литература 8 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Литература» составлена на основе:
•
•
•

требований к результатам освоения ФГОС ООО;
авторской программы курса «Литература» для 8 класса общеобразовательных
организаций авторов: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Беляева Н.В.; М.
«Просвещение», 2018.
Учебного плана МБОУ «Тельманская основная общеобразовательная школа» на
2023-2024 уч.год

На изучение программного материала отводится 68 часов в год (2 часа в неделю, 34
недели).
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического
мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к
литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и
аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и
понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике
литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с
привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по
истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и
общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного
языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания
художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
•

осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

•

выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами
комментария,с творческим заданием);

•

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

•

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

•

анализ и интерпретацию произведения;

•

составление планов и написание отзывов о произведениях;

•

написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных
впечатлений;

•

целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения
работать с ними;

•

индивидуальную и коллективную проектную деятельность.

Результаты изучения курса «Литература»
I.
Личностные результаты:
•
личностное самоопределение - совершенствование духовно-нравственных качеств
личности;
•
толерантность как осознание, уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, религии, традициям;
•
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы).
II.

Метапредметные результаты:

1.
Регулятивные УУД:
•
умение самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
•
умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
•
умение планировать пути достижения цели;
•
умение при планировании достижения цели самостоятельно учитывать условия и
средства их достижения;
•
умение устанавливать целевые приоритеты;
•
умение сознательно регулировать эмоциональное состояние;
2.
Коммуникативные УУД:
•
умение работать как индивидуально, так и в группе;
•
умение организовать сотрудничество с учителем и сверстниками;
•
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и
принятия;
•
умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать
решения и делать выбор;
•
умение осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований
собственных действий и действий партнера;
•
умение следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества.
3.
Познавательные УУД:
•
умение обобщать понятия, осуществлять сравнение;
•
умение строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе
отрицания);

•
умение делать умозаключение (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе
аргументации;
•
умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
•
умение самостоятельно осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность: видеть проблему, аргументировать ее актуальность; выдвигать гипотезы о
связях и закономерностях событий; организовывать исследование с целью проверки
гипотез; структурировать текст; делать выводы;
•
умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
•
умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;
•
владение основами просмотрового, ознакомительного, изучающего, поискового
чтения.

III.

Предметные результаты:

1.
В познавательной сфере:
•
понимание ключевых проблем изученных произведений;
•
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
•
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность
к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, пафос
литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
•
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа);
•
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения.
2.
В ценностно-ориентационной сфере:
•
приобщение к духовно-нравственным ценностям мировой литературы и культуры;
•
формулирование собственного отношения к произведениям мировой литературы,
их оценка;
•
собственная интерпретация изученных литературных произведений;
•
понимание авторской позиции и своего отношения к ней.
3.
В коммуникативной сфере:
•
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное
чтение и адекватное восприятие текста;
•
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или
прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;
уметь вести диалог на литературоведческую тему;
•
написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных
произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и
общекультурные темы.
4.

В эстетической сфере:

•
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведения литературы; формирование эстетического вкуса;
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений
• Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
• Выразительное чтение.
• Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами
комментария, с творческим заданием).
• Заучивание наизусть стихотворных текстов.
• Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
• Анализ и интерпретация произведений.
• Составление планов и написание отзывов о произведениях
• Написание изложений с элементами сочинения.
• Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных
впечатлений
• Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения
работать с ними.

Содержание учебного курса
Введение.
Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего
народа.
Устное народное творчество.
Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни. Исторические песни.
Частушки. Особенности художественной формы фольклорных произведений
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении
Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных
преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание
(развитие представлений).
Из древнерусской литературы.
Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра
Невского» (фрагменты).
Художественные особенности содержания и формы воинской повести и жития.

«Шемякин суд» как сатирическое произведение ХVII века. Действительные и
вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности
поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие
как жанр литературы (начальное представление). Сатирическая повесть как жанр
древнерусской литературы (начальное представление).
Из литературы XVIII века.
Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема
воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в
драматическом произведении
Из литературы XIX века.
И.А.Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец.
Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», их историческая основа. Мораль басен.
Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
К.Ф.Рылеев. Дума «Смерть Ермака». Понятие о думе. Характерные особенности жанра.
Образ Ермака Тимофеевича.
А.С.Пушкин. Его отношение к истории и исторической теме в русской литературе.
Стихотворения «Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы,
отклик на десятилетие восстания декабристов. «Я помню чудное мгновенье…».
Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября».
Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей.
«История Пугачёва» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном
произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачёву народа, дворян и
автора.
«Капитанская дочка». История создания произведения. Историческая правда и
художественный вымысел в повести. Особенности композиции. Роль эпиграфа
Гринёв: жизненный путь героя. Формирование характера и взглядов героя. Швабрин антигерой. Маша Миронова – нравственная красота героини.
Пугачёв и народное восстание в произведении и в историческом труде Пушкина.
Народное восстание в авторской оценке. Четыре встречи Пугачёва и Гринёва
А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия,
эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Романтически – условный историзм поэмы. Мцыри как
романтический герой. Образ монастыря и природы в поэме, их роль в произведении.
Идейное содержание поэмы. Композиция поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные
представления), романтическая поэма (начальные представления).
Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания
комедии и её первой постановки. Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы
сатирического изображения чиновников. Образ Хлестакова в комедии «Ревизор». Понятие
о « миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление. Художественные
особенности комедии Н.В.Гоголя. Особенности композиционной структуры комедии.
Специфика гоголевской сатиры.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие
представлений).
Н.В.Гоголь. Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным
лица. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Мечта и реальность в
повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании
М.Е.Салтыков – Щедрин. «История одного города» (отрывок). Художественно –
политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на
бесправии народа
Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении.
Теория литературы Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия
(начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» Сатира на чиновничество.
Защита беззащитных. Деталь как средство создания образа в рассказе
Л.Н.Толстой. «После бала». Социально – нравственные проблемы в рассказе Главные
герои. Контраст как средство раскрытия конфликта. Нравственность в основе поступков
героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа
Теория литературы. Художественная деталь Антитеза (развитие представлений).
Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева,
А.А.Фета, А.Н.Майкова
А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.
Теория литературы Психологизм художественной литературы.
Из литературы XX века.
И.А.Бунин. «Кавказ». Повествование о любви в различных жизненных ситуациях.
Мастерство Бунина – рассказчика. Психологизм прозы писателя.

