания
при нем. Обстоятельство. Синтаксический разбор двусоставного предложения. Характеристика человека.
Повторение.
Односоставные предложения (13 ч)
Главный член односоставного предложения. Назывные предложения. Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения. Инструкция. Безличные предложения. Рассуждение. Неполные
предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения. Повторение.
Простое осложненное предложение (12 ч)
Однородные члены предложения
Понятие об однородных членах. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и
пунктуация при них. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания
при них. Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения
с однородными членами. Повторение.
Обособленные члены предложения (18 ч)
Понятие об обособленности. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.
Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные уточняющие члены
предложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные обстоятельства.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (11 ч )
Обращение (4 ч)
Назначение обращения. Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений.
Вводные и вставные конструкции (7 ч)
Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Выделительные
знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Вставные слова,
словосочетания и предложения. Междометия в предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор
предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами
предложения. Повторение.
Чужая речь (8 ч)
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть.
Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. Прямая часть. Диалог. Рассказ. Цитата. Повторение.
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (6 ч)
Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография.
РАЗДЕЛ 4. Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
Раздел.
Тема
Функции
русского
языка в
современном
мире.
Повторение
изученного
Синтаксис и
пунктуация.
Словосочетан
ие
Колво
часов
1
Элементы содержания
Основные виды учебной деятельности
Понятие
«государственный
язык».
Особый
политикоправовой статус русского языка
как государственного языка
Российской Федерации
Аргументируют основные положения о роли русского
языка в современном мире (устно и письменно).
Составляют опорный конспект для пересказа текста.
Выполняют письменное дифференцированное задание
8
Знаки препинания в
сложном предложении
Буквы н и нн в
суффиксах прилагательных, причастий
и наречий
Слитное и раздельное
написание
не с различными
частями речи
3
Основные
единицы
синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение
как единица синтаксиса.
Словосочетание как единица
синтаксиса. Виды словосочетаний. Синтаксические
связи
слов
в
словосочетаниях.
Синтаксический
разбор
словосочетаний.
Анализируют теоретические сведения из учебника.
Работают с таблицей учебника. Иллюстрируют таблицу
своими примерами. Осуществляют тренинговые
упражнения и самоконтроль в выборе написаний.
Готовят устный рассказ по таблице. Формулируют
правило в соответствии с графической схемой в
учебнике. Отрабатывают практически орфограмму.
Осуществляют самоконтроль в выборе орфограммы.
Осуществляют работу по развитию речи.
Работают с текстами разных стилей. Выполняют дома
дифференцированное задание. Развивают речь: пишут
сочинение в форме письма.
Анализируют теоретические сведения из учебника.
Работают с таблицей учебника. Иллюстрируют таблицу
своими примерами. Осуществляют тренинговые
упражнения и самоконтроль в выборе написаний.
Работают с текстами разных стилей. Выполняют дома
дифференцированное задание. Развивают речь: пишут
сочинение в форме письма.
Готовят устный рассказ по таблице. Формулируют
правило в соответствии с графической схемой в
учебнике. Отрабатывают практически орфограмму.
Осуществляют самоконтроль в выборе орфограммы.
Осуществляют работу по развитию речи.
Наблюдают соотнесённость содержания предложения с
ситуацией, фрагментом действительности. Анализируют
слова, словосочетания и предложения, пишут изложение
Система оценки
Контрольная
работа по теме
«Повторение
изученного»
Предложение.
Простое
предложение
4
Грамматическая
(предикативная)
основа
предложения. Порядок слов
в предложении. Интонация.
Описание
памятника
культуры.
5
Двусоставное
предложение.
Главные члены
предложения
9
Подлежащее.
Сказуемое.
Простое
глагольное сказуемое.
Составное глагольное
сказуемое.
Составное
именное сказуемое. Тире
между подлежащим и сказуемым.
6
Второстепенн
ые члены
предложения
9
Роль второстепенных
членов предложения. Дополнение.
Определение.
Приложение.
Знаки
препинания
при
нем.
Обстоятельство.
Синтаксический разбор двусоставного
предложения.
Характеристика
человека.
Повторение.