А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и
счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле
А.А.Блок. «Россия». Ист. тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. Образ
России
С.А.Есенин. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.
Понятие о драматической поэме
И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству
Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических
событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования
М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного
чтения.
Сатира и юмор в рассказах сатириконцев
М.А.Осоргин. «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики в рассказе. Для
самостоятельного чтения.
А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема
честного служения Родине. Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский
характер образа Василия Тёркина
Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Мастерство
А.Т.Твардовского в поэме
Теория литературы Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления
как элемент композиции (начальное представление).
А.П.Платонов. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах
солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла.
Нравственная проблематика и гуманизм рассказа
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов,
защищавших свою Родину: М.Исаковский, Б.Окуджава, А.Фатьянов, Л.Ошанин и др.
Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата
Русские поэты о Родине, родной природе.
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти,
надежды. Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов
В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер
рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства
Теория литературы Герой-повествователь (развитие представлений).

Из зарубежной литературы.
У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. Ромео и
Джульетта как символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве
Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты У.Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не
блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы.
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии
Ж. – Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и
невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Комедийное мастерство
Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм (развитие понятий).
В.Скотт. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные
герои и события. История, изображённая «домашним» образом.
Повторение. Обобщение. Итоговый контроль.

Тематическое планирование

Название темы, раздела

Кол-во часов в рабочей
программе

Введение

1

Устное народное творчество

2

Из древнерусской литературы

2

Из литературы 18 века

3

Из литературы 19 века

35

Из русской литературы 20 века

20

Из зарубежной литературы

4

Итоговое повторение

1

ИТОГО

68
Перечень учебно-методического обеспечения.

1. Литература. 8 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций . В 2 ч. Ч.1. /В.Я.
Коровина. – 6 - е изд. – М.: Просвещение, 2018.
2. Дидактические материалы по литературе к учебнику В.Я. Коровиной и др.
«Литература. 8 класс. В двух чстях»
3. М.А. Маркитанов. Комплект портретов «Писатели Iпол.XIX века», «Писатели II
пол. XIX века».
4. Тестовые задания по литературе к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 8
класс. Е.Л. Ляшенко
5. Мультимедийная энциклопедия «Русская литература 5-11 класс»
6. Медиа-книга «Мой урок». Диагностика литературного образования читателяшкольника в основной и базовой (профильной) школе/ Под ред. В.Г. Маранцмана
7. Медиа-книга «Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. Гуманитарные
науки»
8. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по литературе
Интернет-ресурсы
1. Методико-литературный Интернет-сервер (www.mlis.fobr.ru).
2. Методическая лаборатория русского языка и литературы Московского института
открытого образования (www.ruslit.metodist.ru).
3. Федеральный портал «Российское образование» (www.edu.ru).
4. Сайт Издательского дома «1 сентября»: www.1september.ru
5. Образовательный портал «Учеба»: www.ucheba.com
6. Русский филологический портал: www.philology.ru
7. Сайт российского общества преподавателей русского языка и литературы:
www.ropryal.ru
8. http://school-collection.edu.ru/
9. http://lit.lib.ru/http://ru.wikipedia.org/wiki
10. http://festival.1september.ru/
11. http://www.zavuch.info
12. http://www.intergu.ru

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 8
КЛАССА

№

Название раздела,

п/п

тема урока

Дата проведения
план

Тип урока

Планируемые рез

факт
Предметные

1

Русская литература и
история

Урок актуа-лизации зна-ний

2

В мире русской народной
песни. «В темном
лесе...»,

Урок полу-чения
новых зна-ний

«Уж ты ночка, ноченька
темная...», «Вдоль по
улице метелица метет...»,
«Пугачев в темнице»,
«Пугачев казнен». Частушки

Метапредме

Знакомство с
Познавательные
учебникомискать и выделят
хрестоматией.
необходимую ин
Чтение и обзорный
из учебника; опр
анализ эпиграфов
понятия, создава
разделов. Дать
обобщения.
представление об
образности как
Регулятивные: в
отличительном
действия в соотв
признаке
поставленной зад
художественной
Коммуникативны
литературы,
ставить вопросы
литературе как
обращаться за по
искусстве слова.
учебной литерат
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Знать жанры УНТ,
Познавательные
особенности
осмысленно чи-т
народной песни,
объяснять значен
Уметь определять
прочитанного, вы
жанровотекст для чтения
композиционные
зависимости от п
особенности песни,
ставленной цели
их смысловую наопределять поня
правленность
Регулятивные: в
учебные действи
речевой и умстве
формах, ис-польз
речь для регуляц
действий, устана
причинно- следс
связи. Коммуник
строить монолог

3

P.P. Предания «О Пугачеве», «О покорении
Сибири Ермаком».

Урок получения
новых знаний

4

P.P. Предания «О Пугачеве», «О покорении
Сибири Ермаком».

Урок получения
новых знаний

5

Изображение действительных и вымышленных событий в
повести «Шемякин суд»

Урок получения
новых знаний

высказывания, ов
умениями диалог
речи
Знать жанры УНТ,
Познавательные
особенности
устанавливать ан
народных преданий. ориентироваться
Понимать их
разнообразии спо
историческое и
решения задач.
литературное
Регулятивные:
значение. Уметь
формулировать и
определять
вать учебную зад
жанровое своепланировать и ре
образие преданий,
ровать свою деят
житийной литераКоммуникативны
туры
формулировать
собственное мне
свою позицию: о
использовать реч
средства в соотве
задачей коммуни
выражения своих
мыслей и потреб
владение устной
письменной речь
монологической
контекстной речь
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Знать понятие о
Познавательные
древнерусской
искать и выделят
литературе, иметь
необходимую ин
представления об
в предложенных
особенностях
житийного жан-ра;
Регулятивные: у
формировать навыки выполнять учебн
комме-нтированного действия, планир
чтения. Уметь наалгоритм ответа.
ходить
Коммуникативны
композиционноопределять общу
жанро-вые признаки пути ее достижен
житийной литературы, давать
характеристику
литературному
герою
Уметь определять
Познавательные
жанровые признаки
синтезировать по
сатирической
информацию для
повести 17 века,
составления
которая осуждает и
аргументированн
корыс-толюбивых
ответа. Регуляти
судей, и судопроизуметь определять
водство в целом,
усвоения изучен

6

Сатирическая направленность комедии Д.И.
Фонвизина «Недоросль»

7

Речевые характеристики
персонажей как средство
создания комической
ситуации. Проект

8

Контрольная работа по
комедии Д.И. Фонвизина
«Недоросль»

отметить важматериала.
нейшие черты
Коммуникативны
средневековой лиделать анализ тек
тературы;
используя изучен
ознакомиться с осотерминологию и
бенностями поэтики полученные знан
сатири-ческой
повести
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕК
Урок получения
Знать сведения о
Познавательные
новых знаний
жизни и творчестве
устанавливать ан
Д.И.Фонвизина,
ориентироваться
понятие
разнообразии спо
классицизма как
решения задач.
направления в
Регулятивные: ф
литературе и сатиры. лировать и удерж
Уметь определять
задачу, планироидейно-этическую
регулировать сво
направленность
деятельности;
комедии, выделять
Коммуникативны
проблему
формулировать
воспитания как
собственное мне
главную.
свою позицию: о
использовать реч
средства в соот-в
задачей коммуни
для выра-жения с
чувств, мыслей и
потребностей; вл
устной и письмен
речью, монологи
контекстной речь
Ком-бини-рованВладеть изученной
Познавательные
ный урок
терминологией по
и формулировать
теме, выразительно
познавательную
читать и
рецензировать
Регулятивные: п
выразительное
метод информац
чтение отрывков
поиска, в том чис
комедии. Уметь
помощью компью
развернуто
средств.
обосновывать
Коммуникативны
суждения,
устанавливать ра
приводить
отношения, эффе
доказательства,
сотрудничать и
используя цитатный способствовать
материал; владеть
продуктивной ко
монологической
речью.
Урок конт-роля
Уметь строить
Познавательные
монологическое
выделять и фор-м
высказывание, на
лировать познава

основе владения
изученной терминологией по теме,
понимания идейнонравственного
содержания комедии

9

Язвительный сатирик и
баснописец
И.А. Крылов

10

Осмеяние пороков в
басне И.А. Крылова
«Обоз»

цель. Регулятивн
оценивать и форм
ровать то, что уж
Коммуникативны
моделировать
монологическое
высказывание, ар
ровать свою пози
координировать
позициями партн
выработке общег
в совместной дея
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
КомбиниЗнать сведения о
Познавательные
рованный урок
жизни и творчестве
искать и выделят
И.А.Крылова,
необходимую ин
тематику басен.
в предложенных
Понимать
иносказательный
Регулятивные: у
подтекст басен и их
выполнять учебн
мораль, научиться
действия, планир
выразительно читать алгоритм ответа.
басни по ролям
Коммуникативны
(инсценированному
определять общу
чтению), выявлять
пути ее достижен
способы
Урок актуа-лизаПознавательные
самообразования.
ции знаний
извлекать необхо
Уметь находить
информацию из
цитатные примеры
прослушанного и
из басни для
прочитанного те
аргументации
узнавать, называ
высказывания
определять объек
соответствии с
содержанием.

Регулятивные: у
анализировать те
жития; формиров
ситуацию саморе
эмоциональных с
т. е. формировать
операциональны

Коммуникативны
читать вслух и п
прочитанное
11

Историческая тема думы
«Смерть Ермака» К.Ф.
Рылеева

Урок полу-чения
новых зна-ний

Знать сведения о
жизни и творчестве.
Понимать
своеобразие
исторического

Познавательные
узнавать, называ
определять объек
соответствии с со
держанием (форм

12

13

АЛЕКСАНДР
СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(9 Ч)
А.С.Пушкин. Жизнь и
творчество. P.P.
Разноплановость содержания стихотворения
А.С. Пушкина «Туча»

P.P. Темы любви и
дружбы в стихотворениях А.С. Пушкина
«К****» и «19 октября»

Урок полу-чения
новых зна-ний

РР

содержания думы
«Смерть Ермака».
Научиться участвовать в коллективном
диалоге при
составлении
характеристики
героя и обсуждении
художественных
особенностей думы

умения работать
алгоритмам).

Знать: сведения о
жизни и твор-честве,
понятие «лирика».
Понимать:
философский смысл
и гуманистический
пафос стихотворений. Уметь:
выразительно читать
стихотворения;
вести бе-седу по
прочитанным
произведе-ниям;
находить в
поэтических текстах
изобразительновырази-тельные
средства и
определять их роль.
Научиться анализировать текст стихотворения
Понимать:
философский смысл
и гуманистический
пафос
стихотворений.
Уметь:
выразительно читать
стихотворения;
вести беседу по
прочитанным произведениям; находить
в поэтических
текстах
изобразительно-

Познавательные
извлекать необхо
информацию из
прослушанного и
прочитанного те

Регулятивные: п
метод информац
поиска, в том чис
помощью компью
средств.
Коммуникативны
формировать нав
коллективного
взаимодействия
диагностике

Регулятивные: у
анализировать ст
творный текст.

Коммуникативны
читать вслух и п
прочитанное

Познавательные
синтезировать по
информацию для
составления отве
проблемный воп
Регулятивные: у
определять меры
изученного мате
Коммуникативны
делать анализ тек
используя изучен
терминологию и
полученные знан

14

История Пугачевского
восстания в художественном произведении и
историческом труде
писателя и историка А.С.
Пушкина

Урок комплексного применения
знаний

(«История Пугачева»,
«Капитанская дочка»)

15

Петр Гринев: жизненный
путь, формирование его
характера в повести А.С.
Пушкина «Капитанская
дочка»

Урок комп-лексного приме-нения
зна-ний

выразительные
средства и
определять их роль
Знать: сюжет и
содержание повести. Понимать:
душевное состоя-ние
героя; роль деталей
в характе-ристике
внутренней жизни
героя; роль эпизода
в повести. Уметь:
выразительно читать
и переска-зывать
эпизоды повести;
давать развернутые
ответы на вопросы
по прочитанному
произведению;
характеризовать
героев и их
поступки; объяснять
значение
устаревших слов и
выражений,
уметь
характеризовать
особенности сюжета
композиции,
выявлять авторскую
позицию и свое
отношение к
прочитанному.