4
от3 лица
опознавание простых предложений, наблюдения за
схемами различных видов простых предложений,
определения особенности связи подлежащего и
сказуемого, написание схематичного диктанта,
определение предикативности предложений,
конструирование предложений, грамматикоинтонационный анализ при объяснении расстановки
знаков препинания в предложении, работа в парах
«сильный - слабый» с дидактическим материалом, на
основе текста развивают свои правописные навыки,
закрепляя теоретические сведения, полученные в
параграфе, развивают творческие способности,
грамматически видоизменяя текст упражнения в
соответствии с заданием
конструирование предложений, грамматикоинтонационный анализ при объяснении расстановки
знаков препинания в предложении, работа в парах
«сильный - слабый» с дидактическим материалом, на
основе текста развивают свои правописные навыки,
закрепляя теоретические сведения, полученные в
параграфе, развивают творческие способности,
грамматически видоизменяя текст упражнения в
соответствии с заданием
конструирование
предложений,
грамматикоинтонационный анализ при объяснении расстановки
знаков препинания в предложении, актуализируют на
основе материала для наблюдений информацию о
членах предложения, работа в парах «сильный - слабый»
с дидактическим материалом, извлечение информации
по теме из учебной статьи, запись и выделение
грамматических основ и второстепенных членов в
предложениях.
Контрольная
работа по теме
«Словосочетание.
Простое
предложение»
Контрольная
работа
по теме
«Главные
члены
предложения»
Контрольная работа
по теме
«Второстепенные
члены
предложения»
7
Односоставны
е предложения
10
Главный
член
односоставного
предложения.
Назывные
предложения. Определенноличные
предложения.
Неопределенно-личные
предложения. Инструкция.
Безличные
предложения.
Рассуждение.
8
Неполные
предложения
3
Неполные предложения.
Синтаксический разбор
односоставного
предложения. Повторение.
Предложения
с однородными
членами
12
9
конструирование
предложений,
грамматикоинтонационный анализ при объяснении расстановки
знаков препинания в предложении, работа в парах
«сильный - слабый» с дидактическим материалом,
характеризуют односоставные предложения со стороны
грамматической основы, различение односоставных
предложений с разной
грамматической основой,
распространение
односоставных
предложений
второстепенными членами.
формируют умение определять неполные двусоставные и
односоставные предложения, характеризуют односоставные
предложения со стороны грамматической основы,
различение односоставных предложений с разной
грамматической
основой,
распространение
односоставных предложений второстепенными членами.
об конструирование предложений, грамматикочленах. интонационный анализ при объяснении расстановки
члены, знаков препинания в предложении.
только
Понятие
однородных
Однородные
связанные
перечислительной
интонацией, и пунктуация
при них. Однородные и
неоднородные определения.
Однородные
члены,
связанные сочинительными
союзами, и пунктуация при
них. Обобщающие слова при
однородных членах и знаки
препинания
при
них.
Синтаксический
разбор
предложения с однородными
членами. Пунктуационный
разбор
предложения
с
однородными
членами.
Повторение.
Контрольная
работа по теме
«Односоставные
предложения»
Контрольная
работа
по теме
«Однородные
члены
предложения»
10
Предложения
с
обособленным
и членами
37
Понятие
об
обособленности.
Обособленные определения.
Выделительные
знаки
препинания
при
них.
Обособленные приложения.
Выделительные
знаки
препинания при них.
Обособленные
уточняющие
члены
предложения.
Выделительные
знаки
препинания
при
них.
Обособленные
обстоятельства.
Назначение обращения.
Распространенные
обращения.
Выделительные
знаки препинания при обращении.
Употребление
обращений.
Вводные конструкции.
Группы вводных слов и
вводных сочетаний слов по
значению. Выделительные
знаки
препинания
при
вводных словах, вводных
сочетаниях слов и вводных
предложениях.
Вставные
слова, словосочетания и
предложения. Междометия в
предложении.
Синтаксический
и
пунктуационный
разбор
предложений со словами,
словосочетаниями
и
предложениями,
работа в парах «сильный - слабый» с дидактическим
материалом,
конструирование
предложений,
грамматико-интонационный анализ при объяснении
расстановки знаков препинания в предложении,
выделение запятыми обособленных членов, выраженных
причастными
и
деепричастными
оборотами,
обозначение паузы, которые выделяют обособленные
члены,
списывают
текста,
подчёркивание
грамматических основ сложных предложений.
работа в парах «сильный - слабый» с дидактическим
материалом,
конструирование
предложений,
грамматико-интонационный анализ при объяснении
расстановки знаков препинания в предложении,
выделение запятыми обособленных членов, выраженных
причастными
и
деепричастными
оборотами,
обозначение паузы, которые выделяют обособленные
члены,
списывают
текста,
подчёркивание
грамматических основ сложных предложений.
работа с дидактическим материалом, конструирование
предложений, грамматико-интонационный анализ при
объяснении расстановки знаков препинания в
предложении, творческий диктант, составление текст с
использованием распространённых обращений, выбор
из текстов
художественной и публицистической
литературы примеры употребления разных обращений,
мини – исследование.