16

P.P. Маша Миронова нравственная красота
героини повести А.С.
Пушкина «Капитанская
дочка»

РР

Уметь анализировать текст повести
с позиции ее идейнотематической
направленности,
понимать,
выразительно читать
текст повести; производить самостоятельный и
групповой анализ
фрагментов текста.

Познавательные
синтезировать по
информацию для
составления
аргументированн
ответа. Регуляти
уметь определять
усвоения изучен
материала.
Коммуникативны
делать анализ тек
используя изучен
терминологию и
полученные знан

Познавательные
называть . и опре
объекты в соотве
содержанием.

Регулятивные:
формировать сит
морегуляции
эмоциональных с
т. е. формировать
операциональны
Коммуникативны
читать вслух, пон
прочитанное и
аргументировать
точку зрения

Познавательные
синтезировать по
информацию для
составления отве

Регулятивные: у
выполнять учебн
действия (отвеча
вопросы теста); п
нировать алгорит
работать самосто

Коммуникативны
строить моно-ло
высказывание,
формулировать с
зрения, адекватн
использовать раз

17

1819

20

Швабрин — антигерой
повести А.С. Пушкина
«Капитанская дочка»

Урок комп-лексного примене-ния
знаний

P.P. Проект. Составление
электронной презентации
«Герои повести “
Капитанская дочка” и их
прототипы»

Урок комплекс-

Контрольная работа №
2 по произведениям А.С.

Урок конт-роля

ного примене-ния
знаний

Знать: сюжет и
содержание повести.
Понимать:
душевное состояние
героя; роль деталей
в характеристике
внутренней жизни
героя; роль эпизода
в повести. Уметь
определять значение
картин быта XVIII в.
для понимания
характеров героев и
идеи повести

Уметь работать с
дополнительной
литературой и
электронными
носителями,
сопоставлять
литературных героев
с их прототипами

Уметь проектировать и реа-

речевые средства
решения
коммуникативны
Познавательные
искать и выделят
необходимую ин
из учебника; опр
понятия, создава
обобщения, уста
аналогии.

Регулятивные: в
действия в соотв
поставленной зад
классифицироват
самостоятельно в
основания и крит
классификации.
Коммуникативны
ставить вопросы
обращаться за по
учебной литера-т
устанавливать пр
следственные свя
строить логическ
рассуждение,
умозаключение
(индуктивное, де
и по аналогии) и
выводы
Познавательные
осмысленно чита
объяснять значен
прочитанного, вы
текст для чтения
зависимости от п
ставленной цели
определять поня
Регулятивные: в
учебные действи
речевой и умстве
формах, ис-польз
речь для регуляц
дейст-вий, устан
причинно- следс
связи. Коммуник
строить монолог
высказывания, ов
умениями диалог
речи
Познавательные
устанавливать ан

Пушкина

лизовывать индивидуальный
маршрут восполнения проблемных зон
в изученных темах

ориентироваться
разнообразии спо
решения задач.

Регулятивные:
формулировать и
вать учебную зад

Коммуникативны
формулировать
собственное мне
свою позицию

21

22

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ
ЛЕРМОНТОВ (5 Ч)
«Мцыри» М.Ю. Лермонтова как
романтическая поэма

Трагическое противопоставление человека и
обстоятельств в поэме
М.Ю. Лермонтова
«Мцыри»

Урок полу-чения
новых зна-ний

Урок полу-чения
новых зна-ний

Знать: сведения о
жизни и твор-честве
М.Ю. Лермонтова;
поня-тие
романтизма как
литератур-ного
направления, сюжет
и содержание поэмы
«Мцыри».
Понимать: роль
художественных
средств, Уметь
владеть изученной
терминологией по
теме, владеть
навыками устной
монологической
речи
Понимать идейное
содержание поэмы,
свободолюбивую
лич-ность героя и
его стремление к
независимости,
совершенство-вать
навык анализа
поэтического текста
в единстве формы и
соде-ржания; учить
владеть монологической и
диалогической речью.Уметь выявлять
характер-ные художественные средства
и приемы лиро-эпического
изображения

Познавательные
и формулировать
познавательную

Регулятивные: п
метод информац
поиска, в том чис
помощью компью
средств.
Коммуникативны
устанавливать ра
отношения, эффе
сотрудничать и
способствовать
продуктивной ко

Познавательные
строить сообщен
исследовательско
характера в устн

Регулятивные:
формировать сит
флексии и
самодиагностики
Коммуникативны
проявлять активн
решения
коммуникативны
знавательных зад

23

24

25

Особенности композиции
поэмы М.Ю. Лермонтова
«Мцыри». Эпиграф и
сюжет поэмы

Урок полу-чения
новых зна-ний

P.P. Портрет и речь героя
как средства выражения
авторского отношения.
Смысл финала поэмы.
Проект

РР

Контрольная работа № 3
по произведениям М.Ю.
Лермонтова

Урок конт-роля

Научиться анализировать эпизод

Научиться владеть
изученной терминологией по теме,
владеть навыками
устной и письменной монологической
речи

Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный
маршрут восполнения проблемных зон
в изученных темах

Познавательные
самостоятельно д
выводы, перераб
информацию.
Регулятивные: у
планировать алго
ответа.

Коммуникативны
формулировать и
высказывать свою
зрения на событи
поступки героев
Познавательные
и формулировать
познавательную

Регулятивные: п
метод информац
поиска, в том чис
помощью компью
средств.
Коммуникативны
устанавливать ра
отношения, эффе
сотрудничать и
способствовать
продуктивной ко
Познавательные
устанавливать ан
ориентироваться
разнообразии спо
решения задач.

Регулятивные:
формулировать и
вать учебную зад

Коммуникативны
формулировать
собственное мне
свою позицию

26

НИКОЛАЙ
ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(7 Ч)
Н.В.Гоголь – великий
сатирик. Комедия
«Ревизор»: история
создания.