работа с дидактическим материалом, конструирование
предложений, грамматико-интонационный анализ при
объяснении расстановки знаков препинания в
предложении, творческий диктант, составление текст с
использованием распространённых обращений, выбор
из текстов
художественной и публицистической
литературы примеры употребления разных обращений,
мини – исследование.
Контрольная
работа
по теме
«Обособленные
члены
предложения».
грамматически
не
связанными
с
членами
предложения.
Понятие о чужой речи.
Комментирующая часть.
Прямая и косвенная
речь.
Косвенная
речь.
Прямая
часть.
Диалог.
Рассказ. Цитата.
Понятие
об
однородных
членах.
Однородные
члены,
связанные
только
перечислительной
интонацией, и пунктуация
при них. Однородные и
неоднородные определения.
Однородные
члены,
связанные сочинительными
союзами, и пунктуация при
них. Обобщающие слова при
однородных членах и знаки
препинания
при
них.
Синтаксический
разбор
предложения с однородными
членами. Пунктуационный
разбор
предложения
с
однородными
членами.
Повторение.
Синтаксический разбор
предложения с
обособленными членами.
Пунктуационный разбор
предложения с
обособленными членами.
Повторение
Обращение. Вводные и
конструирование предложений, грамматикоинтонационный анализ при объяснении расстановки
знаков препинания в предложении.
конструирование предложений, грамматикоинтонационный анализ при объяснении расстановки
знаков препинания в предложении.
конструирование
предложений,
грамматикоинтонационный анализ при объяснении расстановки
знаков препинания в предложении, работа с алгоритмом,
таблицей, схемой; грамматико-интонационный анализ
при объяснении расстановки знаков препинания в
предложении, решение лингвистических задач с
последующей
взаимопроверкой,
контроль
и
самоконтроль основных понятий, защита мини –
проектов.
вставные конструкции
11
Повторение
изученного в 8
классе
Итого
6
102
Синтаксис
морфология. Синтаксис
пунктуация. Синтаксис
культура речи. Синтаксис
орфография.
и
и
и
и
работа с алгоритмом, таблицей, схемой; грамматикоинтонационный анализ при объяснении расстановки
знаков
препинания
в
предложении,
решение
лингвистических
задач
с
последующей
взаимопроверкой, контроль и самоконтроль основных
понятий, защита мини – проектов.
Контрольная
работа
по теме
"Повторение
и
систематизация
изученного"
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
ур
ок
а
Содержание учебного материала
1
Функции русского языка в современном мире. (1ч.)
Кол
-во
Формы
контроля
часо
в
1
Фронтальный
Повторение пройденного в 5-7 классах (6 +2)
2
Фонетика и графика. Орфография
1
Фронтальный
3
Морфемика и словообразование
1
Фронтальный
4
Лексикология и фразеология
1
Фронтальный
5
Морфология и синтаксис
1
Фронтальный
6
Строение текста. Стили речи.
1
Фронтальный
7
Развитие речи. Сочинение по картине И.Левитана
«Осенний день. Сокольники» (Упр.74)
1
Фронтальный
8
Развитие речи. Устное описание Триумфальной арки по
фотографии (Упр.79)
1
Фронтальный
9
Контрольная работа по теме «Повторение пройденного в 57 классах»
1
Индивидуаль
ный
Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание. (3 ч.)
10
Строение словосочетаний
1
Фронтальный
11
Виды связи в словосочетании
1
Фронтальный
12
Грамматическое значение словосочетаний
1
Фронтальный
Простое предложение (3+1)
13
Строение и грамматическое значение предложений
1
Фронтальный
14
Интонация предложения. Характеристика человека
1
Фронтальный
15
Порядок слов в предложении. Логическое ударение
1
Фронтальный
16
Развитие речи. Описание памятника архитектуры.
(Упр.143,144)
1
Фронтальный
Двусоставные предложения.
Дата
по
плану
Дата
фактич
еская
Главные члены предложения. (8+1)
17
Подлежащее.
1
Фронтальный
18
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.
1
Фронтальный
19
Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое.
1
Фронтальный
20
Составное именное сказуемое.