Урок ПНЗ

Знать сведения из
биографии
Н.В.Гоголя,
изученные ранее
произведения,
особенности
драматического

Познавательные
искать и выделят
необходимую ин
в предложенных

Регулятивные: у
осознавать усвое

27

Поворот русской
драматургии к социальной теме. «Комедия Н.В.
Гоголя «Ревизор».
Хлестаков и «миражная
интрига»

Урок ПНЗ

произведения,
историю создания
комедии «Ревизор»;
знать определение
понятия «комедия»,
учить составлять
тезисы к лекции.
Уметь определять
авторское
отношение к героям,
идейно-эмоциональное содержание
комедии, понимать
смысл конфликта

материал, осозна
качество и урове
усвоения.

Коммуникативны
ставить вопросы
щаться за помощ
формулировать с
затруднения

Познавательные
извлекать необхо
информацию из
прослушанного и
прочитанного те

Регулятивные: у
анализировать ст
творный текст.

Коммуникативны
читать вслух и п
прочитанное
28

29

«Ревизор»: Разоблачение
пороков чиновничества

«Ревизор».Хлестаковщина как общественное
явление

Практикум

Урок комплексного применения
знаний

Научиться выполнять
индивидуальное
задание в проектной
деятельности
группы

Знать понятие
«хлестаковщина».
Понимать
социальную
направленность
комедии, что
высмеивает Гоголь в
русской
действительности 19
века. Уметь
обобщить и систематизировать
полученные знания,
закрепить умения и
навыки проведения

Познавательные
называть и опред
объекты в соотве
содержанием.

Регулятивные:
формировать сит
морегуляции
эмоциональных с
т. е. формировать
операциональны
Коммуникативны
читать вслух и п
прочитанное
Познавательные
узнавать, называ
определять объек
соответствии с со
держанием (форм
умения работать
алгоритмам).

Регулятивные: п
метод информац
поиска, в том чис
помощью компью
средств.

Коммуникативны

анализа текста

30

Вн.чт. Повесть
Н.В.Гоголя «Шинель».
Образ «маленького»
человека в литературе.
Петербург как символ
вечного адского холода в
повести «Шинель»

Внекл. чт.

Знать понятие
«маленький
человек» в
литературе.
Понимать
гуманистический
пафос повести
«Шинель». Уметь
аргументированно
строить
монологические
высказывания по
тексту повести

31

Роль фантастики в произведениях Н.В. Гоголя
(проект)

Урок комп-лекс-

Научиться определять роль фантастики в произведении

ного применени
зна-ний
Внекл. чт.

32

Контрольная работа № 4
по произведениям Н.В.
Гоголя

Урок конт-роля

Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный
маршрут восполнения проблемных зон
в изученных темах

формировать нав
выразительного
коллективного
взаимодействия
Познавательные
синтезировать по
информацию для
составления отве
Регулятивные: у
выпол-нять учеб
действия (отвеча
вопро-сы теста);
нировать алгорит
работать самосто
Коммуникативны
строить моно-ло
высказывание,
формулировать с
зрения, адекватн
использовать раз
речевые средства
решения
коммуникативны
Познавательные
синтезировать по
информацию для
составления
ответа(тест).Регу
уметь выполнять
действия (отвеча
вопросы теста); п
нировать алгорит
работать самосто

Коммуникативны
строить монолог
высказывание,
формулировать с
зрения, адекватн
использовать раз
речевые средства
решения
коммуникативны
Познавательные
устанавливать ан
ориентироваться
разнообразии спо
решения задач.

Регулятивные:
формулировать и

вать учебную зад

33

34

35

Внекл. чтение Изображение русской жизни и
русских характеров в
рассказе «Певцы»

Художественная сатира
на современные
писателю порядки в
романе «История одного
города» (отрывок)

Роман
М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного
города» как пародия на
официальные исторические сочинения

Урок полу-чения
новых зна-ний

Урок полу-чения
новых зна-ний

Прак-тикум

Знать о личности и
взглядах
И.С.Тургенева,
показать связь его
творчества с
историей, углубить
понятие о русском
национальном
характере;
продолжить работу с
малой прозаической
формой. Уметь
составлять
характеристику
героев
Знать: сведения о
жизни и твор-честве
М.Е. СалтыковаЩедрина; сюжет и
содержание
«Истории одного
города»; понятия
гипер-бола, гротеск,
аллегория, ирония,
пародия..
Понимать:
сатирический пафос
произведения;
позицию автора и
его отношение к
героям.
Уметь:
выразительно читать
ро-ман; давать
сравнительную характеристику героев;
выяснять зна-чение
незнакомых слов и
выра-жений, определять сатирические
способы художественного изоб-ражения действительности, приз-наки ли-

Коммуникативны
формулировать
собственное мне
свою позицию
Познавательные
самостоятельно д
выводы, перераб
информацию.
Регулятивные: у
планировать алго
ответа.

Коммуникативны
формулировать и
высказывать свою
зрения на событи
поступки героев

Познавательные
устанавливать ан
ориентироваться
разнообразии спо
решения задач.

Регулятивные:
формулировать и
вать учебную зад

Коммуникативны
формулировать
собственное мне
свою позицию

Познавательные
и формулировать
познавательную

Регулятивные: п
метод информац
поиска, в том чис
помощью компью
средств.

Коммуникативны
устанавливать ра
отношения, эффе
сотрудничать и
способствовать
продуктивной ко

тературной пародии
в художественном
тексте
36

37

38

Сатира на чиновничество
в рассказе Н.С. Лескова
«Старый гений»

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ
ТОЛСТОЙ (3 Ч)
Идеал взаимной любви и
согласия в обществе.
Рассказ «После бала»
Л.Н. Толстого

Психологизм рассказа
Л.H. Толстого «После
база»

Урок ПНЗ

Знать сведения о
жизни и творчестве
Н.С.Лескова, сюжет
и содержание
рассказа «Старый
гений». Понимать
его сатирическую
направленность
против
чиновничества.
Уметь Строить
связный текст,
аргументировать
свои ответы

Познавательные
выделять и форм
познавательную
Регулятивные: у
оценивать и форм
ровать то, что уж
Коммуникативны
моделировать
монологическое
высказывание, ар
ровать свою пози
координировать
позициями партн
выработке общег
в совместной дея

Урок получения
новых знаний

Знать: сведения о
жизни и творчестве
Л.Н. Толстого;
сюжет и содержание
рассказа «После
бала»; способы
создания образов.
Понимать:
гуманистический
пафос произведения;
отношение автора к
героям. Уметь:
объяснять
особенности сюжета
и композиции;
выразительно читать
и пересказывать
рассказ; характеризовать героев и их
поступки; объяснять
слова, называющие
реалии XIX века,
выстраивать
внутреннюю монологическую речь

Познавательные
искать и выде-ля
необходимую ин
в предложенных
Регулятивные: у
выполнять учебн
действия, планир
алгоритм ответа.
Коммуникативны
определять общу
пути ее достижен

Познавательные
искать и выделят
необходимую ин
в предложенных

Регулятивные: у
осознавать усвое
материал, осозна
качество и урове
усвоения.

Коммуникативны
ставить вопросы
щаться за помощ
формулировать с
затруднения

39

40

P.P. Нравственность в основе поступков героя
рассказа Л.H. Толстого
«После бала»

Вн. чт. А.С. Пушкин
«Цветы последние
милей…», М.Ю. Лермонтов «Осень»,

РР

Урок комплексного применения
знаний

Ф.И. Тютчев «Осенний
вечер»

41

P.P. А.А. Фет «Первый
ландыш», А.Н. Майков
«Поле зыблется
цветами…» Поэтическое
изображение родной
природы и выражение
авторского настроения,
миросозерцания

Урок комп-лексного применения
знаний

Знать основные
литературоведческие
и нравственные
понятия. Понимать
гуманистическое
звучание повести.
Уметь составлять
портрет героя,
используя цитаты и
план

Познавательные
извлекать необхо
информацию из
прослушанного и
прочитанного те

Знать: элементы
анализа поэтического текста;
содержание
стихотворений
А.С.Пушкина,М.Ю.
Лермонтова,
Ф.И.Тютчева; одно
стихотворе-ние
наизусть.
Понимать: авторское стремление
к гармонии человека
и природы. Уметь:
выразительно читать
и анализировать
стихотворения,
определять их жанр.
Уметь
анализировать
поэтический текст
Знать: сведения о
жизни и творчестве
А.А.Фета, А.Н.
Майкова,
особенности их
лирики. Уметь
выразительно читать
по образцу из фонохрестоматии,
анализировать
поэтический текст

Познавательные
называть и опред
объекты в соотве
содержанием.

Регулятивные: у
анализировать те
Коммуникативны
читать вслух и п
прочитанное

Регулятивные:
формировать сит
морегуляции
эмоциональных с
т. Е. формироват
операциональны
Коммуникативны
читать вслух и п
прочитанное

Познавательные
узнавать, называ
определять объек
соответствии с со
держанием (форм
умения работать
алгоритмам).

Регулятивные: п
метод информац
поиска, в том чис
помощью компью
средств.

Коммуникативны
формировать нав
выразительного
коллективного

взаимодействия

42

43

АНТОН ПАВЛОВИЧ
ЧЕХОВ (2 Ч)
История о любви и
упущенном счастье в
рассказе А.П. Чехова «О
любви»

Психологизм рассказа
А.П. Чехова «О любви»

Урок получения
новых знаний

Урок полу-чения
новых знаний

Знать: сведения о
жизни и творчестве
А.П. Чехова; сюжет
и содержание
рассказа «О любви».
Понимать:
нравственную
проблематику
рассказа; отношение
автора к героям.
Уметь: строить
развернутые
высказывания на
основе
прочитанного;
прослеживать
изменения в
поведении героя и
объяснять причины
этих изменений,
определять идейноэмоциональное
содержание рассказа

Познавательные
устанавливать ан
ориентироваться
разнообразии спо
решения задач.

Регулятивные:
формулировать и
вать учебную зад

Коммуникативны
формулировать
собственное мне
свою позицию

Познавательные
синтезировать по
информацию для
составления отве

Регулятивные: у
выполнять учебн
действия (отвеча
вопросы теста); п
нировать алгорит
работать самосто

Коммуникативны
строить монолог
высказывание,
формулировать с
зрения, адекватн
использовать раз
речевые средства
решения
коммуникативны
44

Повествование о любви в
различных ее состояниях
и в различных
жизненных ситуациях в
рассказе И.А. Бунина
«Кавказ»

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Урок получения
Знать: сведения о
Познавательные
новых знаний
жизни и творчестве
синтезировать по
И.А. Бунина; сюжет
информацию для
и содержание
составления отве
рассказа «Кавказ».
(тест).Регулятив
Понимать: смысл
выполнять учебн
названия рассказа;
действия (отвеча
отношение автора к
вопросы теста); п
героям. Уметь:
нировать алгорит
выразительно читать работать самосто
и пересказывать
текст; сопоставлять
Коммуникативны

рассказ с другими
литературными
произведениями.
Уметь анализировать текст

45

46

47

P.P. Утверждение
согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье (по рассказу
«Куст сирени» А.И. Куприна)

РР

P.P.Историческая тема в
стихотворении А.А.
Блока «Россия», ее
современное звучание и
смысл

РР

СЕРГЕЙ
АЛЕКСАНДРОВИЧ
ЕСЕНИН (2 Ч)
Историческая тема в
поэме С.Есенина
«Пугачёв»

Прак-тикум

Урок получения
новых знаний

Научиться анализировать текст
рассказа

Знать: сведения о
жизни и твор-честве
А.А.Блока;
содержание
стихотворения
«Россия».
Понимать:
настроения, выраженные автором в
стихотворении, его
патриотическую
тематику. Уметь:
выразительно читать
стихотворение;
находить в
поэтических текстах
изобразительновыразительные
средства и
определять их роль,
определять тему и
идею поэтического
текста

Знать: сведения о
жизни и творчестве
С.А. Есенина, поэма
как жанр;
содержание,

строить монолог
высказывание,
формулировать с
зрения, адекватн
использовать раз
речевые средства
решения
коммуникативны
Познавательные:
искать и выделят
необходимую ин
из учебника, опр
понятия, создава
обобщения. Регу
выбирать действ
соответствии с
поставленной зад
Коммуникативны
ставить вопросы
обращаться за по
учебной литерат
Познавательные
осмысленно чита
объяснять значен
танного, выбират
для чтения в зави
от поставленной
определять поня
Регулятивные: в
учебные действи
речевой и умстве
формах, испо-льз
речь для регуляц
дей-ствий, устан
причинно- след-с
связи.