1
Фронтальный
21
Выражение именной части составного именного
сказуемого
1
Фронтальный
22
Тире между подлежащим сказуемым
1
Фронтальный
23
Повторение по теме «Главные члены предложения»
1
Фронтальный
24
Контрольная работа по теме «Главные члены
предложения»
1
Индивидуаль
ный
25
Развитие речи. Сжатое изложение по тексту упр.189
1
Индивидуаль
ный
Второстепенные члены предложения (6+3)
26
Дополнение
1
Фронтальный
27
Определение
1
Фронтальный
28
Развитие речи. Подготовка к изложению на тему «Русский
язык» (Упр.213)
1
Фронтальный
29
Развитие речи. Написание изложения на тему «Русский
язык» (упр.213)
1
Индивидуаль
ный
30
Приложение
1
Фронтальный
31
Обстоятельство. Основные виды обстоятельств.
1
Фронтальный
32
Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами
1
Фронтальный
33
Развитие речи. Ораторская (публичная ) речь
1
Индивидуаль
ный
34
Контрольная работа по теме «Второстепенные члены
предложения»
1
Индивидуаль
ный
1
Фронтальный
Односоставные предложения (7+3)
35
Основные группы односоставных предложений.
Предложения определённо-личные
36
Предложения неопределённо-личные
1
Фронтальный
37
Предложения неопределённо-личные
1
Фронтальный
38
Безличные предложения
1
Фронтальный
39
Безличные предложения
1
Фронтальный
40
Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине К.
Юона «Мартовское солнце» (Упр.278)
1
Фронтальный
41
Развитие речи. Написание сочинения по картине К. Юона
«Мартовское солнце»
1
Индивидуаль
ный
42
Назывные предложения
1
Фронтальный
43
Обобщение по теме «Односоставные предложения»
1
Фронтальный
44
Развитие речи. Изложение текста (упр.289)
1
Фронтальный
Неполные предложения (3ч.)
45
Понятие о неполных предложениях.
1
Фронтальный
46
Контрольная работа по теме «Односоставные
предложения»
1
Индивидуаль
ный
47.
Анализ контрольной работы. Неполные предложения в
диалоге.
1
Фронтальный
Предложения с однородные члены (9+3)
48
Понятие об однородных членах
1
Фронтальный
49
Однородные и неоднородные определения
1
Фронтальный
50
Однородные члены, связанные сочинительными союзами,
и пунктуация при них
1
Фронтальный
51
Однородные члены, связанные сочинительными союзами,
и пунктуация при них
1
Фронтальный
52
Обобщающие слова при однородных членах и знаки
препинания при них
1
Фронтальный
53
Обобщающие слова при однородных членах и знаки
препинания при них
1
Фронтальный
54
Развитие речи. Рассуждение (Упр.344,346)
1
Фронтальный
55
Синтаксический разбор предложения с однородными
членами
1
Фронтальный
56
Обобщающий урок по теме «Однородные члены
предложения»
1
Фронтальный
57
Контрольная работа по теме «Однородные члены
предложения»
1
Индивидуаль
ный
58
Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине Ф
Васильева «Мокрый луг»
1
Фронтальный
59
Развитие речи. Написание сочинения по картине Ф
Васильева «Мокрый луг»
1
Индивидуаль
ный
Предложения с обособленными членами (14+4)
60
Обособленные определения и приложения
1
Фронтальный
61
Обособленные определения и приложения
1
Фронтальный
62
Обособленные определения, выраженные причастными
оборотами
1
Фронтальный
63
Особенности обособления приложений
1
Фронтальный
64
Повторение по теме «Обособленные определения и
приложения»
1
Фронтальный
65
Контрольная работа по теме «Обособленные определения и
приложения»
1
Индивидуаль
ный
66
Развитие речи. Подготовка к сочинению – рассуждению на
морально – этическую тему. (Упр.416)
1
Фронтальный
67
Развитие речи. Написание сочинения – рассуждения на
морально – этическую тему
1
Индивидуаль
ный
68
Обособленные обстоятельства
1
Фронтальный
69
Обособленные обстоятельства
1
Фронтальный
70
Практическая работа по теме «Обособленные
обстоятельства»
1
Индивидуаль
ный
71
Синтаксический разбор предложения с обособленными
членами
1
Фронтальный
72
Обособление уточняющих членов предложения
1
Фронтальный
73
Обособление уточняющих членов предложения.
Разделительные и выделительные знаки препинания.
1
Фронтальный
74
Повторение пройденного по теме «Обособленные члены
предложения»
1
Фронтальный
75
Контрольная работа по теме «Обособленные члены
предложения»
1
Индивидуаль
ный
76
Развитие речи. Подготовка к изложению «Суворов»
(Упр.413)
1
Фронтальный
77
Развитие речи. Написание изложения «Суворов» (Упр.413)
1
Индивидуаль
ный
Предложения с обращениями, вводными словами и
междометиями (9+2)
78
Обращение и знаки препинания при нём
1
Фронтальный
79
Обращение и знаки препинания при нём
1
Фронтальный
80
Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания
при них
1
Фронтальный
81
Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания
при них
1
Фронтальный
82
Развитие речи. Подготовка к сжатому изложению.