Коммуникативны
строить монолог
высказывания, ов
умениями диалог
речи

Познавательные
устанавливать ан
ориентироваться
разнообразии спо

историческую
основу поэмы.
Уметь определять
языковые и
композиционные
особенности поэмы

48

Развитие речи. Образ
Пугачева в фольклоре,
произведениях
А.Пушкина и С.Есенина

Комбинированный
урок

Уметь проектировать и корректировать
индивидуальный
маршрут восполнения проблемных зон
в изученных темах

49

И.С. Шмелев. Рассказ о
пути к творчеству. «Как я
стал писателем»

Урок получения
новых знаний

Научиться определять особенности
повествования И.С.
Шмелева

50

ПИСАТЕЛИ
УЛЫБАЮТСЯ (4 Ч) P.P.
Журнал «Сатирикон».
Тэффи, О. Дымов,

Урок получения
новых знаний

Научиться владеть
изученной терминологией по теме,
владеть навыками
устной монологической речи, выполнять
индивидуальное
задание в проектной
группе

А.Т. Аверченко.
«Всеобщая исто-рия,
обработанная «Сатириконом» (отрывки).
Проект

51

Тэффи. Рассказ «Жизнь и
воротник». Сатира и

Урок-исследование

Знать
биографические

решения задач.

Регулятивные:
формулировать и
вать учебную зад

Коммуникативны
формулировать
собственное мне
свою позицию
Познавательные
самостоятельно д
выводы, перераб
информацию.
Регулятивные: у
планировать алго
ответа.

Коммуникативны
формулировать и
высказывать свою
зрения
Познавательные
искать и выделят
необходимую ин
из учебника, опр
понятия, создава
обобщения. Регу
выбирать действ
ветствии с поста
задачей.
Коммуникативны
ставить вопросы
обращаться за по
учебной литерат
Познавательные
и формулировать
познавательную

Регулятивные: п
метод информац
поиска, в том чис
помощью компью
средств.
Коммуникативны
устанавливать ра
отношения, эффе
сотрудничать и
способствовать
продуктивной ко
Познавательные
выделять и форм

юмор в рассказе

52

53

P.P. М.М. Зощенко.
Рассказ «История болезни». Сатира и юмор в
рассказе

М.А. Осоргин. Сочетание
фантастики и реальности
в рассказе «Пенсне»

сведения, понятия
сатира и юмор.
Понимать отличие
сатиры от юмора.
Уметь
анализировать
прочитанное,
аргументировать
свой ответ

РР

Урок получения
новых знаний

Знать
биографические
сведения, понятия
сатира и юмор.
Понимать отличие
сатиры от юмора.
Уметь выделять
приемы сатирического изображения
действительности в
рассказе

Научиться определять особенности
повествования М.А.
Осоргина.
Понимать, где
реальность, где
фантастика. Уметь
анализировать текст

познавательную
Регулятивные: у
оценивать и форм
ровать то, что уж
Коммуникативны
моделировать
монологическое
высказывание, ар
ровать свою пози
координировать
позициями партн
выработке общег
в совместной дея
Познавательные
извлекать необхо
информацию из
прослушанного и
прочитанного те
составлять разве
сообщение.

Регулятивные: у
анализировать те
соотносить чужи
нравственные пр
своими.

Коммуникативны
читать вслух, пон
прочитанное и
аргументировать
точку зрения
Познавательные
искать и выделят
необходимую ин
в предложенных

Регулятивные: у
осознавать усвое
материал, осозна
качество и урове
усвоения.

Коммуникативны
ставить вопросы
щаться за помощ
формулировать с
затруднения

54

АЛЕКСАНДР
ТРИФОНОВИЧ
ТВАРДОВСКИЙ (2Ч)
Жизнь народа на крутых

Урок получения

Знать: сведения о

Познавательные

55

56

переломах и поворотах
истории в произведении
А. Твардовского
«Василий Теркин»

новых знаний

РР А.Т.Твардовский.
Анализ глав из поэмы
«Василий Теркин»

Урок кон-троля

М.В. Исаковский
«Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш.
Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не
поют»

Урок-кон-церт

жизни и твор-честве
А.Т.Твардовского;
содер-жание глав
поэмы «Василий
Теркин». Понимать:
настроения,
выраженные автором в поэме, его
патриотическую
тематику. Уметь:
выразительно читать
поэму; нахо-дить в
поэтических текстах
изоб-разительновыразительные
средст-ва и
определять их роль,
определять тему и
идею поэтического
текста, делать
выводы, характеризовать героя
Научиться проектировать и корректировать
индивидуальный
маршрут восполнения проблемных зон
в изученных темах

Научиться определять идейно-эмоциональное содержание
произведений о войне

выделять и форм
познавательную
Регулятивные: у
оценивать и форм
ровать то, что уж
Коммуникативны
моделировать
монологическое
высказывание, ар
ровать свою пози
координировать
позициями партн
выработке общег
в совместной дея

Познавательные
называть и опред
объекты в соотве
содержанием.

Регулятивные:
формировать сит
морегуляции
эмоциональных с
т. е. формировать
операциональны
Коммуникативны
читать вслух и п
прочитанное
Познавательные
узнавать, называ
определять объек
соответствии с со
держанием (форм
умения работать
алгоритмам).

Регулятивные: п
метод информац
поиска, в том чис
помощью компью
средств.

Коммуникативны
формировать нав

57

58

59

А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин«Дороги».Лирические
и героические песни о
Великой Отечественной
войне

ВИКТОР ПЕТРОВИЧ
АСТАФЬЕВ (3 Ч)
Автобиографический
характер рассказа В.П.
Астафьева «Фотография,
на которой меня нет»

Мечты и реальность
довоенного детства в
рассказе В.П. Астафьева
«Фотография, на которой
меня нет»

Урок-кон-церт

Урок полу-чения
новых знаний

Урок комплексного примене-ния
зна-ний

Научиться определять жанрово- композиционные
особенности песен о
Великой Отечественной войне

Знать сведения о
жизни и творчестве
В.П.Астафьева.
Научиться
определять
автобиографические
черты рассказа, тему
и основную мысль
рассказа,
анализировать
композицию
произведения

Уметь давать
характеристику
поступкам героя,
определять значение
эпизодов,
самостоятельной
работе с текстом.

выразительного
коллективного
взаимодействия
Познавательные
синтезировать по
информацию для
составления отве

Регулятивные: у
определять меры
изученного мате
Коммуникативны
делать анализ тек
используя изучен
терминологию и
полученные знан

Познавательные
синтезировать по
информацию для
составления отве

Регулятивные: у
выполнять учебн
действия (отвеча
вопросы теста); п
нировать алгорит
работать самосто

Коммуникативны
строить монолог
высказывание,
формулировать с
зрения, адекватн
использовать раз
речевые средства
решения
коммуникативны
Познавательные
синтезировать по
информацию для
составления отве

Регулятивные: у
выполнять учебн
действия (отвеча
вопросы теста); п
нировать алгорит
работать самосто

Коммуникативны

60

61

Контрольная работа №
7 по произведениям о Великой Отечественной
войне

РУССКИЕ ПОЭТЫ О
РОДИНЕ, РОДНОЙ
ПРИРОДЕ (ОБЗОР) (2 Ч)
И.Ф. Анненский «Снег»;

Урок конт-роля

Урок-концерт

Д.С. Мережковский
«Родное»,
«Не надо звуков»;
Н.А. Заболоцкий «Вечер
н а Оке»,«Уступи
мне,скворец,уголок…»

Научиться проектировать и корректировать
индивидуальный
маршрут восполнения проблемных зон
в изученных темах

62

«Мне трудно без России…»;З.Н Гип-пиус
«Знайте!»,
«Так и есть»;
Дон-Аминадо «Бабье

Урок-концерт

Регулятивные:
формировать сит
морегуляции
эмоциональных с
т. Е. формироват
операциональны
Коммуникативны
читать вслух и п
прочитанное

Знать
биографические
сведения, средства
художественной
выразительности.
Понимать
философский
подтекст лирики.
Уметь выявлять
характерные особенности лирики о природе

Познавательные
строить сообщен
исследовательско
характера в устн

Научиться определять жанрово-стилистические черты
лирического произведения, определять
тему, идею, делать
анализ поэтического
текста, находить
средства
художественной
выразительности

Познавательные
самостоятельно д
выводы, перераб
информацию.
Регулятивные: у
планировать алго
ответа.

Н.М. Рубцов «По
вечерам»,«Встреча»
«Привет, Россия…»
Поэты русского зарубежья об оста-вленной ими
Родине. Н.А. Оцуп

строить монолог
высказывание,
формулировать с
зрения, адекватн
использовать раз
речевые средства
решения
коммуникативны
Познавательные
называть и опред
объекты в соотве
содержанием.

Регулятивные:
формировать сит
флексии и
самодиагностики
Коммуникативны
проявлять активн
решения
коммуникативны
знавательных зад

Коммуникативны
формулировать и
высказывать свою

лето»;

зрения в соотнес
позицией автора

И.А. Бунин«У пти-цы
есть гнездо…». Общее и
индивиду-альное в
произве-дениях русских
поэтов о Родине
63

Семейная вражда и любовь героев в трагедии
«Ромео и Джульетта» У.
Шекспира. Сонеты

Урок полу-чения
новых знаний

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5
Научиться опредеПознавательные
лять идейно-эмоцио- и формулировать
нальное содержание познавательную
трагедии
Регулятивные: п
метод информац
поиска, в том чис
помощью компью
средств.

Коммуникативны
устанавливать ра
отношения, эффе
сотрудничать и
способствовать
продуктивной ко
64

65

Ромео и Джульетта —
символ любви и верности. Тема жертвенности

Ж.-Б. Мольер – великий
комедиограф. «Мещанин
во дворянстве» — сатира
на дворянство и
невежество буржуа

Урок полу-чения
новых знаний

Урок полу-чения
новых знаний

Научиться владеть
изученной терминологией по теме,
навыкам устной монологической речи

Научиться определять жанрово-стилистические черты
пьесы Ж.-Б.
Мольера

Познавательные
выделять и форм
познавательную

Регулятивные: у
оценивать и форм
ровать то, что уж
Коммуникативны
моделировать
монологическое
высказывание, ар
ровать свою пози
координировать
позициями партн
выработке общег
в совместной дея
Познавательные
самостоятельно д
выводы, перераб
информацию.
Регулятивные: у
планировать алго
ответа.

Коммуникативны
формулировать и

66

67

68

Особенности
классицизма в комедии
«Мещанин во дворянстве» Ж.- Б. Мольера

Вальтер Скотт.
Исторический роман
«Айвенго»

Итоговое
тестирование

Урок полу-чения
новых знаний

Урок полу-чения
новых знаний

Урок конт-роля

Научиться определять признаки классицизма в комедии
Ж.-Б. Мольера

Научиться выразительно читать текст,
анализировать текст

Уметь проектировать и корректировать
индивидуальный
маршрут восполнения проблемных зон
в изученных темах

высказывать свою
зрения в соотнес
позицией автора
Познавательные
извлекать необхо
информацию из
прослушанного и
прочитанного те

Регулятивные: у
анализировать те
Коммуникативны
читать вслух и п
прочитанное
Познавательные
называть и опред
объекты в соотве
содержанием.

Регулятивные:
формировать сит
морегуляции
эмоциональных с
т. Е. формироват
операциональны
Коммуникативны
читать вслух и п
прочитанное
Познавательные
осмысленно чита
объяснять значен
прочитанного, вы
текст для чтения
зависимости от п
ставленной цели
определять поня
Регулятивные: в
учебные действи
речевой и умстве
формах, ис-польз
речь для регуляц
дейст-вий, устан
причинно- следс
связи.

Коммуникативны
строить монолог
высказывания в
письменной фор


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».