(Упр.440)
1
Фронтальный
83
Развитие речи. Написание сжатого изложения.
1
Индивидуаль
ный
84
Водные слова и вводные предложения. Предложения с
междометиями
1
Фронтальный
85
Вставные конструкции
1
Фронтальный
86
Вставные конструкции
1
Фронтальный
87
Повторение по теме «Предложения с обращениями,
водными словами и междометиями»
1
Фронтальный
88
Контрольная работа по теме «Предложения с
обращениями, водными словами и междометиями»
1
Индивидуаль
ный
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная
речь (6+2)
89
Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них.
1
Фронтальный
90
Диалог
1
Фронтальный
91
Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи
косвенной.
1
Фронтальный
92
Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи
косвенной.
1
Фронтальный
93
Цитаты и знаки препинания при них.
1
Фронтальный
94
Развитие речи. Подготовка к изложению (Упр.490)
1
Фронтальный
95
Развитие речи. Написание изложения
1
Индивидуаль
ный
96
Контрольная работа по теме «Способы передачи чужой
речи. Прямая и косвенная речь»
1
Индивидуаль
ный
Повторение изученного в 8 классе. (5 +1)
97
Повторение тем «Словосочетание», «Двусоставное
предложение», «Односоставные предложения»
1
Фронтальный
98
Повторение тем «Однородные члены предложения»,
«Предложения с обособленными членами», «Предложения
с уточняющими членами предложения».
1
Фронтальный
99
Повторение тем «Однородные члены предложения»,
«Предложения с обособленными членами», «Предложения
с уточняющими членами предложения».
1
Фронтальный
10
0
Повторение тем « Предложения с обращениями, вводными
словами и междометиями», «Способы передачи чужой
речи».
1
Фронтальный
10
1
Итоговая контрольная работа
1
Индивидуаль
ный
10
2
Анализ контрольной работы
1
Индивидуаль
ный
Учебное и учебно-методическое обеспечение по русскому языку
Для учащихся:
1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 2018
2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс- М.: Дрофа, 2019
3. Воителева Т.М. Русский язык 8-9 класс. Дидактические материалы. М., 2020
4. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. - М.: Дрофа, 20015
5. Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом. Рабочая тетрадь. 8 класс. Экзамен,
2004
6. Петровская С.С. Диктанты по русскому языку 9 класс. М., 2012
7. Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. М., 2007
8. Русский язык. Практика. 9 класс/ Под ред. Пичугова Ю.С. - М.: Дрофа, 2002
9..Угроватова Т.Е. Русский язык: 9 класс. Материалы для подготовки к итоговой аттестации М.:
Просвещение, 2014
Для учителя:
1.Баронина М.А.. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. 8-9 классы. 2014.
2. Воителева А.Д. Русский язык. Дидактические материалы. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2009.
3. Капинос В.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического итогового контроля по русскому
языку 9 класс. - М.: Интеллект-Центр, 2000.
4. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. / Под ред. Родина И.О. - М.: / рель, 2001
5. Лидман-Орлова Г.К. Учимся писать изложение. - М.: Дрофа, 2006
6. Пахнова Т. М. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 9 класс. /
Под редакцией Т.М.Пахновой. - М.: Дрофа, 2005
7. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл - М.:
Вербум-М, 2003
8. Селезнева Л.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и упражнения. М.: Дрофа, 2004
9. Сенина Н.А., Петрова Т.А. и др. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация - 2007. Предпрофиль
ная подготовка. - Ростов на Дону: Легион,
2006.
10. Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен: русский язык. Методика подготовки
М.: Просвещение, 2014
Электронные учебно-методические комплекты:
1.Мультимедийная энциклопедия «Русская литература». 8-11 кл. (1 диск)
2. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5 – 9 классы. (4 диска)
3. Мультимедийное издание «Репетитор 2008 по русскому языку Кирилла и Мефодия».
4. Образовательные программы «Русский язык».
5. Диск. Тесты.9 класс.
6.(http://www.openclass.ru),(http://www.rusedu.ru),(http://www.edu.ru),
(http://www.fipi.ru),(http://www.ege.edu.ru), (http://www.ruslit.metodist.ru),
(http://www.sarviki.ru)